Божья рука бьёт наверняка

Автор: Maks Июн 5, 2019

В христианстве каждый промысел имеет своего покровителя. Есть свои покровители и у охотников. Правда, у католиков и православных здесь разные святые. Наши отечественные охотники просят об удаче святого Трифона, а западноевропейские — святого Губерта.

В раннехристианские времена охота считалась полезным, но вовсе не богоугодным промыслом. Ведь зверя убивают, то есть проливают кровь. Все, что связано с кровью, если это только не кровь Спасителя или пострадавшего за веру мученика, христиане старались игнорировать.

Люди и звери

Сами священники не могли носить оружие и проливать чужую кровь. Многие святые заслоняли своим телом не только гонимых собратьев, но и «бессловесных тварей». Так что сначала у охотников не было небесных покровителей. Рыболовам в этом плане повезло больше: у них имелось несколько небесных помощников — Николай, который не только спасал тонущих, но мог и при случае загнать в сети стаю рыб; апостолы Андрей, Иоанн, Петр и Иаков, которые занимались рыбной ловлей и улавливали к тому же души человеческие; и даже Фома Неверный.

Охота из жизни тогдашнего общества, конечно, никуда не делась. Напротив, в феодальном мире она стала привилегированным занятием. Для средневекового феодала считалось полным бесчестьем, если он не мог организовать охоту для своего сюзерена. Сюзерен прибывал в замок своего вассала вместе со свитой не для того, чтобы посетить устроенный для него пир. Нет, он предвкушал самое веселое развлечение на свете — охоту со сворой собак на оленя, лося, кабана и прочего зверя. Так что постепенно отношение к охоте изменилось И, разумеется, у охоты и охотников появился небесный защитник. Но к тому времени пути восточного и западного христианства уже разошлись. И покровителей оказалось двое.

Трифон — покровитель охотников и заклинатель гадов

Святой Трифон

Покровителем наших охотников считается Трифон. Он, согласно церковному житию, родился в начале III века не то во Фригии, не то в Мизии — то есть в Малой Азии. Предания рассказывают о его жизни по-разному. По одной версии, его родители были христианами, по другой — к христианству он пришел самостоятельно, несмотря на малолетство (прожил Трифон всего около 16 лет). Но благодаря сильной вере ему открылся дар исцелять от телесных и душевней мук. Всех, кого он излечил, Трифон обращал в христианство. Ведь лечил он по-особенному, изгоняя из тела не саму болезнь, а беса, который засел в теле и причиняет страдания.

Более того, рассказывали, что Трифон способен не только исцелить людей, но и управлять поведением насекомых и змей. Как-то село Кампсада, где он жил, подверглось настоящему нашествию вредоносных тварей и могло полностью лишиться урожая. Трифон несколько дней читал молитвы, и беда миновала. Твари (скорее всего, это были стаи саранчи) покинули Кампсаду, не причинив вреда.

В православии даже существует любопытный текст молитвы, которую якобы произнес Трифон и которую нужно всем верующим читать в подобной ситуации. Начинается эта молитва так; «Заклинаю вас, многовидные звери, червии, гусеницы, хрущи и прузи, мыши, щуры и критницы, и различные роды мух и мушниц, и молей, и мравей, и оводов же, и ос, и многоножец и многобразные роды ползующих по земле животных, и летающих птиц, вред и тщету нивам, виноградам, садам и вертоградам наносящих…» Интересно, правда, что это сугубо русский текст, и распространен он был только на территории тогдашнего Московского царства.

От Рима до Москвы

По легенде, слава о даре Трифона разлетелась по всей земле. Дошла и до дворца императора Гордиана Третьего, в котором мучилась от припадков его юная дочь. Император послал за мальчиком. Стоило тому приблизиться к Риму, до города оставалось всего три дня пути, как дьявол выскочил из тела девушки. Такова была его сила. Когда же Трифон оказался во дворце, он заставил дьявола показать себя всем придворным и пообещать, что он уйдет и больше не вернется. Выглядел дьявол не лучшим образом — как бешеный пес с горящими глазами и мордой, прижатой к полу.

Однако выгод от излечения императорской дочки Трифон не получил. Власть в Риме тогда менялась, как погода. Через несколько лет при Деции Траяне его казнили, как и прочих христиан. Первоначально Трифон считался вовсе не покровителем охотников, он исцелял женщин от бесплодия. Также помогал бороться с нашествиями гусениц, мух и прочих вредителей. Постепенно его стали считать повелителем всех лесных обитателей. Но полностью образ Трифона как покровителя охоты и охотников сложился в царствование Ивана Третьего, когда распространился слух о чуде с кречетом.

