Орден танцующих дервишей

Автор: Maks Июл 27, 2022

Мистический завораживающий танец дервишей (мусульманских монахов-суфистов) впервые начал практиковаться в древнем ордене Мевлеви. Во время танца исполнители впадают в экстатическое состояние и обращаются к Всевышнему. Этот ритуал выглядит настолько необычно, что его сделали, выражаясь современным языком, визиткой ордена, который в дальнейшем стали называть «Орденом танцующих дервишей»

Совершенство и синхронность

В наши дни экзотический танец дервишей — одна из туристических диковинок Турции. Состоятельные туристы справедливо полагают, что без этого танца туристическая программа считается невыполненной. Поэтому не скупятся на то, чтобы заказать и — по возможности — записать ритуал на камеру.

По оценке американского актера и коллекционера экзотических диковинок Харрисона Форда, танец дервишей надолго заряжает всех очевидцев положительной энергией и оптимизмом.

— Во время танца меня подхватывает и уносит теплая волна спокойствия и счастья! — говорит Харрисон и надеется снова и снова посещать Турцию, чтобы непременно увидеть еще раз это магическое действо.

И танцоры всеми силами стараются не обмануть ожиданий гостей страны.

Перед тем как начать овладение техникой танца дервиши три года проводят в монастыре, где посвящают основное время молитвам. Затем два года шлифуют свою танцевальную технику под началом опытных наставников, чтобы достичь синхронности и совершенства. При этом они всегда помнят о духовном наполнении танца. За несколько дней до представления дервиши-танцоры начинают поститься. Их одежды и танцевальные движения сохраняют многовековую символику. Исполнители красивы, высоки и стройны. На их головах традиционные шапочки из верблюжьей шерсти — сикке, цвет которых соответствует конкретной секте дервишей. Непременным атрибутом танца являются длинные хлопковые одежды. Этот наряд символизирут саван, в который заворачивают покойников перед погребением.

В начале танца поверх платья дервиши надевают темную накидку (хирку). Перед началом ритуала дервиши скрещивают руки на груди, что указывает на их единение с Всевышним (при этом позы танцоров напоминают арабскую цифру «1»).

Барабан и флейта

Танцевальный ритуал начинается с чтения суры (арабское слово для обозначения одной из 114 глав Корана). Затем дервиши встают в круг и застывают на несколько мгновений со скрещенными руками и ногами.

Начинает звучать музыка. Первым вступает барабан. Как правило, за этот инструмент отвечают истинные мастера своего дела. Их пальцы поначалу лишь слегка касаются чуткой кожи барабана, извлекая шелестящие звуки, а затем начинают отбивать четкую дробь.

Барабан играет важную роль в танце дервишей, так как именно он задает ритм. В звуки барабана тихо и нежно вплетается флейта — символ божественного дыхания, дарующего жизнь. Ее легкие вибрирующие звуки настраивают исполнителей на нужный лад. Под музыку дервиши начинают вращение и сбрасывают с плеч хирки.

Во время танца дервиши движутся исключительно против часовой стрелки. Одна рука танцора направлена к небесам, символизируя нематериальные блага, которые они получают от Всевышнего; другая обращена ладонью вниз, символизируя передачу полученной божественной мудрости людям.

Во время танца дервиши используют левую ногу в качестве толчковой, чтобы придать телу вращательный импульс, и оборачиваются таким образом вокруг правой ноги. Чтобы предотвратить головокружение, исполнители слегка наклоняют голову набок, что уменьшает нагрузку на вестибулярный аппарат. Глаза дервишей полуприкрыты, а дыхание ровное.

Танец продолжается не менее часа, при этом ритм музыки постепенно ускоряется. Исполнители входят в экстатическое состояние. В эти моменты им кажется, что они напрямую общаются со Всевышним, чувствуют его благотворное влияние, его живительную энергию, передаваемую танцорам. В свою очередь, дервиши отдают эту энергию собравшимся зрителям.

Дервиши говорят, что основная цель их танца — полное подчинение духа и тела божественным силам, объединение со Всевышним.

Мудрость и милосердие

В конце ритуала ритм барабана замедляется, и синхронно замедляют движение дервиши. Наконец, кружение прекращаются, и дервиши начинают читать строки из Корана. После этого они расходятся по своим комнатам, чтобы там — в одиночестве — продолжить медитацию.

Орден имеет богатую и интересную историю. Основатели Ордена танцующих дервишей (ордена Мевлеви) считали себя последователями Мевляны, или Джалаха ад-Дина Руми (1207-1273). Выдающийся персидский поэт, мистик, астролог и философ Руми родился в городе Вахш (современный Таджикистан), в семье ученого богослова. Во время татаро-монгольского нашествия семья переехала в город Конье (на территории турецкой Анатолии). Самые плодотворные в творческом плане годы Руми посвятил литературному творчеству и проповеднической деятельности.

