Русские ведьмы

Автор: Maks Июн 15, 2022

На протяжении всей своей истории русский народ относился к колдунам с почтительным страхом и одновременно уважением. Как свидетельствуют многочисленные летописи, примерно в тот же период, когда в Западной Европе вовсю полыхали костры инквизиции, в Москве проживало немало баб-ворожеек, имевших обширную практику.

ВОРОЖБА В ЦАРСКИХ ПАЛАТАХ

К ворожеям вполне открыто обращались жены бояр за советами по устранению семейных неурядиц. В арсенале ведуний были средства на все случаи: для смягчения свирепой ревности супруга, для укрощения его гнева, для изведения недругов, для обеспечения «доброго успеха» в любовных забавах…

Из исторических источников видно, что даже царствующие особы не были чужды суевериям и открыто держали при дворе «вещих женок». К примеру, жена великого князя Василия Ивановича, Соломония, неоднократно прибегала к колдовству, чтобы одолеть бесплодие. Однажды к ней доставили рязанскую колдунью Степаниду. Та проведя «гинекологический осмотр», в очередной раз подтвердила, что детей у княгини не будет. И, чтобы хоть как-то смягчить скорбь Соломонии по этому поводу, наворожила, чтобы муж ее всегда любил и был от нее без ума.

Надо признать, колдовство подействовало. Несмотря на то что князь очень хотел иметь детей да и готовых ему в этом помочь благородных девиц было немало, он прожил с Соломонией 20 лет. Правда, затем все же развелся, сослал ее в монастырь и женился на другой. То ли к тому времени колдовство потеряло свою силу, то ли князю сделали «отворожку» его личные колдуны. Но годы тем не менее были упущены, и Василий Иванович вынужден был теперь уже сам лечиться от бесплодия нетрадиционными методами. Колдовство помогло и, как пишет в своих мемуарах знаменитый князь Курбский, «уродилися ему два сына: один прелютый и кровопийца (будущий Иван Грозный), а другой без ума и без памяти и бессловесен». Комментарии, как говорится, излишни…

Иван Грозный, кстати, узаконивший в России сожжение ведьм и колдунов, тем не менее сам держал при себе иноземного «дохтура» Бомелия, которого современники открыто называли «лютым волхвом».

Конечно же, отношение к русским ведьмам и колдунам в обществе во многом зависело от того, как на них смотрела православная церковь. Иерархи Святейшего Синода считали кудесников просто заблуждающимися людьми, суеверами, которых надлежало вразумлять и склонять к покаянию. К их колдовским способностям священники относились скептически, не делая далеко идущих выводов. И если католическая церковь видела в чернокнижии «изобретение дьявола», а за обычный сбор лекарственных корешков можно было угодить на костер, то на Руси даже за самую черную-пречерную ворожбу можно было отделаться лишь легким испугом.

НАСЫЛАТЕЛИ ПОРЧИ

Русские ведьмыВ ноябре 1638 года при царском дворе расследовали колдовское дело, связанное с мастерицами государыни. Мария Сновидова обвинила другую мастерицу Дарью Ломанову в том, что, дескать, та сыпала на след царицы колдовской пепел. Под пыткой Дарья повинилась, что ходила к ворожее — бабке Настасье, которая живет за Москвой-рекой. Та, мол, людей привораживает, а у мужей к женам гнев и ревность отнимает, наговаривая все это на соль и на мыло. Ну а пепел от сожженного ворота женской рубашки ворожея велела сыпать на государев след, чтобы от царя с царицей никакой кручины не было и чтобы они Дарью любили. При разборе этого дела выявили еще несколько ворожей: Маньку-Козлиху, Дуньку и Феклицу.

Дарья Ломанова с мужем после разбирательства были сосланы в сибирский город Пелым, колдунья Манька — в Соликамск, Феклица с мужем — в Вятку, а Дунька — в Сольвычегодск.

