«Москвич» из будущего
С началом перестройки правительство предложило столичному заводу АЗЛК разработать «автомобиль 2000 года», то есть предугадать, какими будут автомобили через 15 лет. Руководителем проекта назначили Александра Куликова, который придумал имя новинки — «Москвич-2144» («Истра»).
Знай наших!
Работа началась с дизайна машины. Изготовив пластилиновый макет в масштабе 1:4, его поместили в аэродинамическую трубу и с помощью компьютера разработали математическую модель. Ее координаты ввели в специальные станки и в итоге сделали кузовные панели из стеклоткани.
У автомобиля была сдвоенная дверь, которая открывалась вертикально вверх и распахивала оба ряда сидений. Сам кузов состоял из дюралюминия и не имел центральной стойки, что было необычно. Из-за дизайна кузова и его материала коэффициент сопротивления машины составлял всего 0,149. К слову, у популярного на тот момент ВАЗ-2106 он равнялся 0,56, а у современных Audi А4, Mercedes CLA — 0,23.
Подвеска авто была пневматической и управлялась электроникой. При торможении электроника для подрессоривания усиливала подачу воздуха в передний мост, а при ускорении — в задний. То же самое происходило при
правых и левых кренах — воздух нагнетался в правую или левую части подвески. На бездорожье электроника подкачивала воздух повсеместно, и дорожный просвет «Истры» менялся с обычных 140 до 240 миллиметров.
Отдельного слова заслуживает двигатель «супермосквича». Это был компактный 3-цилиндровый 68-сильный турбодизель ELKO 3.82.92Т. Уникальный расход предполагал на 100 километров пути от 2,2 до 3,5 литра топлива — в зависимости от режима поездки. При этом мотор мог работать на различном топливе: керосине, солярке, бензине и даже растительном масле! В 1990 году такой мотор был установлен на серийный «Москвич-2141», который стал участником экоралли Москва -Рига. На 100 километров ралли машина «кушала» всего 2,69 литра солярки.
Печальный финал
При определенной доработке двигатель позволял разгонять «Истру» с ускорением 6-7 метров в секунду или, напротив, ехать на сверхмалых скоростях в режиме парковки. Максимальная скорость «малышки» равнялась 185 километров в час, что при ее весе было вполне разумно.
Стоит отметить, что из-за супер легкого кузова и компактного мотора автомобиль весил всего 700 килограммов. В машине имелись система ABS (антиблокировочная тормозная
система), ремни с пиротехническими преднатяжителями и надувные подушки безопасности. Кроме того, конструкторы предусмотрели сканеры переднего обзора, которые через проекционный дисплей транслировали картинку на лобовое стекло. При плохой видимости или ночью все препятствия, как движимые, так и неподвижные, выводились на лобовое стекло, уменьшая возможность наезда.
Считалось, что в будущем машины сами смогут себя «лечить», и конструкторы АЗЛК придумали уникальную систему самодиан гностики. Даже сейчас, спустя 30 лет, в иномарках при неисправностях загорается только лампа check engine, и автовладелец для решения проблемы едет в автосервис. У «Истры» же на лобовом стекле проецировалась информация, в каком именно агрегате обнаружена проблема.
Также в автомобиле имелись кондиционер и система шин с оригинальным кордом и резиной. В общем, если бы «Истру» запустили в серию, это был бы хит не только в СССР, но и в мире. Кстати, партнером АЗЛК по выпуску был немецкий машиностроительный концерн Liebherr.
Однако в 1991 году развалился СССР, а потом страну настигла гиперинфляция. Летом 1993 года прекратилось госфинансирование программы «автомобиля 2000 года», и единственный экземпляр «Истры» встал на вечную стоянку сначала в музее АЗЛК, а позднее в музее ретроавтомобилей на Рогожском Валу в Москве.
Лев КАПЛИН
Предыдущая⇐ ⇐Путёвка в рай⇐ ⇐
Следущая⇒ ⇒Пролог Второй мировой войны⇒ ⇒
https://zagadki-istorii.ru