10 знаменитых фрегатов

Автор: Maks Фев 16, 2023

Понятие «фрегат» применительно к боевым кораблям весьма растяжимо и менялось во времени. В период господства линейной тактики так называли суда, которые по скорости превосходили линейные корабли, но уступали им в артиллерийском вооружении. По мере того как на смену парусникам пришли винтовые корабли, фрегаты трансформировались в крейсеры. Однако в XX веке старое название снова вошло в обиход сначала применительно к типу противолодочных кораблей, затем к симбиозу эсминца и крейсера. В общем, подобно одноименной птице фрегаты по-прежнему парят над морями.

Фрегат «Штандарт» (Российская империя)

Первый корабль русского Балтийского флота был заложен 24 апреля 1703 года на Олонецкой верфи. Строительство фрегата велось под руководством мастера Выбе Геренса и под непосредственным контролем Петра I.

Конструкция судна представляла собой смесь английской и голландской школ, что выражалось в широком почти квадратном каркасе и плоском двойном дне, уменьшающем осадку. Водоизмещение составляло 220 тонн, длина 27 и ширина около 7 метров.

Название «Штандарт» отражало стремление царя добиться если не доминирования, то присутствия русского флага на Балтике.

Спуск фрегата на воду состоялся 8 сентября 1703 года, причем свое первое плавание от Олонца до Петербурга он совершил под личным командованием самодержца.

В дальнейшем «Штандарт» считался флагманом Балтийского флота и получил боевое крещение в боях 16-21 июня 1705 года, при отражении попытки шведского адмирала Анкерштерна прорваться мимо Котлина к Петербургу.

В 1710 году после ремонта артиллерийское вооружение фрегата увеличилось на 4 пушки (до 28). Однако в боях «Штандарт» больше не участвовал.

В 1727 году по приказу Екатерины I корабль решили отправить на новый ремонт, но когда его попытались на тросах поднять выше ватерлинии, корпус треснул.

В 1895 году название «Штандарт» было присвоено яхте императора Николая II. В 1994-1999 годах в Петербурге группа реконструкторов построила и спустила на воду точную копию легендарного фрегата.

Фрегат «Будез» (Франция)

Корабль, название которого можно перевести как «Ворчунья» (Boudeuse), был спущен на воду 25 марта 1766 года. Имел водоизмещение 1030 тонн при длине 40,6 и ширине 10,6 метра. Артиллерийское вооружение включало 26 орудий.

Вместе с «Этуалью» в ноябре 1766 года «Будез» вышел из Нанта в первое французское кругосветное плавание. На его борту находились начальник экспедиции Антуан де Бугенвиль, а также ботаник Филибер Коммерсон и его переодетая камердинером любовница Жанна Барэ, ставшая первой женщиной, совершившей кругосветное плавание.

Экспедиция совершила целый ряд важных географических открытий и благополучно завершилась 16 марта 1769 года прибытием в Сен-Мало, причем из 200 участников умерли и погибли всего семеро, что считалось по тем временам ничтожно малой цифрой.

Через 10 лет, пройдя модернизацию и усилив вооружение еще 6 пушками, «Будез» принял участие в войне с Англией. В кампанию 1779 года фрегат захватил в качестве трофея 16-пушечный шлюп «Уизель», а также сражался в битве с английским флотом при Гренаде.

Во время революционных войн список побед пополнился отбитием у сардинцев ранее захваченного противником 36-пушечного фрегата «Альцест».

В 1799 году «Будез» под командованием лейтенанта Каламана прорвался в блокированную британцами главную гавань Мальты Гранд-Харбор с важным грузом. Но удержать остров французы не смогли и в июле 1800 года разобрали корабль, чтобы не достался противнику.

Фрегат «Конститьюшн» (США)

Спущен на воду 21 октября 1797-го и уже в следующем году принял участие в необъявленной «квазивойне» с Францией, когда американские корабли уничтожали каперов, пытавшихся нарушить торговлю с Британией. Отметился «Конститьюшн» и в войне 1801-1805 годов с берберийскими пиратами.

