1940 год. Как поссорились Англия и Франция

Автор: Maks Дек 14, 2020

Наши читатели, конечно, удивятся: какая война могла быть между Англией и Францией в 1940 году? Ведь с сентября 1939 года эти государства объявили войну Третьему рейху, и союзные англофранцузские войска вместе отбивались от натиска вермахта в июне 1940 года у берегов пролива Ла-Манш.

Забытая история

13 июня 1940 года новое французское правительство возглавил национальный герой Франции времен Первой мировой войны — маршал Филипп Петен. Престарелый милитарист не то чтобы в душе был нацистом. Нет, он просто не мог не признать очевидных заслуг рейхсканцлера Адольфа Гитлера в возрождении государственности Германии. В войну 1914-1918 годов Франция, сражаясь с кайзеровской Германией, уже заплатила за интересы британских банкиров миллионами жизней своих граждан. И вновь жертвовать соотечественниками ради интересов Лондона старый вояка не желал. Поэтому именно его правительство подписало мирный договор с Германией 22 июня 1940 года. И именно правительство маршала Петена управляло страной с июня 1940-го по август 1944 года.

Современники Филиппа Петена говорили, что полномочий и прав у маршала было больше, чем у абсолютного монарха Короля-Солнце Людовика XIV. Франция в те годы представляла собой «президентскую республику», глава которой отличался от монарха только тем, что получил власть не по наследству и не мог ее передать своим потомкам. Интересно, что посольства «Франции Петена» не закрыли не только в странах-союзниках нацистской Германии, но и в таких нейтральных на тот момент странах, как Швеция, Турция, Швейцария. Дипломаты посольств Франции продолжали работать даже в столицах США и СССР. А еще Франция была и осталась колониальной державой. Гитлер был настолько любезен, что не отобрал у правительства Петена его заморские колонии. А в них оставались боеспособные корабли Франции. И куда они повернут свои орудия — этот вопрос волновал адмиралов и германского и британского флотов.

Латентная гражданская война

Фактически гражданская война во Франции вспыхнула с началом гражданской войны в Испании. Одни граждане Четвертой французской республики сражались в антифашистских интернациональных бригадах, другие добровольно отправились воевать в армию генерала Франко. Вернувшись на родину, «красные» и «белые» французы по-разному восприняли мирный договор от 22 июня 1940 года.

Союзниками Гитлера в общей сложности признали себя более 300 тысяч французов. Союзниками англичан, а потом и СССР до 1943 года выступали чуть более 135 тысяч. Одни будут сражаться на восточном фронте с Красной армией в составе дивизии «Шарлемань», другие — воевать на стороне Красной армии в эскадрилье «Нормандия-Неман». Но это произойдет позже, а летом 1940 года моряки французских эскадр, узнав о капитуляции своей страны, совсем не рвались затопить корабли и не стремились прорваться в порты Великобритании, где их ждали с нетерпением. В адмиралтействе Лондона надеялись, что после капитуляции французского правительства моряки колониальных эскадр возьмут курс на Англию, как это сделали в сентябре 1939 года экипажи нескольких боевых кораблей и подлодок польского флота. Но французские моряки вовсе не желали умирать ради интересов лондонских банкиров, то есть пасть под именем «антифашистов». Кроме того, среди флотского офицерства Франции были популярны «правые» политические взгляды, выразителем которых и стал маршал Петен. И тогда в Лондоне утвердили план «Катапульта».

План «Катапульта»

Премьер-министр Уинстон Черчилль один раз уже если не предал, то достаточно равнодушно отнесся к судьбе союзников английского экспедиционного корпуса у берегов Ла-Манша. Французских солдат эвакуировали на острова в последнюю очередь. Большинство из них попали в немецкий плен. Спустя пару недель в Лондоне он озвучил в кабинете морского министра суть плана «Катапульта», который были обязаны исполнить ВМС Великобритании, вынеся таким образом приговор вчерашним союзникам: «В Оране и соседнем с ним военном порту Мерсэль-Кебире стояли два корабля французского флота «Дюнкерк» и «Страсбург», современные линейные крейсера. Вместе с ними стояли два французских линкора «Бретань» и «Прованс», несколько легких крейсеров, эсминцев и подводных лодок. В Алжире было семь крейсеров, а на Мартинике авианосец и два легких крейсера. В Касабланке находился линейный корабль «Жан Бар». Цель операции «Катапульта» -вывод из строя французского флота или его уничтожение».

