Индейская палица

Автор: Maks Авг 2, 2019

Привычный нам по книгам и фильмам в жанре вестерн образ краснокожего воина, как правило, включает в себя ружье в руках и томагавк за поясом. Однако такими индейцы, по понятным причинам, стали только после вторжения на их континент европейских колонистов. Но и до этого многочисленные племена Северной Америки никогда не жили в мире. Чем же они воевали?

Североамериканские индейцы практически не владели искусством обработки металлов, а потому все необходимое изготавливали из дерева, камня, кости и рога. В том числе и оружие. Поражая врага издали стрелами и копьями, в ближнем бою краснокожие пускали в ход боевые дубинки. И, хотя на первый взгляд они могут вызвать усмешку, это был по-настоящему грозный элемент снаряжения. Впрочем, нанести им смертельную рану было все же сложнее, чем стальным клинком. Многие исследователи считают, что именно поэтому индейцы не истребили друг друга. Военные походы и набеги были привычным стилем жизни для мужчин большинства племен, но боевые потери в них всякий раз оказывались невелики.

Камень на палке

Каждое племя использовало свои варианты дубинок, поэтому этнографам известно бесчисленное количество разновидностей этого простого по сути оружия. Однако среди этого многообразия все же можно выделить несколько обобщающих типов.

Самые простые дубинки были в ходу у племен Великих равнин — шайенов, сиу, черноногих и так далее. Они представляли собой деревянную рукоять, к которой крепился камень. Дерево для рукояти подбиралось достаточно эластичное, чтобы не ломалось при сильном ударе. Камень подбирался по размеру 10-12 сантиметров в длину и около 7,5 в ширину. Вес его при этом составлял порядка четырех фунтов, то есть около полутора килограммов. Общая длина оружия, как правило, колебалась в пределах 60-90 сантиметров.

Известно, что некоторые племена предпочитали камни потяжелее. Так, например, воинственные ассинибойны прикрепляли к своим палицам камни весом по пять и более фунтов. Дело в том, что такое оружие в любом случае не предназначалось для сложного фехтования и ставка делалась на один сильный и точный удар. Так что размахивать дубинкой слишком долго воину не приходилось. Тем не менее на конце рукоятки иногда проделывали отверстия, в которые продевался темляк — чтобы не выронить оружие посреди схватки.

Конструкция не была совсем уж примитивной. Рукоятка тщательно обтягивалась кожей. Так она лучше лежала в руке и становилась прочнее. Камень крепился тоже при помощи ременной петли. Причем накидывали ее, как следует размочив кожу. Постепенно высыхая, она стягивалась и намертво фиксировала ударное ядро. А индейцы, жившие на территории современного Техаса, затягивали в сырую кожу рукоятку и камень целиком. При высыхании получалась почти монолитная конструкция. Дерево при этом брали, наоборот, покрепче.

Американский кистень

Индейская дубинкаВторой тип дубинок был распространен среди жителей Северных равнин. Фактически он представлял собой кистень. Более легкий камень (весом около двух фунтов, то есть меньше килограмма) тоже закатывался в кожу, а затем крепился к 55-сантиметровому древку на пятисантиметровом ремне. При ударе камень разгонялся и набирал энергию при вращении, поэтому удар порой был сильнее, чем дубинками с более тяжелыми, но жестко закрепленными камнями. Иногда деревянная рукоять отсутствовала вообще, и камень болтался на ременной петле, надеваемой на запястье.

Индейцы группы племен шошоны (к ним, в частности, относились и знаменитые команчи) называли такое оружие поггамоггон и владели им в совершенстве. Зачастую предпочитали их и упоминавшиеся ассинибойны. Европейский торговец по имени Генри (фамилия неизвестна), собственными глазами наблюдавший применение ими «кистеней» в конце XVIII века, оставил такое устрашающее описание: «Конный воин мчится на полном скаку, вращая камень вокруг рукояти. Каждый меткий удар сбивает на землю человека или его лошадь».

Готовое изделие богато украшали иглами дикобраза, бисером, перьями и бахромой. В таком виде военные дубинки становились обязательным элементом костюма и атрибутами религиозных обрядов. Впрочем, мужчина-индеец вообще редко появлялся где-либо без оружия, даже на территории родного стойбища.

Смертельный шар

Пожалуй, наиболее устрашающе выглядели дубинки третьего типа, которые предпочитали жители лесов на востоке Северной Америки — ирокезы, омаха, арикара и другие. Для них выбирались твердые породы дерева, часто использовался корень ясеня. Мастер вырезал удобную изогнутую рукоятку, наверху которой располагался массивный деревянный шар, составляющий с дубинкой единое целое. Что и говорить, для того чтобы сделать такое оружие, требовалось недюжинное мастерство резчика.

Дубинки получались легче своих «сестер», увенчанных камнями. С одной стороны, это было недостатком, так как удар становился слабее. С другой стороны, это позволяло действовать более разнообразно, уже с элементами фехтования. Вот, например, как воин из племени кайна по имени Хвост Ласки рассказывал о боевых приемах своего народа: «Если враг пытается пырнуть тебя ножом, ударь его по руке или запястью военной дубинкой, чтобы выбить нож. А затем ею разбей ему голову».

Стремясь сделать свое оружие более опасным для противника, индейцы стали усиливать деревянный шар дополнительными поражающими элементами: шипами и лезвиями. Причем иногда это мог быть полноценный клинок каменного ножа, длиной 12-15 сантиметров. В дело шли и рога бизона (которые, кстати, иногда заменяли камни в дубинках первого типа).

К делу индейцы подходили очень вдумчиво. Так, например, воины ирокезов зачастую имели две дубинки.

Одну — с простым деревянным шаром, другую — с дополнительным острием. Первая использовалась для рядовых стычек, когда воин не имел намерения обязательно убить кого-нибудь. Если же дело шло о кровной вражде или мести, то выбиралась вторая, более смертоносная дубинка.

Со временем некоторые мастера научились делать настоящие шедевры. В начале XIX века у одного из воинов племени арикара была дубинка, шар у которой был полым. Внутрь были помещены кусочки металла, которые громко позвякивали при движении. Очевидно, это было сделано для устрашения врага, хотя, возможно, имело и ритуальное значение.

Завезенные европейцами металлические топорики быстро завоевали популярность у индейцев ввиду очевидных преимуществ — прочности, остроты и так далее. Многие племена, не колеблясь, включили их в свой арсенал, оставив дедушкины дубинки в прошлом. Теперь их делали разве что на продажу, в качестве сувениров. При этом даже камни для набалдашника подбирались какие попало — они крошились при ударе. Но так произошло далеко не везде и не со всеми. Факты использования дубинок различных типов в бою фиксируются вплоть до самого конца XIX века.

Виктор БАНЕВ

Настоящий томагавк

Такое привычное и понятное нам слово «томагавк», если говорить строго, не имеет никакого отношения ни к индейским языкам, ни к металлическим топорикам, завезенным колонистами. Свои боевые дубинки разные племена называли очень по-разному. Например, ирокезы (язык которых вообще крайне сложен для восприятия на европейский слух) использовали слово o-sque-sont, абенаки — demahigan, малеситы — tomhikon. Европейские торговцы приходили в отчаяние, пытаясь выбрать слово, которое и аборигенам-покупателям будет понятно, и выговорить можно, не сломав язык. В конце концов они остановились на «тамахаак» — так свои дубинки называли поухатаны. В основе лежал корень temah — «резать». Так и появились известные нам томагавки.



, , ,   Рубрика: История оружия

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:59. Время генерации:0,184 сек. Потребление памяти:8.44 mb