Американский «Зверобой»

Автор: Maks Сен 7, 2020

Впервые встретившись в 1943 году с немецкой бронетехникой во время высадки в Тунисе, американские войска были неприятно удивлены. Оказалось, что с новыми «толстокожими» немецкими танками орудия ПТО армии США справиться не могли.

Хотя в Тунисе был всего один батальон «Тигров», впечатление на американцев он произвел немалое. Военное министерство Соединенных Штатов стало срочно искать «противоядие» против немецких тяжелых танков.

С неба на землю

Нельзя сказать, что еще до непосредственного вступления американской армии в боевые действия против вермахта командование сухопутных войск США не предпринимало никаких действий к созданию оружия, способного бороться с вражескими танками. На основе опыта польской и французской кампаний 1939-1940 годов был сделан вывод о том, что основой противотанковой обороны должны стать подвижные и бронированные истребители танков. Они должны быть более подвижны, чем обычные противотанковые орудия, а орудийные расчеты защищены от огня противника броней.

Первым таким истребителем танков стал М10, изготовленный на базе среднего американского танка М4 «Шерман». Его серийное производство началось в сентябре 1942 года. М10 имел открытую сверху вращающуюся башню, в которой стояла 76-мм пушка М3. Ее снаряд мог пробить броню толщиной до 80 мм с дистанции 900 метров. Для 1942 года это был неплохой показатель. Но немцы готовились к выпуску тяжелых танков «Тигр» и «Пантера», с которыми М10 в открытом бою вряд ли могли бы справиться.

Комитет вооружений армии США начал проработку проекта нового истребителя танков, который мог бы поражать вражескую бронетехнику на дистанции прямого выстрела. Под впечатлением удачных действий немецкой 88-мм зенитной пушки, снаряды которой пробивали броню танков союзников на любой дистанции, было решено поставить на новую машину американскую 90-мм зенитную пушку М1/М2. Естественно, доработав ее и приспособив к стрельбе по наземным целям. Это было непросто сделать, учитывая крайне ограниченный объем вращающейся башни, в которой пушка должна была быть установлена. Пришлось изменить противооткатные устройства и люльку орудия, добавить механизм ручного открытия и закрытия затвора. Установить 90-мм орудие на новый истребитель танков удалось в начале 1943 года. Новая пушка была существенно длиннее и тяжелее 76-мм орудия М10. Стало очевидным, что для нее потребуется башня большего размера с более мощным поворотным механизмом.

На М10 вес 76-мм орудия компенсировался при помощи специальных металлических грузов общим весом 1600 кг, которые крепились на задней стенке башни. На новой башне в роли противовеса выступал большой стальной ящик, расположенный сзади и служащий для размещения орудийных выстрелов первой очереди. Бронирование башни было увеличено. Экипаж размещался в башне следующим образом: командир слева от орудия за наводчиком, справа от орудия — заряжающий. Два созданных прототипа САУ Т71 на базе М10 и Т71Е1 на базе М10А1 были направлены для испытаний на Абердинский полигон.

В ходе испытаний заказчик потребовал провести ряд изменений. К ноябрю 1943 года работы над новым истребителем танков были завершены. Тогда же армия рекомендовала начать производство достаточного количества новых истребителей танков для вооружения десяти самоходно-противотанковых батальонов и прекратить выпуск М10. Формально же новая машина была принята на вооружение под обозначением МЗ6 в июне 1944 года, уже после начала производства.

Победа нокаутом

Поначалу была заказана ограниченная серия машин. 500 экземпляров М36 предполагалось переделать из М10, заменив лишь башню. С апреля по июль 1944 года удалось произвести только 300 машин. Но после высадки союзников в Нормандии и встречи с «Тиграми» и «Пантерами», потребность в истребителях танков оказалась настолько велика, что к производству МЗ6 подключили дополнительные предприятия, до того времени их не производившие.

САУ М36 SluggerС июля по декабрь 1944 года удалось дополнительно произвести еще 500 истребителей танков. В войсках МЗ6 за способность одним попаданием выводить из строя вражескую бронетехнику прозвали «Слаггером» (Slugger — термин из бокса — так называли боксера, побеждающего противника нокаутом).

МЗ6 исправно «нокаутировали» немецкие тяжелые танки. Например, бронебойный снаряд ТЗЗ пробивал лобовую броню танка «Пантера» с дистанции 1000 метров, а бронебойный снаряд М82 пробивал все бронеплиты, кроме верхней лобовой детали корпуса, нижней лобовой детали «Тигра II» и маски орудия. Пробитие же нижней лобовой детали «Пантеры» было достигнуто на дистанциях в 594 и 869 метров.

МЗ6 оказалась единственной американской машиной, которая могла на равных бороться с немецкими тяжелыми танками. В американской армии МЗ6 состояли на вооружении отдельных самоходноистребительных противотанковых батальонов, которые придавались дивизиям. Группа из нескольких таких батальонов находилась в корпусном или армейском подчинении. По штатному расписанию в каждом батальоне имелось по 36 самоходных установок, 35 офицеров и 738 солдат и сержантов.

К январю 1945 года на западноевропейском ТВД имелось шесть батальонов, вооруженных МЗ6: пять в составе 12-й группы армий и шестой — в 6-й группе армий.

Как он был устроен

Истребитель танков МЗ6 имел противоснарядную броню с использованием рациональных углов наклона и открытым сверху боевым отделением. В зависимости от разновидности истребители танков имели разные варианты корпуса: МЗ6 и М36В2 — от М10А1 и М10, а модификация М36В1 — от танка М4АЗ. Броневой корпус М10 представлял из себя жесткую несущую коробочную конструкцию, которая собиралась из катаных листов броневой стали методом сварки, применялись в нем и литые броневые детали. Верхняя лобовая деталь была толщиной 38 мм и располагалась под углом 55° к вертикали.

