10 знаменитых торпед

Автор: Maks Июл 2, 2022

Предшественниками и главными конкурентами торпед на протяжении почти четверти века считались так называемые шестовые мины. Появившись на русском флоте после Крымской войны, впервые они были применены в борьбе между северными и южными штатами. Торпеды же заявили о себе в следующем десятилетии, а их использование в Русско-японской войне повлияло и на тактику, и на стратегию боевых действий. Ядерное оружие резко повысило ставки, и новейшие разработки в сфере торпедного дела покрыты густой завесой секретности.

Торпеда Александровского (Российская империя, 1865)

Уроженец Митавы Иван Александровский приобрел в Петербурге известность как художник, затем основал одно из первых в столице фотографических заведений и стал придворным фотографом.

В 1865 году он предложил Военно-морскому министерству первую в мире торпеду собственной конструкции. Она имела пневматический двигатель и была оснащена гидростатом на основе сенсора в виде подвижного диска с пружиной, поджатие которой выводило ее на нужную глубину. Новое оружие было отвергнуто управляющим Военно-морским министерством Николаем Краббе, который оценил его как «преждевременное».

Александровский, однако, продолжал усовершенствовать свое творение и в 1868 году предложил второй вариант, также погребенный в бюрократической пучине.

Упорный изобретатель не складывал руки и в 1874 году сумел довести опытный образец «самодвижущейся мины» до испытаний. Длина ее составляла 6,1 м, диаметр — 610 мм. Максимальная скорость хода достигала 8 узлов. Результаты испытаний были вполне достойными, но к этому времени чиновники Военно-морского министерства уже настроились на приобретение и налаживание лицензионного производства торпед Уайтхеда и всячески топили детище отечественного изобретателя.

Точно так же не нашла признания и предложенная Александровским в 1866 году подводная лодка, одобренная самим императором.

Вкладывая собственные средства в изобретения, Александровский разорился и умер в 1894 году в больнице для бедных.

Электрическая торпеда G7e (Германия, 1929)

Несмотря на ограничения, наложенные на Германию Версальским договором, немецкие конструкторы продолжали трудиться на будущее. Так ими был создан проект новой электрической торпеды G7e, призванной сменить парогазовую G7a.

Первая модификация имела длину 7186 мм, при диаметре корпуса 533 мм и массе 1603 кг, и в дальнейшем эти габариты практически не менялись.

Уже в годы Второй мировой войны на смену первому варианту Т2 были созданы ТЗ (с конца 1942-го), ТЗа (с середины. 1943-го), Т4 «Фальке» (с февраля 1943-го), Т5 «Цаункениг» (с августа 1943-го), Т5Ь (с начала 1944-го) и Т11 «Цаункениг 2» (с апреля 1944-го). Скорость варьировалась в диапазоне 20-30 узлов.

Знаковым событием стало создание в середине 1942-го прибора маневрирования FAT. Оснащенная им парогазовая торпеда G7a после выстрела могла пройти дистанцию от 500 до 12 500 метров и повернуть в любую сторону на угол до 135 градусов.

С мая 1943 года прибор FAT II (с длиной участка «змейки» 800 м) устанавливался и на G7e.

На базе этой торпеды была создана мини-субмарина «Негер», где вместо боевой части установили пластиковую кабину. Плавучести «Негера» хватало, чтобы держаться на поверхности воды, неся торпеду G7e, подвешенную снизу.

Британцы, захватив в августе 1941 года подводную лодку U-570, получили 12 торпед, которые скопировали и запустили в производство под обозначением Mk. XI (у американцев — Мк18).

Торпеда «Тип 93» (Япония, 1933)

Это творение японских конструкторов снискало репутацию самой мощной, дальнобойной и скоростной торпеды своего времени.

Конструирование оружия началось как ответ на аналогичные британские разработки. Длина базовой модели составляла 9 м, диаметр — 610 мм, общая масса — 2,7 тонны.

Торпеда после пуска начинала работать на сжатом воздухе, подаваемом из отдельного баллона, а затем воздух постепенно заменялся чистым кислородом.

Данное американцами прозвище «Длинное копье» объясняется скоростными характеристиками: торпеда могла пройти 20 км со скоростью 48 узлов, 32 км со скоростью 40 узлов либо 40 км со скоростью 36 узлов.

Изначально такие торпеды использовались только на крейсерах типа «Могами» и эсминцах типа «Хацухару» и «Сирацую», однако затем поступали на все модернизируемые корабли с 610-мм торпедными аппаратами.

Главным недостатком «Длинного копья» являлась его взрывоопасность. Малейшая утечка кислорода, вызванная механическим дефектом или полученным в бою повреждением, катастрофически повышала вероятность гибели самого пользователя. Однако ставки были слишком высокими. Практика показала, что одного попадания торпеды в крейсер хватало, чтобы вывести его из строя на полгода, а три не оставляли ему никакого шанса на выживание.

Вероятно, самой крупой жертвой «Длинного копья» стал американский авианосец «Хорнет», добитый 26 октября 1942 года торпедами эсминцев «Акигумо» и «Макигумо».

«Цаункениг» (Германия, 1943)

Модель, получившая в кригсмарине прозвище Zaunkonig («Крапивник»), фигурировала под индексом G7es. В основе ее лежала все та же G7e, но получившая акустическую голову самонаведения. Это устройство состояло из двух разнесенных гидрофонов, захватывая цель в секторе 30 градусов. Дальность захвата обычно составляла 300-450 м и зависела от уровня шума корабля-цели.

Длина торпеды составляла 7,2 м, диаметр — 533 мм, масса — 1,5 тонны, включая 274 кг взрывного заряда. На скорости 24 узла «цаункениг» проходила расстояние в 7,5 км.

