Погибшие чужой смертью

Автор: Maks Сен 16, 2021

Трагедия, произошедшая 16 апреля 1987 года на Дальнем Востоке с малым ракетным кораблем «Муссон» и 39 членами его экипажа, выглядит роковым стечением обстоятельств. Этому кораблю словно бы на роду было написано погибнуть в мирное время, и судьба неумолимо приближала его трагическую кончину.

В СССР в 1980-е годы постоянно что-то падало, взрывалось или горело. Достаточно вспомнить Чернобыль и цепь страшных железнодорожных катастроф. Если принять мистическую теорию о том, что трагедии на суше и на море стали предвестниками скорого крушения Советского Союза, то непременно следует припомнить и нелепую гибель корабля «Муссон».

Плавучая «Катюша»

В мировой истории бывали случаи, когда во время учебных стрельб от ракет гибли гражданские люди. Достаточно вспомнить, как 4 октября 2001 года украинской ракетой был сбит над Черным морем пассажирский авиалайнер Ту-154М авиакомпании «Сибирь». Но вряд ли еще когда-либо в мировой истории корабль был уничтожен не боевой ракетой, а ракетой-мишенью.

В советское время контроль СССР над Японским морем обеспечивала Приморская флотилия разнородных сил. В ее состав входила 165-я бригада ракетных катеров, среди которых числился и «Муссон», спущенный на воду в 1976 году. Хотя этот корабль в составе Тихоокеанского флота был сравнительно новым, он изначально являлся конструктивно устаревшим из-за материалов, применявшихся для его изготовления. Алюминиево-магниевые сплавы не обладали достаточной жаропрочностью для пожарной безопасности. И это стало очевидным, когда 4 мая 1982 года попадание ракеты вызвало страшный пожар, уничтоживший британский эскадренный миноносец «Шеффилд» в войне за Фолклендские острова.

Однако списывать «Муссон» никто не собирался, тем более что это судно было на хорошем счету. Корабль этого типа представлял собой своего рода плавучую «Катюшу». За пять лет эксплуатации он успешно выполнил пять ракетных стрельб, за что его команду признали лучшей в дивизионе. Изначально в 1987 году «Муссону» не надо было подтверждать свой класс в стрельбе. Стрелять должны были МКР «Вихрь» и «Бриз», но их зенитно-ракетные комплексы оказались не готовы. И чтобы не отменять учения, было принято решение, что стрелять будет «Муссон».

Злой рок

Трагедия «Муссона»Судьба словно бы воспротивилась проведению учебных стрельб «Муссоном». Сначала их отменили из-за того, что в зоне учений в Японском море оказались американские фрегаты. Потом отменили из-за отсутствия самолета обеспечения. Затем — из-за появления рыболовных судов. Наконец, 16 апреля 1987 года все сложилось, и два малых ракетных корабля «Муссон» и «Вихрь», малый противолодочный корабль (МПК-117) и парочка ракетных катеров выдвинулись в залив Петра Великого. На «Муссоне» вместо положенных по штату 60 человек находилось 76. К основному экипажу добавились курсанты мореходного училища из Находки, чтобы набирались ума-разума.

Ракеты-мишени РМ-15, в отличие от ракет П-15, пользовались у моряков дурной славой «несбиваемых» из-за своих конструктивных особенностей. Порой для того чтобы сбить РМ-15, требовалось попадание нескольких ракет, хотя для П-15 достаточно было одной. Но руководившему учениями контр-адмиралу Леониду Головко очень хотелось, чтобы стрельбы прошли успешно. Позже действия руководителей учений в докладе комиссии, расследовавшей инцидент, оценены так: «Усматривается стремление выполнить стрельбу в менее динамичной обстановке и получить более высокую оценку».

В общем, чтобы «Муссону» было легче поразить цель, дальность пуска ракеты ему сократили до 21 километра и снизили его скорость во время стрельбы. По некоторым данным, «Муссон» вообще застопорил ход. И все эти решения вписались в цепь роковых обстоятельств, приведших к трагедии.

