Последний бой «Маэстро»

Автор: Maks Июн 25, 2020

Творческий путь Леонида Быкова, актера, режиссера и сценариста, не был простым. Из-за сопротивления начальства его проекты претворялись в жизнь с большим скрипом. Но свой главный творческий замысел он реализовать успел: в 1973 году вышел замечательный фильм «В бой идут одни старики», где Быков выступил одновременно и сценаристом, и режиссером, и исполнителем главной роли.

Леонид Быков родился в 1928 году на Украине. Как и многие мальчишки, не успевшие попасть на войну, он мечтал стать летчиком. С ранних лет буквально бредил героями войны, защищавшими родину в небе. Но в летную школу его не взяли из-за маленького роста. Позже Быков более правильно оценил свои способности: он выучился на актера. Сравнительно успешно снимался. И в течение всей своей карьеры вынашивал замысел фильма о военных летчиках.

Упреки в легкомыслии

Картина должна была стать новым словом среди уже отснятых фильмов о Великой Отечественной. Быков замыслил фильм, в котором было бы место одновременно и настоящей фронтовой дружбе, и любви, и песням, и смерти. По большому счету, он задумал осовремененный «Небесный тихоход» — но без легкомыслия, свойственного фильмам, снятым во время войны и в первые послевоенные годы, когда с помощью искусства снимали боль и накопившееся психологическое напряжение.

С 1969 года Быков работал на украинской киностудии имени Довженко. Там-то он и начал «пробивать» сценарий под названием «В бой идут одни «старики»». Леонид Федорович к тому времени уже хорошо был знаком с нравами руководства отечественного кино. Именно поэтому в соавторы он взял двух участников войны: Евгения Оноприенко и Александра Сацкого. Но и их фамилии в течение некоторого времени не спасали. Собственно, и успешные роли Быкова в картинах «Максим Перепелица» и «Дорогой мой человек» также погоды в этой ситуации не сделали.

Тогда Быков, к началу 1970-х ставший очень известным актером, снявшимся более чем в 20 картинах, на встречах со зрителями стал зачитывать фрагменты сценария «В бой идут одни «старики»». И спрашивал у аудитории, нравится ли им то, что он прочитал. Среди слушателей встречалось много ветеранов войны — они стали писать на киностудии послания с просьбой разрешить съемки фильма о летчиках.

Руководство киностудии артачилось. У них возник миллион вопросов: и почему это летчики выглядят «как поющие клоуны»? Почему они не смотрятся как суровые и мужественные герои? А если они такие веселые, то почему некоторые из них гибнут, а не идут дальше по жизни бравой походкой, как персонажи полюбившегося народу «Небесного тихохода»?

Ничего, кроме правды

В бой идут одни старикиНо в том-то и дело, что не так много фильмов, сюжеты которых столь близки к жизни, как в картине «В бой идут одни «старики»». У многих героев были абсолютно реальные прототипы. Например, командир эскадрильи Титаренко по прозвищу Маэстро, роль которого исполнил Быков, «списан» с дважды Героя Советского Союза Виталия Попкова. Войну он прошел в составе легендарного 5-го гвардейского истребительного авиационного полка, которым командовал сын Сталина Василий. В эскадрилье под началом Попкова был собственный хор, поэтому ее прозвали «поющей». Полк под командованием Сталина-младшего дошел до Берлина, сбил рекордное количество вражеских самолетов — 744. 27 летчикам этого элитного подразделения присвоили звание Героя Советского Союза.

Быков, работая над сценарием, старался не отходить от жизни. Например, на самом деле на войне случилась любовь узбекского Ромео и русской девушки. И они оба погибли.

И механик, который крестил самолеты перед вылетом, также существовал в реальности.

И действительно бывалые летчики старались сразу не выпускать в бой вчерашних выпускников училищ, понимая: их готовили по ускоренной программе, опыта нет, значит, они погибнут в первом же бою.

