Речь бога Огмы

Автор: Maks Мар 2, 2022

Мифология кельтов настолько живописна и изощренна, что, изучая ее, невольно задаешься вопросом — а не являются ли сами кельты грандиозным мифом? А те, кто хотя бы раз в жизни слышал, как звучит гэльский язык, наверняка поверит, что создал его не кто иной, как бог — великий солнцеликий Огму…

По легенде христианского времени, скифский царь Фене, или Фениус Фарсаид, потомками которого считали себя ирландцы, отправился вместе с воинами и учеными в вавилонский Шинар, чтобы изучить языки, появившиеся на земле после обрушения башни Нимрода. Но, дойдя до развалин Вавилонской башни, он увидел, что народы уже разбрелись в разные стороны.

Ученых он послал вслед за ними — зафиксировать новые наречия, а сам остался в Шинаре, дабы создать язык избранных. То, что получилось, Фениус назвал гойделиком, то есть гэльским языком, на котором и поныне говорят островные кельты. Придумал он и систему письменности — Бет-Луис-Нин. Но современным людям она известна не как феническая, а как огамическая.

Почитаемый друидами

Ранние сказания приписывали изобретение гэльского алфавита вовсе не скифу Фениусу, о котором в эпоху римского владычества ирландцы и представления не имели. Как, впрочем, и о Вавилонской башне и смешении языков. Фениус заменил в христианские времена другого героя ирландской мифологии — короля Огму. Король Огма, или Огам, тоже был легендарной личностью. И не только в Ирландии. Под имением Огмиуса он был известен у континентальных галльских племен и очень почитался местными друидами. Галлы изображали своего Огмиуса как солнцеликого старца в накинутой на плечи львиной шкуре. Римляне, видевшие нередко золотые изображения этого бога, считали его переосмыслением образа греческого Геракла. Но функции Огмиуса были шире: он не только совершал военные подвиги, но считался «медоустым», то есть был оратором и поэтом. В этом плане Огмиус совмещал как черты Геракла, обладающего телесной мощью, так и черты Аполлона — покровителя поэзии и бога света.

Ирландский Огма происходил из мифического племени богов Туата Де Дананн и был сыном богини Дану. Кельтские барды описывали этих богов, как «самых красивых, самых изысканных в одежде и вооружении, самых искусных в игре на музыкальных инструментах, самых одаренных умом из всех, кто когда-либо приходил в Ирландию». Наряду с Лугом, Дагдой и Нуаду Огма был очень почитаемым богом. Он хоть и считался бардом и обладал невероятным красноречием, наделявшим силой воинов, идущих в битву, но и сам был бесстрашен в бою и невероятно силен.

Без особых усилий он поднимал над головой огромный камень, который не могли сдвинуть 80 быков. В битве с демонами фоморами он уничтожил практически треть их войска, в том числе и царя фоморов Индеха, и добыл волшебный меч, который умел рассказывать о победах героев. Огма обладал, как все барды, даром провидения, мог насылать магические чары своим пением, и его заклятия часто были страшнее его телесной мощи.

Огма был тесно связан с загробным миром и занимался переправкой туда павших героев. Ирландский загробный мир был вполне приличным местом, где боги племени Туата Де Дананн отдыхали от кровопролитных схваток, набирались сил и готовились к новому рождению. Сам Огма тоже пал в бою. Но успел подарить ирландцам их древнюю письменность.

Лингвистический кошмар

Прежде-то ирландцы писать не умели. Первое послание, вырезанное на стволе березы, состояло всего из одной буквы «бет». «Б-б-б-б-б-б-б», — начертал Огма собственной рукой, обращаясь к другому богу, своему сводному брату Лугу. Мы бы ничего не поняли, а Луг понял. Послание гласило: «Твою жену семь раз унесет в потусторонний мир, если береза не защитит ее». «Бет» считалась у ирландцев первой буквой огамического алфавита и обозначала березу. Остальные буквы, а всего их было 20, тоже происходили от деревьев. Буквы получили имена от первого звука в названии дерева.