Вера в то, что ведьмы и колдуны могут колдовским путем лишить мужчину половых способностей, была широко распространена во все времена, и процессы, связанные с этими действиями, составляют отдельную категорию ведовских дел. Так, в 1648 году драгун Федька Филиппов подал жалобу на Дарью, жену церковного дьячка: «Испортила она, Дарья, меня, учинила скопцом; и по пирам, и по беседам она, Дарья, везде похваляется, что она так нарочно сделала. И я от ее порчи вконец погибну…»

О том, что Дарья — колдунья, знали абсолютно все в округе, а ее муж, церковный дьячок Некрас, постоянно хвастался этим перед крестьянами: «Нет другой такой знатницы, как жена моя — на собаку плюнет, и собака молчать станет и лаять не будет». Невероятно, не правда ли? Церковный служитель хвастается колдовскими способностями своей жены! Такое было возможно только в России!

При допросах свидетели подтвердили, что Дарья, действительно, колдовала против Федьки. Поп Данила сообщил со слов своих прихожан, что, когда Федька Филиппов, «приехав от венчания, пошел с невестою в комнату по лестнице, Дарья зажгла лучину и подкинула под Федьку и под его невесту под лестницу, а подкиня, стала на ту лучину, задрав подол, сцать». И после этого «тот Федька стал испорчен и скопцом учинен».

Как показали другие свидетели, в колдовстве участвовала и жена местного пономаря Марья, которая вместе с Дарьей регулярно на следы новобрачных «клала огонь и лучом катала».

Обе колдуньи после длительного и скрупулезного разбирательства были признаны виновными в злонамеренной порче и приговорены к смерти.

ПОЛЕТЫ НА МЕТЛЕ КОЛДОВСТВОМ НЕ ЯВЛЯЮТСЯ!

В обычное мирное время люди на Руси, как уже говорилось выше, относились к ведьмам с почтительным страхом и уважением. Однако и то и другое вмиг улетучивалось, если, например, в какой-то местности долго не было дождей или, того хуже, свирепствовали повальные болезни.

Тогда на смену уважению приходило озлобление, и народ начинал вершить самосуды. Например, ведьм, подозреваемых в наведении засухи, местные жители заставляли беспрерывно носить воду из реки или пруда через погибающие без воды пшеничные поля и поливать ей кресты, установленные на перекрестке дорог. Если женщина после подобной десяти-двенадцатичасовой пытки не падала замертво, то с нее снимали подозрения в колдовстве.

Судебные дела, связанные с колдовством, пестрят случаями, когда подозреваемых в ведовстве людей оправдывали. Так, в народе долгое время считалось, что приступы «кликушества» насылаются ведьмами. Причем жертвы во время припадка называют имя того, кто наслал на них порчу. В итоге сотни и даже тысячи нечистых на руку проходимцев стали симулировать болезнь, чтобы «подвести под монастырь» неугодных им людей. В конце концов Петру I, вникавшему практически во все судебные дела, это надоело, и он приказал хватать всех кликуш и проводить следствие сначала над ними.

В 1770 году в Вологодской губернии несколько безмозглых, иначе не скажешь, девочек притворились кликушами и обвинили в своей порче разных людей. Тех похватали и подвергли жестоким пыткам. Разумеется, все признали себя ведьмами. Одна из подследственных даже рассказала, что вошла в сношения с дьяволом и получила от него каких-то червей, которых пускала в сторону жертв.

Судьи выразили сомнение и потребовали колдовских червей предъявить. Бедные женщины где-то их достали, суд переслал вещественные доказательства в Сенат, где ученые мужи распознали в них… личинки обыкновенных мух. Сенат отлучил судей от их должностей за некомпетентность, девочек-симулянток приказал выпороть розгами и распорядился впредь подобным наветам не верить.

Завершением эры судебных разбирательств, связанных с колдовством, является знаменательное, по сути, дело о женщине, которая, будучи ведьмой, вылетала на помеле из трубы собственного дома, что было засвидетельствовано 30 (!) свидетелями, видевшими это событие собственными глазами. При рассмотрении в 1888 году этого дела Оренбургская соединенная палата гражданского и уголовного суда применила к обвиняемой статью закона о колдовстве. Однако Сенат в Санкт-Петербурге пересмотрел решение оренбургских судей и вынес свой окончательный вердикт, суть которого сводилась к следующему: в данном конкретном случае следует применить наказание не за колдовство, а за недозволенное администрацией… театральное представление!!!

Геннадий ФЕДОТОВ

  Рубрика: Необычная история 158 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

SQL запросов:50. Время генерации:0,879 сек. Потребление памяти:11.17 mb