Вот как сам Леонид Быков говорил об этом: «В жестоком горниле войны, в беспощадном ее пламени старшие опытные товарищи стремились, где это было возможно, сберечь молодых и неопытных соколят. В этом была высшая мудрость — забота о будущем, извечное право и долг сильных охранять, растить и воспитывать себе смену. Так родилась тема «В бой идут одни «старики»». И другая — не менее дорогая нам. Известная мудрость гласит: «Когда говорят пушки, музы молчат». Мы же хотели доказать, что в годы испытаний побеждают те, кто остается людьми в самых жестоких условиях, кто берет с собой в бой все светлое, человечное…»

Даже кажущийся фантастическим эпизод с попаданием Маэстро в плен к своим также взят из жизни: в войну произошло немало таких случаев…

Результатом усилий стало то, что сценарий приняли к постановке на украинской киностудии имени Довженко.

Спасение от Покрышкина

Но трудности на этом не закончились. Начался подбор актеров. На роль механика Макарыча в течение некоторого времени не удавалось утвердить Алексея Смирнова. Быков видел этого персонажа только в исполнении Смирнова: артист сам был фронтовиком. Но чиновники от кино, помня его роль в комедии Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», утверждали: это «актер с глупым лицом». Только многократное упоминание о фронтовых заслугах Смирнова помогло его утверждению на эту роль.

Съемки начались — а с ними и новые проблемы, Быков стремился к тому, чтобы в картине не было ни одной неточной детали. Например, у одной из девушек-летчиц на коленях — кукла, наряженная в военную форму. Этот эпизод, выглядящий несколько слащавым, также взят из реальности. Галина Докутович, штурман ночного бомбардировщика, брала такую куклу во все свои семь с лишним десятков вылетов. А один раз забыла в суматохе. Этот бой стал для 22-летней Галины последним.

Быков хотел, чтобы в картине участвовали только настоящие самолеты времен войны. С просьбой помочь достать такие машины он обратился к легендарному летчику Александру Покрышкину. Маршал авиации поначалу настороженно отнесся к режиссеру: слишком часто его беспокоили просители с разными предложениями. Леонид Федорович просто оставил сценарий и ушел. Трижды Герой Советского Союза за ночь проглотил сценарий и был настолько потрясен, что распорядился выделить для съемок целых пять самолетов!

Но все равно начальство, как это часто бывало с советскими чиновниками от кинематографа, не благоволило Быкову с его «странным» фильмом. В итоге ему выделили черно-белую пленку. Леонида Федоровича этот факт не расстроил: он посчитал, что в черно-белом исполнении картина будет выглядеть даже достоверней.

После окончания съемок чиновники по-прежнему лелеяли надежду «запороть» слишком уж независимому и напористому Быкову картину. Но на первом показе «В бой идут одни «старики»» присутствовали не только партийные кинобонзы, но и летчики-ветераны войны, включая самого Александра Ивановича Покрышкина. Когда зажгли свет, все увидели, что по щекам героя войны катятся слезы… После этого никто не решился на резкую критику фильма.

Мистическая картина

Эту картину Быкова считают одной из самых мистических в советском кино. Дело в том, что все погибшие герои остались в живых. А выжившие — ушли раньше срока. При этом они умирали в той последовательности, в которой шли в последних кадрах фильма, чтобы рассказать о смерти Ромео. Первым в 1979 году в автокатастрофе погиб Леонид Быков. Потом умер Алексей Смирнов. В 2000 году от инфаркта скончался Кузнечик — Сергей Иванов. Ему не исполнилось и пятидесяти.

Мария КОНЮКОВА

Цифры и факты

Картина в первый год после выхода собрала в прокате 44 300 000 рублей. Леониду Быкову за творческую удачу выписали премию в 200 рублей и повысили режиссерскую категорию. В 2009 году картину «В бой идут одни «старики»» колоризировали. Сделали это на американской студии в Индии. Бюджет проекта составил 500 тысяч долларов.



Загадки истории » Искусство и телевидение » Последний бой «Маэстро»

, , , ,   Рубрика: Искусство и телевидение

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:47. Время генерации:0,129 сек. Потребление памяти:8.11 mb