Фрегат имел 62 метра в длину и 13,3 в ширину. Артиллерийское вооружение — 34 орудия. Экипаж из 450 человек включал 30 юнг и 55 морских пехотинцев.

Звездным часом «Конститьюшна» стало участие в войне с Англией и бой 19 августа 1812 года с 38-пушечным фрегатом «Гуэрьер». Вражеские ядра отскакивали от прочного дубового корпуса американского судна, получившего после этой баталии прозвище «Железнобокий старина». Потеряв 80 человек против 30 у американцев, британцы сдались. В том же году «Конститьюшн» выиграл бой с английским фрегатом «Ява», а 20 февраля 1815 года у острова Мадейра после четырехчасовой дуэли заставил спустить флаги британский фрегат «Циан» и корвет «Левант».

Корабль стал гордостью американского флота, и когда в 1830 году за ветхостью его решили отправить на слом, общественность бурно протестовала.

«Конститьюшн» отремонтировали, и во время войны Севера и Юга федералы использовали его как учебное судно.

В 1927-1930 годах фрегат совершил турне по американским портам, во время которого на его борту побывало около 4,5 миллиона человек.

Затем было еще несколько ремонтов, и на сегодня «Конститюшн» является старейшим в мире военным парусным кораблем, способным совершать дальние плавания.

Фрегат «Аврора» (Российская империя)

Спущен на воду 27 июля 1835 года на Охтинской верфи. Имя получил от римской богини утренней зари, хотя по слухам Николай I назвал корабль в честь красавицы Авроры Демидовой-Карамзиной (урожденной баронессы Шерваль). Фрегат имел 48,5 метра в длину и 12,6 метра в ширину при водоизмещении 1940 тонн. Численность экипажа 300 человек. Вооружение — 34 пушки и 24 карронады.

В 1837-1843 годах на «Авроре», совершавшей плавания по Балтийскому морю, проходил службу будущий генерал-адмирал великий князь Константин Николаевич.

В августе 1853 года фрегат под командованием капитан-лейтенанта Ивана Изыльметьева отправился на Дальний Восток.

В марте 1854-го в перуанском порту Кальяо был блокирован англо-французской эскадрой. «Аврора» смогла вырваться из ловушки и, совершив стремительный переход, прибыла в Петропавловск на Камчатке, где успела сыграть заметную роль в отражении вражеского десанта (август 1854-го).

После отступления вражеской эскадры с несколькими судами поменьше фрегат бросился вдогонку и дал противнику удачный артиллерийский бой в заливе Де-Кастри.

В 1855 году «Аврора» принимала участие в эвакуации гарнизона Петропавловска, вызванной приближением более крупных сил неприятеля.

После окончания Крымской войны фрегат вернулся в Кронштадт, став последним русским военным парусником, совершившим кругосветное плавание (1857). В 1861 году фрегат списали и продали на слом, а его имя перешло к спущенному в 1900 году на воду крейсеру.

Фрегат «Паллада» (Россия)

Фрегат, названный в честь греческой богини Афины Паллады, был спущен на воду 1 сентября 1831 года на Охтинской верфи Петербурга. Длина судна составляла 52,8 метра, ширина — 13,6 метра. Вооружение состояло из 52 орудий. Дизайн корпуса был заимствован у британского фрегата «Президент», а тот, в свою очередь, повторял американский «Президент», захваченный в 1812 году в качестве трофея.

Российская «Паллада» была оснащена различными техническими новшествами и должна была использоваться преимущественно для дипломатических миссий. Первым ее капитаном стал Павел Нахимов.

В 1852 году фрегат под командованием флигель-адъютанта Ивана Унковского отправился с дипломатической миссией в Японию.

Руководителем посольства был вице-адмирал Евфимий Путятин, а одним из участников — знаменитый в будущем литератор Иван Гончаров, описавший плавание в книге, которую так и назвал — «Фрегат Паллада».

Примерно на полпути на судне началась течь, в связи с чем Путятин отправил запрос о замене «Паллады» на «Диану».

«Паллада» до Японии все же добралась, прибыв туда к началу Крымской войны. Затем пришлось отправиться к Камчатке, чтобы укрыться от кораблей неприятеля. В долгом плавании фрегат получил значительные повреждения, и в январе 1856 года «Паллада» была затоплена в бухте Постовой.

