Зачем мумифицировали Ленина

Автор: Maks Июл 29, 2018

21 января 1924 года скончался вождь большевиков Владимир Ульянов-Ленин. Тело идеолога коммунизма не предали земле, а мумифицировали и выставили на всеобщее обозрение. Известно, что сам Ленин никогда не просил об этом, и его родные были против подобного увековечивания памяти Владимира Ильича. Почему же соратники советского лидера настояли на бальзамировании и сохранении тела для потомков?

Хотел лежать рядом с матерью

Сам Владимир Ильич, по многочисленным свидетельствам, просил, чтобы его похоронили рядом с матерью — на Волковском кладбище в Петрограде.

В 1923-1924 годах здоровье вождя резко ухудшилось. Он перенес два инсульта, практически потерял способность общаться с окружающими.

Из архивных документов известно, что вопрос об увековечивании памяти Ленина поднимался еще осенью 1923 года — после очередного кризиса в состоянии здоровья вождя. Именно тогда, на заседании Политбюро, Сталин предложил не предавать тело земле, а забальзамировать его, сохранив для будущих поколений.

Против этой идеи решительно выступили Бухарин, Зиновьев, Каменев и Троцкий. С их точки зрения, поклонение мумии главного большевика означало рождение нового религиозного культа. Мнение Сталина, еще не ставшего единовластным хозяином страны, было охарактеризовано как «безумие» и «поповские попытки возвеличить прах». Сталин остался в меньшинстве и до смерти Владимира Ильича больше не возвращался к этой теме.

Но с 1923 года в стране активно создавался канонический образ вождя. В частности, был учрежден Институт ленинизма (впоследствии — Институт марксизма-ленинизма), и газета «Правда» призвала сдавать в данное учреждение любые записи или документы, имеющие отношение к Владимиру Ильичу.

Ленина еще при жизни сделали святым. Поэтому «вечное» сохранение его тела являлось логичным продолжением такой политики.

Глумление над мощами

Необходимо отметить, что, захватив власть в стране, большевики проводили активную работу по уничтожению и осквернению мощей святых, которые хранились в храмах и монастырях. Их почитание было признано идеологически вредным и мешающим скорой победе коммунизма. Драгоценные раки изымались в доход государства, а мощи выбрасывались.

Так произошло в 1918 году в Саввино-Сторожевском монастыре в Звенигороде под Москвой. Прибывший большевистский отряд во главе с комиссаром Константином Макаровым реквизировал у монахов хлеб, а заодно надругался над мощами преподобного Саввы Сторожевского, основавшего монастырь в XIV веке. Мощи выбросили на землю, один из красных воинов плюнул на череп святого. Такие действия стали причиной крестьянского восстания, названного Звенигородским контрреволюционным мятежом. Бунтовщики убили Макарова и еще двоих коммунистов, начали громить советские учреждения. Мятеж был подавлен прибывшими войсками, монастырь закрыли.

Надругательство над мощами было одним из способов подрыва авторитета церкви. В 1918 году вооруженный отряд ВЧК во главе с Августом Вагнером разграбил Александро-Свирский монастырь в Олонецкой губернии. Была изъята и вскрыта серебряная рака с мощами преподобного Александра Свирского, пожертвованная в 1641 году царем Михаилом Федоровичем. При этом реквизированные ценности (более 60 пудов серебра) пропали, а церковное вино выпили чекисты.

Согласно данным, опубликованным в советской печати, к осени 1920 года в рамках борьбы с влиянием церкви в разных местах страны было вскрыто 63 раки с мощами святых.

С надеждой оживить

Похороны Ленина

Похороны В.И. Ленина 27 января 1924 года. Траурная процессия на Красной площади в Москве

Уже на следующий день после смерти Ленина, 22 января 1924 года, группа врачей под руководством профессора Алексея Абрикосова провела процедуру временного бальзамирования тела вождя, чтобы сохранить его на время публичного прощания.

Погребение назначили на 27 января. К этому времени на Красной площади построили деревянный Мавзолей, внутри которого намеревались захоронить останки главного большевика. Таким образом, первоначально здание должно было служить не местом хранения, а надгробным памятником.

27 января тело вождя торжественно переместили в Мавзолей. Но саркофаг закрывать не стали — комиссия по похоронам во главе с председателем ОГПУ Феликсом Дзержинским приняла решение дать возможность попрощаться с умершим вождем всем желающим.

Осмотр тела делали каждые три дня, и время погребения постоянно откладывалось на тот же срок — вплоть до марта 1924 года.

Дальше стало понятно, что с наступлением тепла тело начнет разлагаться.

Инициатива нового бальзамирования, которое позволило бы сохранить мумию на очень долгий срок, исходила от двух революционных вождей — Генерального секретаря ЦК РКП (б) Иосифа Сталина и видного партийного деятеля, наркома внешней торговли Леонида Красина. Красин увлекался мистикой и верил, что умерших людей через какое-то время можно оживить. Он дружил с врачом и писателем-фантастом Александром Богдановым, который проводил опыты по переливанию крови с целью омолаживания организма. То есть, по мнению Красина, тело Ленина следовало сохранить, чтобы впоследствии, когда наука выработает соответствующую методику, вождя можно было воскресить.