С августа 1943 года немецкие подводники использовали эти торпеды в Бискайском заливе и 20 сентября уничтожили первую жертву — британский фрегат «Лаган» из состава конвоя ON-202.

За время Второй мировой войны кригсмарине использовали 640 акустических торпед, но из них в цель попали только 58.

Больше всего немецкие подводники боялись, что выпущенная торпеда, развернувшись, пойдет на шум винтов собственной подводной лодки.

Испытания, проведенные с усовершенствованным вариантом в 1944 году, вроде бы подтвердили, что ничего подобного не произойдет. Однако наладить серийный выпуск этого нового варианта немцы не успели.

30 июля 1944 года советский морской охотник потопил в Финском заливе подводную лодку U-250, которую удалось поднять и отбуксировать в Кронштадт. Для изучения трех найденных на ней экземпляров «цаункениг» пригласили британских специалистов, что помогло союзникам создать отвлекающую мишень.

«Майале» (Италия, 1936)

В Первую мировую войну итальянцы сконструировали тихоходную челове-коуправляемую торпеду, с помощью которой 31 октября 1918 года в порту Пола был затоплен австрийский линкор «Вирибус Унитус».

В середине 1930-х годов лейтенанты Тезео Тезеи и Эмилио Тоски взялись создать человекоуправляемую торпеду, способную совершать небольшие переходы в полностью погруженном состоянии.

Их детище было окрещено «Поросенком» («Майале») — возможно, в насмешку над очень капризными механизмами. При водоизмещении в 1,5 тонны торпеда имела длину 6,7 м и диаметр 533 мм.

Официально она именовалась «тихоходной», поскольку на скорости 4,5 узла могла пройти всего 4 мили, а на крейсерской скорости 2,3 узла -15 миль. При необходимости она могла погружаться на глубину до 30 м.

По этой причине «поросята» доставлялись как можно ближе к объекту нападения с помощью более крупной субмарины и лишь затем отпускались в самостоятельное плаванье. Экипаж состоял из двух человек, которые сидели друг за другом верхом на торпеде. Управлялся «поросенок» с помощью рулевой колонки самолетного типа. За время участия Италии в войне в 1940-1943 годах было построено 80 таких мини-торпед.

Самой успешной операцией с использованием «поросят» стала атака базы британского флота в Александрии (Египет) в ночь с 18 на 19 декабря 1941 года.

Потеряв шесть офицеров пленными, итальянцы тяжело повредили два британских линкора и эсминец, а также потопили танкер.

Атомная торпеда Mark 45 (США, 1963)

Атомная торпеда Mark 45В 1950-х годах американские стратеги пришли к выводу, что в случае ядерной войны главную угрозу для США будут представлять советские подводные лодки с ядерным оружием. Для борьбы с ними на вооружение и была принята противолодочная торпеда подводного базирования, получившая индекс Mark 45 (Mk 45).

Ее масса составляла 1090 кг, длина -5,77 м, калибр — 483 мм.

Боевая часть несла ядерную боеголовку W34 мощностью 11 килотонн.

В движение торпеда приводилась электрическим двигателем, причем не имела системы самонаведения. Сигналы для управления подавались по электрическому кабелю, который по мере передвижения торпеды сматывался со специального барабана на лодке-носителе.

Радиус действия ядерной боеголовки превышал максимальную дальность хода торпеды (13 км), так что в случае запуска субмарина-носитель действительно уничтожила бы самую быстроходную и глубоководную подлодку противника, но и сама вряд ли успела бы ретироваться. Американские моряки мрачно шутили, что Mk 45 была торпедой «двойного действия». Впрочем, подтвердить точность столь мрачного прогноза американцам не довелось.

В общей сложности было выпущено около 600 торпед этого типа. К середине 1970-х годов торпеду «двойного действия» по причине её самоубийственных для американского же флота характеристик решили снять с вооружения, заменив на самонаводящуюся противолодочную торпеду Mark 48. Старые же образцы оснащались обычными боеголовками и продавались союзникам Соединенных Штатов.

ВА-111 «Шквал» (СССР-Россия)

Разработкой самой скоростной в мире подводной торпеды занималась группа, возглавляемая академиком АН Украинской ССР Георгием Логвино-вичем в республиканском институте гидромеханики. Оснащенный системой самонаведения комплекс «Шквал» приняли на вооружение в 1977 году, намереваясь использовать для уничтожения надводных и подводных кораблей противника.

Изначально мощь ядерной боеголовки составляла 150 килотонн. Позже появился вариант с обычной боеголовкой с автономным управлением и без системы самонаведения.

Скорость торпеды была рекордной и в зависимости от плотности водной среды могла составлять до 370 км/ч. Такой показатель обеспечивался благодаря применению подводного реактивного двигателя, работающего на гидрореагирующем твердом топливе, обеспечивающем большую тягу и движение ракеты в своеобразном «паровом пузыре». Радиус действия составлял около 7 км. Длина торпеды -8 м, калибр — 533,4 мм, масса — 2700 кг.

Главными недостатками «Шквала» считались слишком большой шум и вибрация, а также невозможность поражать вражеские субмарины на больших глубинах (более 30 метров).

В 1992 году на экспорт создали вариант «Шквал-Э» — без ядерного боезаряда и предназначенный для борьбы только с надводными целями.

Считается, что скорость, сопоставимая со «Шквалом», сегодня имеется только у двух торпед — созданной в начале 2000-х германской «Барракуды» и иранской модели, о существовании которой упомянул тамошний военный министр.

  Рубрика: 10 самых... 149 просмотров

Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

SQL запросов:49. Время генерации:0,214 сек. Потребление памяти:9.39 mb