Прощание с Матерой

Автор: Maks Авг 6, 2020

Городок Матера на самом юге Италии с 2019-го получил всемирную славу. ЮНЕСКО назначило его культурной столицей года. Буквально полвека назад у него была другая репутация — итальянское правительство именовало Матеру не иначе как национальным позором. И все из-за трущобного района Сасси — того самого, благодаря которому ЮНЕСКО и сделало Матеру мировой культурной столицей…

«Сасси» переводится с итальянского как «камни». И действительно, этот городской район, исторический центр Матеры, вырос на огромной скале.

Жители пещер

Точнее, даже не вырос, а врос в нее, выгрыз ее, как мыши сыр, и скала стала для этого городка и фундаментом, и жилым пространством. Сооружение в каком-то смысле единственное в мире. В отличие от Петры, имеющей вообще-то вполне обозримую историю, Матера имеет историю необозримую: первые искусственные жилища внутри нее появились в эпоху палеолита, когда первобытные люди стали улучшать и углублять нерукотворные пещеры. Скала, к их огромному счастью, была мягкой и замечательно поддавалась обработке. Поэтому уже в глубочайшей древности, не менее 12 тысяч лет назад, в ней появились старательно выдолбленные человеческие гнезда. Поэтому Матера считается самым древним городом Италии.

Хотя официальный статус города Матера получила лишь при Луции Цецилии Метелле, в 251 году до н.э. В его честь новое поселение было названо Матеолой, однако населявшим городок племенам луканцев больше нравилась другая трактовка — «ма терра», то есть «моя земля».

Строилась Матеола, как и все в Риме, быстро, и к началу Средневековья занимала уже не часть скалы, а большую территорию. Постройки лепились очень кучно, одна над другой, образуя несколько ярусов, на плоских крышах устраивались небольшие поля и сады, ярусы связывались между собой лесенками, а потом, когда скала была практически вся вычерпана, появились улицы, взбирающиеся ввысь и идущие под уклон. Одни строения были крохотными и состояли из помещения, в котором кроме хозяев жили овцы, козы, собаки и даже лошади, другие состояли из нескольких комнат или просторных залов. Во времена Метелла город с гордостью назывался полисом, в Средние века — городом казны — то есть он не принадлежал ни одному сеньору, только государству. Именно эта особенность Матеры и сыграла с городом злую шутку.

А Джанкарло против

Матера. Самый древний город ИталииВ конце XV века, в самый разгар войны Неаполитанского королевства, подвластного арагонской короне, с французским королем Карлом VIII, на независимую Матеру положил глаз Джованни Карло (Джанкарло) Трамонтано, которому страшно хотелось обзавестись собственным феодальным владением и графским титулом. Трамонтано достиг многого, взяв это не по праву рождения, а по заслугам. Его, первого из простых горожан, избрали в парламент Неаполя, он получил высокую должность мастера Королевского монетного двора. Но чем успешнее складывалась его карьера, тем большего он желал. Став заслуженным гражданином, Трамонтано решил обзавестись собственными землями и замком. Умный и амбициозный, он удачно использовал смерть арагонского короля Фердинанда I в 1494 году.

У наследника, взошедшего на трон в 1495 году, он потребовал графского титула и земель независимой Матеры. Для этого он стал склонять жителей городка подать прошение Фердинанду II на передачу ему, Джанкарло Трамонтане, прав на Матеру. Каким-то образом ему удалось людей одурачить, свое согласие они дали. Тогда, оказав королю несколько важных услуг, он приступил к целенаправленному шантажу. Но король на шантаж не поддавался. Пришлось применить воистину военную хитрость: во время королевского визита в Неаполь Джанкарло выстроил на одной из центральных улочек своего рода «потемкинскую деревню», то есть изукрасил ее фанерными фасадами, чудо как расписанными, и деревянными триумфальными арками. А его люди изловчились создать затор и направить королевскую карету в объезд, точно на эту «фанерную улицу». И когда король подъехал, с высоты этих арок стали кидать в толпу монеты и красивые безделушки, толпа визжала от восторга, а король вынужден был остановиться. Тут-то Джанкарло с супругой Элизабеттой подошел к венценосной чете и подарил королеве роскошное ожерелье из 25 отборных жемчужин. Та подарок приняла, но ни титула, ни Матеры Трамонтано не получил. Пришлось действовать обычным методом: подкупить наместника. Тот оказался вполне корыстолюбив, и Джанкарло в тот же год получил и земли Матеры, и графский титул.