Буква «луис» означала «л» и пламя или рябину, «ферн» — «ф» и ольху, «нин» — «н» и раздвоенную ветку ясеня, «саил» — «с» и иву, «уат» — «х» и страх или боярышник, «дайр» — «д» и дуб, «тинн» — «т» и железный слиток или падуб, «колл» — «к» и орешник, «серт» — «кю» и яблоню, «муин» — «м» и шею или виноград, «горт» — «г» и поле или плющ, «геталь» — носовое «н» и ранение или папоротник, «страиф» — «з» и серу или терновник, «руис» — «р» красный цвет или бузину и так далее.

Надгробие с огамическим письмомПоскольку текст записывался либо снизу вверх, либо сверху вниз, и редко слева направо, а слово от слова никак не отделялось, то читать записи было очень сложно. К тому же они делались на твердой основе (камне или дереве) и имели вид черточек — прямых, вертикальных, горизонтальных, наклонных. Каждая группа букв имела от одной до пяти черт, согласно своему месту в ряду: Б, X, М, А — по одной черте, Л, Д, Г, О — по две, Ф, Т, НГ, У — по три, С, К, З, Е — по четыре, Н, КЮ, Р, И — по пять. Буквы группы «бет» резались справа от вертикальной черты и располагались горизонтально, буквы группы «уат» резались слева от вертикали и тоже были горизонтальными, буквы группы «муин» резались по центру вертикали с наклоном слева направо, буквы группы «аильм» резались по центру вертикали.

Представьте все это многообразие древнеирландских букв, попробуйте ими записать хотя бы короткое слово, сразу поймете, какая это мука. Впрочем, читать древнеирландские тексты было, наверно, столь же некомфортно. Немудрено, что этой азбукой овладевали только избранные.

Ирландские резы

В Ирландии огамом назывался камень, который вместо подушки клали в гробницу покойника. На этом камне вырезалась магическая формула, которая должна была защитить мертвеца в ином мире. Ритуал, очевидно, был связан с Огмой и был чем-то вроде обола, которые вкладывали греки в рот своего усопшего в качестве платы перевозчику Харону. Делались огамические надписи и в иных целях: камнями с огамическими текстами размежевывали владения, их использовали в качестве надгробных памятников. Большая часть огамических древностей относится к IV-V векам, встречаются они в Ирландии, Уэльсе, Южной Англии, Шотландии, на Шетландских островах и острове Мэн. Тексты обычно крайне лаконичны. Чаще всего они состоят только из имени. Например, «Куналеги, потомок Кунакана», «Лугаед, сын Лугаида», «Легвескад, сын Коррбриаса, сына Амллогвитта», а то и просто — «Воти», что ученые расшифровывают либо как личное имя Вотус, либо как латинское слово «обет».

Но на менгирах есть и относительно длинные тексты. Самые ранние вырезаны по вертикали по самому краю камня, читаются снизу вверх и написаны на древнеирландском языке. Более поздние, которые называют схоластическими, вырезаны не по краю, а по центру камней, среди них есть огамические надписи на пиктском и даже древнескандинавских языках. Многие огамические тексты до нас не дошли, поскольку их резали по дереву. Известно, что такими надписями покрывали металлическую посуду, сохранились огамические тексты и в старинных рукописях. Чаще всего такой алфавит использовали для генеалогических списков или инвентарной описи.

Но, как сказано в «Книге из Баллимота», огамическое письмо использовалось «для записей тайных речей, понятных только знающим и хранимых в секрете от бедняков и простых людей», то есть существовали и более пространные тексты. Этот трактат, написанный в XIV веке, сообщает, что кроме алфавита Бет-Луис-Нин существовало еще около 150 систем ирландской огамической письменности. По сути, это были древние системы шифрования — Огам Колл, где использовались вариации буквы «к», Огам Консаин, где использовалась замена согласных звуков, Огам Дин, где основой алфавита становились первые буквы названий гор и холмов, Огам Кеал, где алфавит был составлен из первых букв военной амуниции и оружия и т.п. Но, пожалуй, самое широкое применение огамическое письмо нашло в магии и колдовстве. Огамические надписи гравировали даже на бусинах!

Николай КОТОМКИН

  Рубрика: Невероятные артефакты 152 просмотров

Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

SQL запросов:44. Время генерации:0,194 сек. Потребление памяти:9 mb