Бессмертный лик Кощея
Благодаря русским сказкам и былинам, поэмам Александра Пушкина, а также замечательным детским фильмам режиссера Александра Роу у нас сложился яркий образ Кощея (или Кащея) Бессмертного — главного злодея русских сказок.
Имя Кощей, по «народным» представлениям, происходит от слова «кость», то есть «кощей» — синоним слова «скелет». Но у знатока русского язычества, археолога и академика Бориса Рыбакова другое мнение.
Колдун с чувством юмора
В языческой Руси древние мифы именовались кощунами. Их часто исполняли во время тризны — поминального пира по умершему. Во времена борьбы с язычеством, по воле православного духовенства, появилось слово «кощунствовать», то есть «надругаться над святыней», другими словами, отвергать Библию и писания Святых отцов. Церковь всячески осуждала кощуны и сказителей мифов — «коицюнников», «кощеев», так как ими были старцы-волхвы, жрецы Перуна да Ярилы.
Когда идолов повергли в прах, народ принял крещение, но отказаться от кощун совсем не смог. Из мифов народная фантазия создавала волшебные сказки и сказания о богатырских подвигах. В них Кощей Бессмертный, воцарившийся в «потустороннем мире», предстает весьма способным колдуном, не лишенным чувства черного юмора. То он Ивана-царевича превращал в орех, то царевну — в лягушку, а в сказке «Иван Соснович» расправился с целым царством, обратив его в камень. И все эти фокусы были вызваны одной навязчивой идеей: жаждой похитить юную деву, чтобы затем овладеть ею.
Странно, что злодей использовал всегда одну и ту же провальную тактику. Сначала эффектно похищал девушку, затем безуспешно пытался добиться близости, а не добившись, превращал красавиц в лягушек или змей. И лишь однажды Кощей полюбился одной прекрасной даме. Возможно, ей пришлось выбирать из двух зол меньшее. Так было в былине про Ивана Годиновича. В ней Кощей Бессмертный, именуемый экзотическим отчеством Трипетович, посватался к черниговской княжне Настасье Дмитриевне и заручился ее согласием. А соперник, вероломный Иван Годинович, похитил невесту и увез в «чисто поле».
Нагнав похитителя, Кощей Трипетович вновь попросил Настасью стать его законной супругой. И она опять согласилась. Счастливая пара привязала Ивана к дубу, после чего ушла предаваться любовным утехам в шатер. Затем прилетел ворон и начал каркать влюбленным, что быть Настасье не Кощеевой женой, а супругой Ивана Годиновича, что впоследствии оправдалось. В порыве праведного гнева Кощей выстрелил в ворона, но стрела изменила траекторию и убила его самого.
Это необычный поворот сюжета, поскольку силы для своего существования Кощей черпал из некоего яйца, которое было символом мироздания у древних славян. В яйце заключалась вся сила Кощея, именно поэтому он был непобедим и бессмертен. И для того чтобы его убить, необходимо было уничтожить то самое яйцо.
Но удивительно и то, что сюжет этой былины получил материальное подкрепление.
Тайна черной могилы
В 1870-х годах, на окраине города Чернигова (Украина) был раскопан курган, под насыпью которого обнаружили остатки большого поминального костра. В X веке здесь были сожжены трупы двух воинов (вероятно, черниговского князя Черного и его сына), а также рабов и рабынь. В кургане, названном Черной могилой, на кострище лежали мечи, кольчуги, наконечники копий и стрел, металлические сосуды, глиняные горшки, византийские монеты и ритуальные предметы — железный котел с костями барана, два жертвенных ножа, бронзовый идол и два знаменитых сосуда из турьих рогов, окованных чеканным серебром с позолотой.
Турьи рога-ритоны для возлияния были обязательной принадлежностью погребальных пиров. На большом роге (длина его 67 сантиметров) по золотому фону, помимо растительного орнамента, рельефно вычеканены 12 фигур: звери и птицы, два чудища и две человеческие фигуры — бородатый муж с луком в руке и девица с длинной косой, держащая лук и колчан для стрел.
Наиболее достоверную расшифровку изображенного сюжета предложил академик Рыбаков. Он убежден, что на черниговском роге представлена «наиболее полная аналогия черниговской же былины об Иване Годиновиче». В частности, показан Кощей рядом с невестой Настасьей. Этот «портрет» — единственный (!), и пришел он к нам из эпохи великого князя киевского Святослава.
На турьем роге из Черной могилы изображена финальная сцена былины. Древний мастер-чеканщик использовал реалистические приемы для «узнавания» — коса у девушки, стрижка «под горшок» у Кощея. Любопытно, что тот вовсе не костлявый.
Как и в былине, Настасья подала ему лук и колчан. Лук и три стрелы изображены тщательно. Первая ушла ввысь. Вторая надломилась. Третья, летящая в голову Кощея, попала в цель.
Михаил ЕФИМОВ
Предыдущая⇐ ⇐Памятник тысячелетию России⇐ ⇐
Следущая⇒ ⇒Драгоценный «Регент»⇒ ⇒
https://zagadki-istorii.ru