Трамонтано оказался плохим управленцем. Сперва ему удалось настроить против себя всю местную аристократию, обложив непосильным налогом. Затем он стал возводить вблизи Матеры собственный замок, строительство которого должны были оплачивать дворяне и горожане. Когда 28 декабря 1514 года он потребовал у жителей Матеры 24 тысячи дукатов, те решили его убить. Даже разработали план, как это лучше сделать. Заговорщики случайно столкнулись с Трамонтано на одной из центральных улочек, тот все понял и стал защищаться, как лев, хотя ему шел уже 64-й год. Враги взяли его в кольцо и не дали ускользнуть. Граф был убит. А Матера вновь получила независимость. Может, в память об этом событии она обзавелась гербом, на котором изображен белый бык, и девизом, который гласит: «Усталый бык только тверже стоит на ногах».

Король, возмущенный убийством Трамонтано, отправил в город судейскую комиссию во главе с комиссаром Джованни Виллани. Комиссар убийц даже не искал — всего лишь арестовал и повесил четверых горожан. Но по следам убийства сочинил комедию, которую назвал «Граф Матеры». В 1958 году по ней был снят фильм, в нем играла Вирна Лизи. От реальных событий там не осталось ровным счетом ничего.

Звезда национального позора

В XVII веке Матера оказалась под властью семьи Орсини, затем вошла в состав Апулии и была столицей провинции Базиликата до 1806 года, когда брат Наполеона Жозеф перенес ее в Потенцу. В 1927-м Матера стала столицей одноименной провинции.

Несмотря на высокий статус, место это считалось диким. На холме напротив скалы торчал так и не достроенный замок Трамонтано. Сама скала была изрезана жилищами, больше напоминающими норы. Никаких удобств в этих скальных домах не было. Зеленые огородики и тенистые сады остались в далеком прошлом. Их место заняли каменные лачуги.

Пришедшие к власти фашисты считали Матеру чем-то вроде итальянской Сибири и ссылали туда всех нелояльных к новой власти граждан. В этой огромной «вороньей слободке» жили без света и водопровода крестьяне, ремесленники, бывшие аристократы, торговцы, коммунисты, проститутки, воры и убийцы. Как и в древности, они собирали в каменные цистерны римских времен дождевую воду. Правда, напрочь забыли римскую чистоплотность и справляли нужду прямо в канавки для сбора воды. Нравы монахов, выстроивших свои храмы внутри скалы, были столь же простыми. Богатых граждан в Матере было немного.

При фашистах об улучшении жизни обитателей скалы никто не думал. Однако именно в этой местной клоаке зародилось движение итальянского Сопротивления. И когда 12 сентября 1943 года немцы попробовали ее оккупировать, не прошло и 10 дней как жители в ответ на репрессии подняли восстание. Мятеж, конечно, подавили, но до конца войны Матера оставалась осиным гнездом, куда немцы соваться не желали. В послевоенные годы, когда Италия восстанавливала разрушенные города и поднимала экономику, Матера осталась в собственном каменном веке. Люди жили без газа, тепла, воды и света, в крайне стесненных условиях, и никого это, по сути, не интересовало, пока мировую известность не получил роман Грациадио Карло Леви «Христос остановился в Эболи», написанный им еще в 1944 году. Вот тогда-то чиновники и вынуждены были признать, что с Матерой не все в порядке. И Сасси стали расселять.

Местные жители программу по расселению не приняли. Молодые люди охотно соглашались переехать в выстроенные для них кирпичные пятиэтажки. Но старики были против. И их приходилось вывозить в новую жизнь силком. Последние жители покинули район Сасси только в 1962 году. Эту часть города закрыли, многие входы в жилища заложили камнями или залили бетоном. Но оставшийся без людей скальный микрорайон стал стремительно разрушаться. И в конце 1980-х власти решили вплотную заняться его благоустройством и реставрацией. Спустя 10 лет Матера была включена в культурный список ЮНЕСКО.

Николай КОТОМКИН

, ,   Рубрика: Невероятные артефакты 5 раз просмотрели

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:27. Время генерации:0,595 сек. Потребление памяти:8.71 mb