Тут, правда, легенды разнятся. Изначально кречет, потерянный во время охоты князем Иваном Юрьевичем Патрикеевым, был найден им после молитвы точно в день святого Трифона, то есть на первое февраля. Постепенно легенда обросла дополнениями, и в ней появился сокольничий Трифон Патрикеев, а Иван Третий, носивший прозвище Грозный, превратился в Ивана Грозного. Однако кречет, похоже, был все же чудесным образом обретен потому что в память об этом чуде Иван Третий приказал поставить на месте обретения птицы церковь, посвященную святому Трифону. Она была сооружена в 1470-1490 годах.

С того времени сокол попал даже на герб Москвы, сначала на руке святого Трифона, потом Трифона сменил Георгий Победоносец. А Трифон стал узаконенным покровителем московских охотников.

Молодой аристократ со сворой собак

Западный покровитель охотников, святой Губерт а точнее — святой Юбер был по происхождению сыном герцога Аквитанского Бертрана. Он родился в 656 или 658 году в Тулузе и, в отличие от нашего Трифона, прожил долгую и насыщенную событиями жизнь (умер в 727 году). В юности Юбера совершенно не интересовали вопросы веры, все свое время он проводил на охоте, ибо она была его единственной страстью.

По легенде, как-то он отправился на охоту без компании в Страстную пятницу. И вдруг посреди леса перед ним возник огромный олень, а между высоких его рогов светился белый крест. И олень укорил юношу, что тот, гоняясь за зверями, забывает о своей душе. Охотник был потрясён и устыжен. Он тут же бросился не домой, а в Маастрихт, в цеоковь, к епископу Гамберту, покаялся в грехах и принял постриг. А после трагической гибели своего наставника построил часовню на месте его убийства язычниками, куда и были перенесены мощи Ламберта. Губерт стал преемником святого Ламберта на кафедре Маастрихта и позже первым епископом Льежа. В IX веке на месте часовни был воздвигнут собор под названием Нотр-Дам-и-Сен-Ламбер, то есть собор Богоматери и святого Ламбера. Юбер, уверовавший в результате чуда, проводил активную миссионерскую деятельность среди местных язычников, за что получил даже прозвище «апостол Арденн».

Вся жизнь Юбера была связана с церковью. Но хотя он больше не участвовал в охоте, любовь к этому делу не оставляла его всю жизнь. Он не мог травить зверя, но он мог заботиться о гончих и поддерживать чистоту породы. Недаром святого изображают в окружении своры собак. В 825 году останки святого Губерта были перенесены из Льежа в бенедиктинское аббатство Андажа, переименованное в его честь. Монахи этого монастыря занимались разведением гончих, которые так и назывались — гончие святого Юбера. Это были черные с красными подпалинами вислоухие арденнские собаки, которые считались лучшими из ищеек. Они могли находить не только раненого зверя по запаху крови, на что способны все другие гончие, но и находить лежку будущей добычи в самом начале охоты.

Согласно сохранившимся описаниям, эти гончие отличались большими размерами, ростом, тяжело сбитым костяком и большой тяжелой головой с брылями. Именно эту породу Юбер и довел до такого совершенства, что в X веке гончие святого Губерта оказались при королевском дворе. Каждый год настоятель монастыря присылал французским королям по шесть лучших собак. Они очень ценились по всей Европе, не боялись ни воды, ни холода и отлично гнали крупного зверя. Разведением этой породы арденнские монахи занимались вплоть до Великой французской революции.

Современные гончие святого Губерта, по признанию кинологов, чистопородными уже не являются. После революционных событий монахи забросили свое занятие, а когда к нему вернулись — время было упущено. Кровь питомцев была уже смешанной. От самого святого Юбера тоже ничего, кроме имени, не сохранилось. Его останки вытащили из гробницы и уничтожили борцы с католицизмом во время Нидерландской революции 1568 года. Однако, несмотря на этот штрих к посмертной биографии Юбера, его, как святого Губерта, считают своим покровителем все западные охотники — и католики, и протестанты.

Николай КОТОМКИН



, , , ,   Рубрика: Религии мира

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:60. Время генерации:0,149 сек. Потребление памяти:8.26 mb