Второй после Чкалова

Автор: Maks Окт 23, 2020

Летчик Георгий Филиппович Байдуков вошел в историю благодаря знаменитому перелету через Северный полюс в 1937 году. Но жизнь он прожил яркую и насыщенную и добился в ней еще многого. А наглядное свидетельство этому тот факт, что он стал кавалером 21 ордена — наибольшего числа орденов СССР.

Георгий Байдуков родился в 1907 году в семье железнодорожника Омской железной дороги. Но в девять лет остался сиротой. Некоторое время был вынужден бродяжничать, потом воспитывался в интернате. С 14 лет работал строительным рабочим на Сибирской железной дороге. В марте 1926 года Георгий добровольцем вступил в Красную армию. В то время армия давала человеку в СССР шанс чего-то добиться в жизни. И Байдуков этим шансом воспользовался.

Полеты и рекорды

Он окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС РККА, затем Первую военную школу летчиков имени А.Ф. Мясникова и стал покорителем неба. До Великой Отечественной войны летчики были главными героями в СССР. Они давали народу повод гордиться своей страной и сами становились героями для нее. А власти всячески способствовали этому. В стране не было нормальных дорог и жилья для людей, поэтому руководство страны пыталось подтвердить «великодержавный» статус СССР авиационными рекордами. Для этого была создана государственная комиссия под руководством Ворошилова, которая в 1931 году решила создать специальный самолет для совершения сверхдальнего полета. Его разработкой занималось конструкторское бюро ЦАГИ под руководством Туполева и Сухого.

Первая попытка рекордного перелета через Северный полюс из Москвы в Сан-Франциско была предпринята 3 августа 1935 года экипажем, состоящим из Сигизмунда Леваневского, Георгия Байдукова и Виктора Левченко. Однако из-за неполадок с маслопроводом одномоторного самолета АНТ-25 полет был прерван над Баренцевым морем. После этой неудачи главным вдохновителем идеи повторить попытку перелета стал Байдуков. И он уговорил принять участие в перелете любимца Сталина, летчика Валерия Чкалова. Но «вождь народов» проявил осторожность. Сталин указал другой план маршрута: Москва — Петропавловск-Камчатский. Этот перелет стартовал 20 июля 1936 года. Экипаж в составе Чкалова, Байдукова и Белякова уже выполнил большую часть задания, проведя в небе свыше двух суток в сложнейших метеоусловиях, когда над Охотским морем разыгрался сильнейший шторм, и продолжать полет стало невозможно.

Летчики приземлились на острове Удд, но и при этом установили рекорд дальности полета — 9,374 километра (полетное время 56 часов 20 минут). За мужество и героизм, проявленные при выполнении этого перелета, им были присвоены звания Героев Советского Союза. Причем они получили по два ордена. Сначала им вручили ордена Ленина, а когда в 1939 году утвердили золотые звезды героев, то наградили еще и ими.

18 июня 1937 года тот же самый экипаж начал свой легендарный полет через Северный полюс. 20 июня, через 63 часа 16 минут полета, преодолев 8504 километра, их самолет приземлился в американском городе Ванкувер, штат Вашингтон. Этот перелет был меньше по дальности, чем предыдущее достижение, но несопоставим по резонансу, произведенному в мире.

Беляков, Чкалов, БайдуковЧкалов, Байдуков и Беляков стали мировыми знаменитостями. Любопытно, что вторые звезды героев им в СССР не дали, но полет признали поистине героическим. Советский самолет АНТ-25 был, конечно, отличным для своего времени, но не идеальным. И его недостатки компенсировались талантами летчиков. Чкалов был самым отчаянным пилотом в СССР, именно он является автором фигур высшего пилотажа «восходящий штопор» и «замедленная бочка». А Байдуков, возможно, был лучшим в стране мастером слепого полета. Он мог часами вести самолет в облаках по приборам, терпеть болтанку, не теряя пространственной ориентации. А когда профессионализма летчиков было недостаточно, на помощь им приходила русская смекалка. Над Арктикой у самолета произошло так называемое фарфоровое обледенение. Чтобы избежать его, Байдуков убрал до предела обороты мотора.

Двигатель остыл, что привело к неполадкам в системе его охлаждения. И в этот момент смекалку проявил Чкалов. Он распорядился залить в систему чай и кофе из термосов. На этой смеси и долетели до Америки.

Метаморфозы боевого летчика

На долю Георгия Байдукова выпало две войны. Он участвовал в советско-финской войне, был командиром авиагруппы бомбардировщиков ДБ-3. И с ноября 1941 года принимал участие в Великой Отечественной войне, командуя различными авиационными подразделениями на Калининском, Степном, Воронежском, 1-м Украинском фронтах. Последние боевые вылеты его 4-я гвардейская штурмовая авиационная дивизия совершала в мае 1945 года во время Берлинской операции.

Но после войны с заслуженным летчиком Байдуковым происходили удивительные метаморфозы. Сначала этот боевой ас в 1947 году был назначен руководить «гражданским» «Аэрофлотом». А потом, в феврале 1952 года, после окончания Высшей военной академии имени К.Е. Ворошилова, он оказался в руководстве войск противовоздушной обороны СССР. В результате Георгий Филиппович стал одним из создателей системы ПВО СССР в 1950-1970-х годах. Ему было присвоено звание генерал-полковника авиации. В мае 1988 года Георгий Байдуков вышел в отставку.

Последний путь

Когда в 1938 году погиб Валерий Чкалов, ему были устроены пышные похороны. Только на музыкальное оформление было затрачено 51 968 рублей, а прах Чкалова был помещен в нишу Кремлевской стены. Когда 28 декабря 1994 года скончался Георгий Байдуков, в Кремлевском некрополе уже никого не хоронили. Но тогдашнее руководство страны все же проявило внимание к кончине легендарного летчика. Для организации его похорон была создана правительственная комиссия во главе с заместителем председателя правительства РФ Яровым. Правительство выделило для покойного участок на Новодевичьем кладбище столицы и распорядилось осуществить похороны за счет средств Минобороны России.

Для тех времен похороны Байдукова были если не пышными, то точно достойными. Хотя и не носили национального масштаба, как это было с похоронами Чкалова. Имя Георгия Филипповича увековечили на карте. Остров Лангр при входе в Амурский лиман в 1994 году переименовали в остров Байдукова. Здесь же теперь находится и село Байдуково.

Олег ЛОГИНОВ

Добрым словом

После гибели Чкалова в 1938 году Георгию Байдукову позвонил нарком обороны СССР Ворошилов и сказал: — Напишите некролог. Душевный, хороший. Забудьте, что я буду его подписывать. Пишите так, как будто пойдет от вашего имени.

К тому Времени Байдуков уже зарекомендовал себя как писатель, выпустивший несколько книг, поэтому Ворошилов к нему и обратился. И тот написал некролог погибшему другу профессионально и с душой. Увы, когда Георгий Филиппович умер сам, пышных некрологов уже не печатали.

  Рубрика: Версия судьбы 407 просмотров


https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:43. Время генерации:0,939 сек. Потребление памяти:11.56 mb