В ходе учебных стрельб рассчитывается, чтобы в случае промаха несбитая ракета-мишень пересекла курс корабля за кормой. Но из-за малого расстояния и тихого хода все пошло не по сценарию.

Трагедия

Злой рок, который долго слал людям предупреждения об угрозе, словно бы вознамерился наказать их за непонятливость по полной программе. Представьте себе судно «Муссон» длиной 59,3 метра и шириной 11,8 метров с расстояния 21 километр. Точка на морском просторе — не более. И как тут не удивиться, когда ракета, которой следовало быть мишенью, попадает в эту точку, да еще и в самое ее уязвимое место?

Когда первая ракета-мишень полетела в сторону «Муссона», с корабля пальнули по ней двумя ракетами и артиллерией, но уничтожить не смогли. А она не рухнула за кормой, а со свистом и грохотом врезалась в надстройку корабля.

При этом погибли все, кто находился поблизости от пункта управления судном, включая его командира, капитана 3-го ранга Виктора Рекиша. Но это было еще полбеды.

На момент попадания ракеты-мишени в ней находилось 150 литров горючего и 500 литров окислителя, которые воспламенились и вызвали сильный пожар на «Муссоне», погреба которого были забиты боеприпасами. Судно мгновенно осталось без системы пожаротушения, связи и электричества. Алюминиево-магниевый сплав, использованный в его конструкции, только способствовал горению. Все, кто находился внутри «Муссона», были отрезаны от выхода на палубу огнем или заклинившими люками. Выбраться из недр горящего корабля удалось лишь троим — они вскарабкались наверх по раскаленной вентиляционной трубе. Но и наверху выжившим приходилось несладко. Волоча на себе раненых, моряки искали спасения на носу и корме. А оттуда махали руками другим кораблям, прося помощи в тушении пожара.

Наверное, адмирал Головко, который находился на МПК-117, поступил правильно. Памятуя о ракетах в погребах «Муссона», которые могли в любой момент взорваться, он запретил другим кораблям приближаться к горящему судну. А сам через громкоговоритель отдал приказ команде «Муссона» покинуть корабль, который было уже не спасти.

За старшего на «Муссоне» остался помощник командира корабля капитан-лейтенант Игорь Голдобин. Вот уж кто проявил себя настоящим героем. Невзирая на полученные при взрыве травму позвоночника, перелом ноги и ожог руки, он сумел вместе с замполитом — старшим лейтенантом Василием Загоруйко организовать сначала борьбу с огнем, а затем спасение оставшихся в живых людей. Даже на горящем корабле моряки оставались людьми и старались поддерживать раненых и тех, кто не умел плавать. На них надевали спасательные круги, прежде чем бросить за борт. Хуже было то, что температура воды не превышала 4°, а из плавсредств уцелел лишь один спасательный плотик. В самый ответственный момент Голдобин проявил смекалку. По его приказу моряки быстро соорудили импровизированное плавсредство из связанных контейнеров из-под ракет «Оса». Из 37 выживших многие обязаны своим спасением именно этому плотику.

Прошло чуть более 1,5 часа после оставления моряками обреченного «Муссона», как он начал грохотать и взрываться. Почти 40 минут погибающий корабль страшно салютовал во все стороны ракетами, до которых добрался огонь, а потом затонул, унося с собой в глубины моря 39 погибших вместе с ним моряков.

Олег АЛЕКСАНДРОВ

ЗАБЫТЫЕ СТРАНОЙ

Трагедию «Муссона»тщательно скрыли от широкой общественности, поэтому моряков, героически спасавших товарищей, даже не наградили. Семьи погибших получили скромные компенсации. Лишь спустя годы моряки и родственники погибших на свои деньги установили в бухте Улисс памятник экипажу малого ракетного корабля «Муссон», вместо государства увековечив его память.

  Рубрика: Катастрофы и катаклизмы 838 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:42. Время генерации:2,401 сек. Потребление памяти:11.56 mb