В 1989 году знаменитое имя было присвоено парусному фрегату, использующемуся как учебное судно Дальневосточным государственным техническим рыбохозяйственным университетом во Владивостоке.

Броненосный (полуброненосный) фрегат «Генерал-адмирал» (Россия)

После Крымской войны Россия стала усиленно заменять парусные суда винтовыми.

Ориентиром была Англия, и именно на британской верфи Уильяма Вэбба 9 сентября 1858 года спустили на воду полуброненосный фрегат, названный «Генерал-адмиралом» (по высшему званию на российском флоте).

Классификация корабля определялась особенностями его корпуса, который изготавливался из дерева, но был укреплен железными раскосами.

Фрегат был оснащен спаренной одноцилиндровой машиной, но имел и полное парусное вооружение. Экипаж состоял из 25 офицеров и 765 матросов. Внушительное количество орудий (70) делало «Генерал-адмирала» грозным противником, и он постоянно плавал вдоль европейских (в основном средиземноморских) берегов, демонстрируя, что Россия остается великой морской державой.

Правда, только одно из плаваний можно с натяжкой назвать боевым. Речь идет об эвакуации в 1867 году с Крита беженцев и участников антитурецкого восстания. Командовавший фрегатом Иван Бутаков после этого рейса был произведен в контр-адмиралы.

Через год контр-адмирал Андрей Попов выдвинул проект перестройки «Генерал-адмирала» в крейсер с железной броней. Но выяснилось, что имеющийся деревянный корпус изношен до крайней степени. В результате старого «Генерал-адмирала» списали, а вместо него построили с тем же именем новый броненосный крейсер с парусами, служивший до 1944 года (с 1909-го как «Нарова», с 1924-го — как «25 Октября»),

Фрегаты типа «Ривер» (Великобритания)

Захват немцами Дании и Норвегии (в апреле 1940 года) в значительной степени был обеспечен эффективными действиями немецких подводных лодок, которые в дальнейшем постоянно наращивали удары по англоамериканским морским коммуникациям.

Охранявшие идущие из США конвои корветы типа «Флауэр», как правило, не успевали засечь и нанести удар по субмаринам. На состоявшейся в конце ноября 1940 года в Британском адмиралтействе конференции участники определили параметры нового эскортного корабля, который решили срочно запроектировать и построить в максимально большом количестве.

Эти суда, названные «фрегатами», имели скорость 20-25 узлов и сравнительно небольшое (предназначенное именно против субмарин) вооружение. Длина кораблей варьировалась в диапазоне 86-91 метр, ширина оставалась неизменной — 11,13 метра.

На воду эти суда начали спускать с конца 1943 года и называли в честь британских рек (река по-английски river).

Поскольку Британия небогата водными артериями, а таких фрегатов построили 151 штуку, зачастую в их именах увековечивались названия совсем уж мелких речушек.

В ходе боевых действий погибли 10 фрегатов, а остальные после Второй мировой войны либо затапливались (становясь «фундаментами» для молов), либо передавались обретавшим независимость бывшим британским колониям (Израиль, Бирма, Индия, Шри-Ланка). Два таких фрегата из египетского флота оказались уничтожены британцами же во время Суэцкого кризиса (1956).

«Поющие фрегаты» проекта 61 (СССР)

Поющие фрегатыВ конце 1950-х — начале 1960-х годов субмарины получили ядерное оружие и атомные силовые установки, увеличившие их автономность, а реактивная авиация и крылатые ракеты легко подавляли классические наземные комплексы.

Однако советское командование исходило из того, что радиус действия установленных на подлодках ракет был сравнительно небольшим, и предложило перехватывать субмарины, выстроив две линии обороны. Первую линию обеспечивали вертолетоносцы и базовая противолодочная авиация, вторую — сторожевые корабли проекта 61.