Сталин, который окончил православное духовное училище и несколько лет учился в духовной семинарии, понимал, что тело вождя революции должно иметь сакральное значение и стать объектом поклонения миллионов людей. Советская власть создавала новую религию под названием ленинизм. Мумия главного большевика была призвана занять место нетленных мощей святых, над которыми надругались его соратники.

Фальшивые письма

Но для проведения нового бальзамирования следовало получить согласие родственников. Вдова Ленина Надежда Крупская в письме, адресованном Политбюро партии, просила: «Не давайте своей печали по Ильичу уходить во внешнее почитание его личности. Не устраивайте ему памятников, дворцов его имени, пышных торжеств в его память и т.д. — всему этому он придавал при жизни так мало значения, так тяготился всем этим».

К Крупской направили члена Политбюро Николая Бухарина. Он договорился с вдовой, изначально обманув ее: дескать, речь идет всего лишь о нескольких месяцах отсрочки погребения, чтобы все желающие могли проститься с вождем мирового пролетариата.

Кроме того, в печати развернули массовую кампанию обращений трудовых коллективов с просьбой сохранить тело Ленина. Кстати, во времена перестройки частично открыли архив ЦК КПСС. И выяснилось, что все эти письма были организованы «сверху» — то есть составлены в партийных органах и в приказном порядке предложены к подписанию коллективам заводов и фабрик.

Без альтернативного варианта

Для решения вопросов, связанных с мертвым телом вождя, была создана особая тройка, в которую входили Леонид Красин, а также секретарь ЦК РКП (б) Вячеслав Молотов и бывший ближайший помощник Ленина Владимир Бонч-Бруевич.

Красин настаивал на том, что тело следует хранить в замороженном состоянии — тогда остается шанс, что вождя когда-нибудь можно будет оживить. В Германии заказали дорогостоящее оборудование, а группа врачей под руководством Алексея Абрикосова начала эксперименты с замораживанием тел.

Неожиданно в борьбу за сохранность мертвого Ильича вмешался видный биохимик Борис Збарский. Он понимал, что на этот проект денег жалеть не станут — и значит, те, кто им занимается, не будут ни в чем нуждаться. Расчет оказался верным: в 1939 году группа, руководимая Збарским, получила статус постоянной научно-исследовательской лаборатории при Мавзолее, а самому Борису Ильичу в 1945 году присвоили звание Героя Социалистического Труда.

Збарский убедил высшее партийное руководство, что замороженное тело все равно будет подвергаться разложению, а главное, демонстрировать его в таком виде проблематично из-за изменения цвета кожи. Ему и паталогоанатому из Харькова Владимиру Воробьеву поручили заняться бальзамированием. Правда, Воробьев не хотел браться за это дело, поскольку был риск, что ничего не получится, и тогда врачей объявят контрреволюционерами. Но Збарский уговорил его приступить к работе.

Тем более что немецкая фирма, у которой заказали морозильное оборудование, затянула его поставку, так что альтернативный вариант отпал сам собой.

Резиновый костюм

Новое бальзамирование началось в конце марта 1924 года. На теле Ленина сделали 20 разрезов, чтобы жидкость лучше проникала в полости и мышцы.

Появившиеся на трупе пятна удаляли с помощью инъекций уксусной кислоты. В черепе просверлили несколько отверстий для проникновения раствора. Глаза удалили, вставив вместо них стеклянные шарики. Рот аккуратно зашили.

В июне тело Ленина показали делегатам Коминтерна и родственникам. Крупская молча плакала, а брат Ленина Дмитрий сказал, что получилось очень хорошо, и Владимир Ильич лежит как живой.

26 июля 1924 года советским гражданам было объявлено, что Ленин будет с ними всегда. А через неделю, 1 августа 1924 года, Мавзолей вождя открыл двери для посетителей.

В дальнейшем раз в несколько лет созывались специальные комиссии, которые должны были оценить состояние тела Ильича. Кроме того, его периодически купают в специальных растворах. Под одеждой вождя скрыт резиновый «костюм», удерживающий бальзамирующую жидкость. Если бы не эти действия, тело бы ссохлось и напоминало египетские мумии.

Останки «красного фараона» стали символом новой религии, а его усыпальницу стремились посетить миллионы граждан. В 1924 году Леонид Красин писал о Мавзолее Ленина: «Это будет место, которое по своему значению для человечества превзойдет Мекку и Иерусалим». Культ мощей вождя пролетариата должен был способствовать обожествлению не только его самого, но и всего коммунистического учения.

Маргарита КАПСКАЯ

, , , ,   Рубрика: Назад в СССР




Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:65. Время генерации:0,492 сек. Потребление памяти:33.98 mb