Французский «Варяг»

Историк и писатель, капитан 1-го ранга Борис Корнилов считает, что экипаж французского линейного корабля «Бретань» повторил подвиг 1904 года русского крейсера «Варяг». И если большинство членов экипажа «Варяга» остались живыми, то французский линкор погиб в бою, в котором не имел шансов на победу, со всей командой. И не он один.

«3 июля 1940 года — забытая скорбная и героическая дата в истории Второй мировой войны, — пишет Борис Корнилов. — В тот день Англия, без объявления войны, напала на Францию. С 24 июня 1940 года англичане закрыли свое посольство в Париже и выдворили из Лондона французских дипломатов. Так что передать послание о начале войны было некому и некуда».

Впрочем, британские джентльмены не отвлекались на бюрократические процедуры. В тот день корабли английского флота блокировали порты, где стоял французский флот, и предъявили ультиматум: сдать корабли, а экипажам интернироваться. В Мерсэль-Кебире (портовый город и военно-морская база Алжира в западной части залива Оран) состоялось экстренное совещание командиров французских кораблей. На нем было принято решение истинно героическое: флаг не спускать и с боем попытаться вырваться из западни.

И грянул бой!

Взрыв линкора «Бретань»От огня английских крейсеров линкор «Бретань» загорелся и ушел на дно вместе с командой. Флаг не спустили, и пока пылающий корпус судна не опрокинулся в пучину, корабельный оркестр самоотверженно исполнял «Марсельезу». На каждом линкоре и крейсере был свой оркестр, и выходили в бой французы из порта под звуки национального гимна. Почти на верную гибель. Линейные корабли «Дюнкерк» и «Прованс», расстреляв боезапас и пылая, вернулись в порт. Восстановлению они не подлежали.

Но не все получалось у британцев: линкор «Страсбург» с тремя французскими эсминцами все же прорвался сквозь блокаду английских кораблей и дошел до родного порт Тулон. Британские адмиралы, можно сказать, получили пощечину от вчерашних союзников. Французские комендоры стреляли тоже не всегда мимо, английские корабли отошли подальше, зализывая раны. Правда, через день британцы атаковали французские корабли силами морской авиации с авианосцев. 5 июля 1940 года английские бомбардировщики и торпедоносцы атаковали французов на рейде и в порту Мерсэль-Кебира и нанесли значительный урон оставшимся субмаринам и эсминцам.

8 июля 1940 года воздушной атакой с авианосцев английскими самолетами был выведен из строя линкор «Ришелье», не спустивший французский флаг на рейде Дакара.

На чей счет потери?

Эта шестидневная война между Англией и Францией стоила жизни 1400 французским морякам. Когда маршал Петен узнал о подвиге линкора «Бретань», он воскликнул: «Я горжусь, что у Франции есть такие французы!»

Что сказал Уинстон Черчилль, когда ему доложили об итогах операции «Катапульта», истории неизвестно. Как и о численности потерь среди моряков и летчиков британского флота, погибших при уничтожении своих вчерашних союзников. Эта информация засекречена до сих пор. Цинизм и жестокость лордов британского адмиралтейства состоит в том, что от маршала Петена ни Гитлер, ни адмиралы немецкого флота не требовали передачи им французских кораблей, не обязывали их экипажи сражаться с Англией. Была лишь теоретическая вероятность использования кораблей нацистами… И это решило судьбу французских моряков.

В целом задачи, которые поставил Уинстон Черчилль своим адмиралам, были решены.

Невольно вспоминается девиз британской внешней политики: «У Англии нет вечных друзей и вечных врагов, есть только вечные интересы». Впрочем, это слова… Но вот точный вопрос: 1400 погибших французов от бомб и снарядов англичан — они вписаны историками в список французских жертв от рук гитлеровцев? А убитые ответным огнем французских линкоров английские моряки «записаны на счет» Третьего рейха? Похоже, так. Впрочем, в сравнении с десятками миллионов жертв Второй мировой войны несколько тысяч убитых в шестидневной забытой всеми войне между Англией и Францией — пустяк.

Александр СМИРНОВ

  Рубрика: Военная тайна 369 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:44. Время генерации:7,501 сек. Потребление памяти:9.74 mb