Проектировались они в ЦКБ-53 Бориса Купенского, а строились на верфях Николаева и Ленинграда. Неофициальное название «поющие фрегаты» получили за мелодичный звук работающих газовых турбин на двигателях мощностью 72 000 л. е., позволяющих преодолевать на скорости 32-35 узлов расстояние до 1,5 тысячи километров.

Впервые в советском кораблестроении фрегаты были оснащены двумя зенитными ракетными комплексами (М-1 «Волна»). Кроме того, вооружение включало две спаренные 76-мм башенные установки АК-726, две системы управления огнем «Турель», пятитрубный торпедный аппарат ПТА-53-61.

В 1962-1973 годах было построено 20 «поющих фрегатов». «Отважный» взорвался и затонул близ Севастополя в 1974 году. 17 кораблей были списаны и разобраны на металл в 1989-2001 годах. «Смелый» передали в аренду польскому флоту, где он служил до 2003 года. «Сметливый» в 2020 году выведен из состава флота и переоборудован в корабль-музей.

Атомный фрегат «Бейнбридж» (США)

В годы Второй мировой войны главной проблемой сражавшихся на океанских просторах эсминцев была их низкая автономность, поскольку в отличие от линкоров и крейсеров им просто некуда было складировать достаточные запасы топлива.

В начале 1950-х годов командование ВМС США заинтересовалось идеей создания эсминца с ядерной силовой установкой, причем вооружение у него должно было оставаться традиционным для кораблей подобного класса.

Сначала за ориентир при проектировании брали устаревший эсминец «Форрест Шерман», но потом решили ориентироваться на начавшие строиться ракетные крейсера типа «Леги».

Новый атомный фрегат проекта DLGN должен был иметь водоизмещение 6000 тонн и развивать скорость до 30 узлов. Однако силовые установки было некуда втиснуть, так что водоизмещение увеличили более чем на 1 тысячу тонн.

Штатная численность экипажа составляла 1107 человек. Корабль спустили на воду 15 апреля 1961 года, назвав в честь одного из районов Нью-Йорка.

В дальнейшем «Бейнбридж» постоянно взаимодействовал с первым в мире атомным авианосцем «Энтерпрайз» и первым в мире атомным ракетным крейсером «Лонг Бич».

По данным на 1987 год, вооружение первого в мире атомного фрегата включало зенитные артиллерийские установки, противокорабельные, зенитные и противолодочные ракеты, а также противолодочные торпеды.

В 1996 году «Бейнбридж» выведен из состава флота и через три года продан на слом.

Серия фрегатов «Адмирал флота Советского Союза Горшков» (Россия)

В начале 2000-х годов в Северном конструкторском бюро в Петербурге подготовили проект 22350, предусматривавший строительство фрегатов с управляемым ракетным вооружением ближней, дальней, морской и океанской зоны. Конструкция кораблей относится к длиннополубачному типу со сплошной надстройкой, выполненной с использованием композитных конструкционных материалов. Эти проектные и технологичные решения позволили минимизировать радиолокационную и оптическую заметность фрегата.

Экипаж состоит из 170-210 человек. Автономность плавания — 30 суток. Силовые установки обеспечивают дальность плавания на 4500 миль на 14 узлах. Фрегаты оснащены комплексами ракетного, зенитного, артиллерийского, минно-торпедного, радиоэлектронного вооружения. Особо внушительны противолодочный ракетный комплекс «Ответ», зенитно-ракетный артиллерийский комплекс «Палаш», зенитно-ракетный комплекс «Редут». Дополнением служат переносные зенитно-ракетные комплексы «Игла» и «Верба». Также корабль имеет собственную авиационную группу, включающую один вертолет (Ка-27 ПЛ либо Ка-31), и беспилотник «Орлан-Ю».

Первый из 10 запланированных фрегатов серии был заложен в 2006 году на Северной верфи. Корабль был спущен на воду в октябре 2012 года, но окончательно вступил в строй только в 2018-м. В 2020 году в состав Северного флота также введен «Адмирал флота Касатонов» и спущен на воду «Адмирал Головко». «Адмирал флота Советского Союза Исаков» готовится к спуску на воду.

  Рубрика: 10 самых... 443 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:44. Время генерации:0,395 сек. Потребление памяти:9.7 mb