Необыкновенную популярность приобрели его стихи, которые он писал на персидском, арабском и греческом языках. Они вобрали в себя мудрость поколений, милосердие, радость бытия, почитание Всевышнего, невиданный полет души и любовь к женщине.

Благодарные современники считали Руми своим духовным наставником и покровителем. Следующие поколения последователей Руми создали его своеобразный культ и считали своим долгом изучать биографию кумира.

Необходимо отметить, что за внешним благополучием его судьбы скрывалась жизнь, полная внутренних терзаний, противоречий и поисков. Важным событием в жизни Руми стало его знакомство с выдающимся музыкантом, философом Шамсуддином Тебрези. 37-летний Руми был очарован умом и талантом нового знакомого. После долгих философских бесед и споров о смысле бытия Тебрези имел обыкновение поднести к губам флейту и извлечь из инструмента чарующие звуки. Именно он предложил дервишам совместить музыку с танцем и построить таким образом символический мостик к Всевышнему.

Иерархия и дисциплина

Танцующие дервишиРуми понравилась идея друга. Вместе они и придумали ритуальный танец, который вдохновил и заворожил их знакомых дервишей. Он стал своеобразным продолжением молитв, кульминационным моментом в общении с Всевышним.

Много усилий для организации и усиления Ордена приложил сын Руми — Султан Велед (1226-312). Он написал большую поэму «Книга Веледа» (одни из первых точно датированных (1301 год) турецких стихов), которые легли в основу духовной жизни Ордена, отличавшегося строгой иерархией и дисциплиной. Глава Ордена назначал челеби (руководителей конкретной обители дервишей). Они решали вопросы, связанные с деятельностью обители, а также ведали приемом новых членов. Перед тем, как предстать перед лицом челеби, претендент должен был пройти испытательный срок в тысячу дней.

Довольно быстро Орден стал весьма уважаемым направлением в суфизме (эзотерическом течении ислама). Его популярности и усилению способствовало то обстоятельство, что правнучка Руми — красавица и умница Девлет-хатун — вышла замуж за османского султана Баязида I, на которого имела огромное влияние.

Хотя представители ордена нередко подвергались критике за еретические идеи, семейство султана оказывало защиту Ордену и способствовало его процветанию.

Благоволили Ордену и простолюдины, которым импонировали благочестие, скромность и трудолюбие дервишей. К тому же народ считал их посланниками Всевышнего.

Дервиши носили высокий конический колпак, белую рубаху без рукавов, широкий пояс и свободную черную накидку. Они добывали пропитание, возделывая поля.

Прославились члены Ордена и как великолепные каллиграфы. К ним зачастую обращались люди для составления каких-либо документов и посланий.

Первые последователи Ордена происходили из средних и низших городских слоев, но уже в конце XIV века к ним присоединились представители элиты Османской империи, включая султанов. С успешными османскими завоеваниями Орден распространил свои идеи в Малой Азии, Закавказье и на Ближнем Востоке.

Запреты и возрождение

Вплоть до двадцатых годов XX века Орден процветал и пользовался огромной популярностью, что обеспечивало приток молодежи и преемственность поколений. Однако в истории Ордена были и трудные времена запретов и гонений.

Мустафа Кемаль Ататюрк (1881-1938), возглавивший мощное революционное движение после поражения Османской империи в Первой мировой войне, добился ликвидации правительства султана и создал новое республиканское государство. Харизматичный и популярный турецкий лидер провел также ряд социальных и культурных реформ. В их числе были: ликвидация султаната в ноябре 1922 года, провозглашение республики (октябрь 1923 года), введение светского обучения, реформа гражданского и уголовных кодексов по европейскому типу, латинизация алфавита, отделение религии от государства, реформа одежды, отмена титулов и феодальных обращений.

Отдельным указом Ататюрк распустил все дервишские ордена. Их имущество и денежные средства конфисковались в доход государства.

Это было еще одним шагом на пути к построению в Турции светского общества.

Дервиши вынуждены были практиковать свои ритуалы, что называется, подпольно, соблюдая строгую конспирацию. Каким-то чудом им удалось сохранить все ритуалы и в том числе — знаменитый танец.

Только в начале 50-х годов XX века власти сняли ограничения на деятельность экзотических дервишских орденов, мотивируя это желанием привлечь в страну туристов.

Орден танцующих дервишей начал возрождаться, обрел былое влияние и мировую популярность.

Владимир БАРСОВ

  Рубрика: Праздники, нравы и традиции 462 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:44. Время генерации:6,898 сек. Потребление памяти:9.66 mb