Нижняя лобовая деталь была литым кожухом трансмиссии и имела аналогичный угол наклона. Нижняя часть бортов корпуса обладала толщиной 25 мм, верхняя собиралась из 19-мм бронелистов, размещенных под наклоном 38°, бронирование кормы также составляло 19 мм. Крыша корпуса в районе подбашенной коробки имела бронирование 19 мм, в районе моторного отделения — 10 мм. Днище самоходки было толщиной 13 мм. Дополнительным бронированием были 6-мм экраны, которые закрывали верхнюю ветвь гусениц.

Корпус танка М4АЗ имел схожую конструкцию, но более существенное бронирование. Верхняя лобовая деталь корпуса имела толщину 64 мм и угол наклона брони 47°, кожух трансмиссии повторял деталь М10. Бортовое бронирование составляло 38 мм, при этом верхняя часть бортов была вертикальной, за исключением скосов в районе моторного отделения. Бронирование кормы корпуса составляло 38 мм. Крыша корпуса собиралась из бронелистов толщиной 19-мм, а днище из 25-мм плит в передней части машины и 13-мм в районе моторного отделения истребителя танков.

Полностью литая башня МЗ6 была одинакова для всех модификаций и обладала цилиндрической формой с развитой кормовой нишей. Борта башни имели бронирование 32 мм. Корма ниши башни, выступавшая в роли противовеса, имела толщину 127 мм. Лобовая часть башни обладала сложной формой и прикрывалась литой маской орудия толщиной 76 мм. Башня была открыта сверху, но небольшой участок лобовой ее части и кормовая ниша имели бронированную крышу толщиной от 10 до 25 мм.

Считалось, что таким образом можно было снизить загазованность боевого отделения, кроме того, улучшить обзорность, а также несколько уменьшить массу установки. Однако на машинах более поздних выпусков башню сверху все же прикрыли стальными откидными створками.

Главное оружие

Основным оружием истребителя танков МЗ6 Slugger было 90-мм нарезное полуавтоматическое орудие М3, созданное на основе зенитного орудия. Орудие оснащалось вертикальным клиновым затвором, длина ствола составляла 50 калибров (4500 мм). Начиная с 601-го серииного истребителя танков орудия оборудовались резьбовым креплением для однокамерного дульного тормоза, однако вплоть до 1400-й машины самим дульным тормозом МЗ6 на заводе не оснащались и снабжались защитным кожухом для резьбового крепления.

Для обеспечения точности и плавности вертикального наведения орудие оснащалось компенсатором пружинного типа. Скорострельность составляла 8 выстрелов в минуту. Углы вертикального наведения орудия составляли от -10° до +20°. Вертикальное наведение орудия осуществлялось вручную, горизонтальное обеспечивалось поворотом башни с использованием электрогидравлического или дублирующего ручного привода. Для ведения огня с закрытых позиций имелись азимутальный указатель М18 и квадрант возвышения М9. В боекомплект пушки входили 47 выстрелов. Номенклатура боеприпасов пушки истребителя танков МЗ6 насчитывала несколько различных типов снарядов. Это бронебойные калиберные, а также бронебойные подкалиберные и стальные цельнокорпусные осколочно-фугасные гранаты.

Во вспомогательное вооружение МЗ6 входил крупнокалиберный 12,7-мм пулемет М2НВ «Браунинг», который находился в турели на крыше кормовой ниши башни. С его помощью можно было эффективно поражать цели на максимальной дальности 1500 метров. Боевая скорострельность составляла 75 выстрелов в минуту, хотя темп стрельбы достигал 450-500 выстрелов в минуту. Боекомплект пулемета составляли 1000 патронов, помещенных на 20 лентах в магазинах-коробках.

Штатным оружием также являлись пять 7,62-мм карабинов М1, к ним прилагалось 45 патронов в 30 магазинах. Имелись на самоходке и ручные гранаты.

В зависимости от модификации МЗ6 могла оснащаться несколькими вариантами двигателей. МЗ6 и М36В1 имели V-образный 8-цилиндровый авиационный карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения мощностью 450 л. с. Топливом для него служил бензин с октановым числом не ниже 80. Запуск двигателя производился с помощью стартера. На
версии М36В2, которая выпускалась на шасси М10, силовая установка состояла из двухрядных 6-цилиндровых дизельных двигателей жидкостного охлаждения, мощность установки составляла 375 л. с. Вспомогательные системы двигателя были в целом схожи с другими модификациями самоходки. На МЗ6 имелось четыре топливных бака общим объемом 727 литров. М36В1, выпускавшийся на базе танка М4АЗ, обладал несколько иным расположением топливных баков. Их емкость составляла от 636 до 659 литров. На М36В2 емкость топливных баков составляла 625 литров.

Только для армии США!

В отличие от М10, ни один истребитель танков МЗ6 до окончания боевых действий не был поставлен союзникам США. Командование 6-й группы армий весной 1945 года рассматривало возможность передачи некоторого количества МЗ6 французским войскам, но в итоге от этой идеи решено было отказаться — в то время как все французские противотанковые батальоны были самоходными, часть батальонов 6-й группы армий все еще была вооружена буксируемыми противотанковыми пушками.

В послевоенный период МЗ6 поступили на вооружение в силы самообороны Японии. Есть информация о том, что один М36В2 в качестве трофея был захвачен Ираком у Ирана в ходе войны 1980-1988 годов.

Александр ЕГОРОВ

Загадки истории » История оружия » Американский «Зверобой»

  Рубрика: История оружия 4 раз просмотрели

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:27. Время генерации:0,185 сек. Потребление памяти:7.1 mb