Кабаре «Распутин» — зеркало эпохи

Автор: Maks Июл 8, 2021

Легендарное парижское кабаре, словно гигантский магнит, притягивало самых знаменитых людей XX века. Заведение, принадлежавшее госпоже Элен Мартини, внесено в список культурных ценностей Франции.

Императрица ночи

Кабаре располагалось в центре Парижа на трех подземных этажах офисного здания, построенного в 1931 году. В «Распутине» бывали Марина Влади и Владимир Высоцкий, Мирей Матье и Фрэнк Синатра, Ив Монтан и Симона Синьоре, Евгений Евтушенко и Белла Ахмадулина и еще сотни именитых гостей: политики, дипломаты, адвокаты, художники, литераторы, журналисты, русские дворяне первой волны эмиграции, арабские шейхи и американские нефтяные магнаты. Всех привлекала высочайшая репутация заведения, владела которым Императрица ночи (так ее называли парижане) Элен Мартини.

Популярное французское издание «Фигаро» так характеризовало ее: «Аристократичная дама славянских кровей с прекрасными чертами лица и безупречными манерами, увлеченная и увлекательная, она стала символом Парижа и центром притяжения для заезжих знаменитостей из России, Италии, США и многих других стран!»

В восьмидесятые годы прошлого века ей принадлежало не только кабаре «Распутин», но целая империя развлечений французской столицы, которую составляли дюжина популярных театров и кабаре. В них работали около тысячи человек разных национальностей.

Элен обладала уникальными организаторскими способностями, нюхом на знаменитостей и фантастической бизнес-жилкой. Благодаря ее хлопотам атмосфера в «Распутине» была богемной, программа интересной и разнообразной, а кухня славилась изысканными блюдами.

По вечерам звучали русские и цыганские песни и романсы. Играл камерный оркестр под управлением Поля Тоскано (этот музыкант когда-то был первой скрипкой в Гранд Опера). Лучшие европейские танцовщицы отплясывали канкан, сверкая белозубыми улыбками и удивляя гостей фантастической экипировкой.

Для выступлений в любимом детище Элен приглашала лучших исполнителей из многих стран. Здесь выступал с цыганскими романсами харизматичный Алеша Димитриевич, пела свои баллады Наталья Медведева, блистал Эдуард Хиль.

Гений романса

Алеша Димитриевич был гвоздем культурной программы кабаре. Он представлял великую династию ресторанных певцов, на протяжении многих лет рвущих сердца эмигрантской публики. По легенде, хор Димитриевичей обожал слушать Григорий Распутин.

Алеша родился в 1913 году в семье кочующих цыган. После революции семейство эмигрировало в Харбин, а затем перебралось во Францию. С юношеских лет Алеша выходил на сцену. Признавался, что нотной грамоты не знает. При этом обладал поразительным музыкальным слухом и исполнял романсы с неслыханной проникновенностью.

Его записи были популярны в СССР в семидесятые годы XX века. Каким-то загадочным образом они проникали в страну. Поклонники шансона переписывали его концерты на магнитофоны и делились записями с друзьями. Официально не признанный, Алеша легко завоевал «одну шестую» благодаря «самиздату».

Те немногие советские граждане, которым удавалось проникнуть через «железный занавес» и оказаться в Париже, непременно стремились в «Распутин» послушать Алешу и, если повезет, пообщаться с ним. Без этого парижская «культурная программа» считалась невыполненной.

Особенно удавался Димитриевичу романс «Гори, гори, моя звезда». Часто он исполнял его на бис под восхищенными взглядами поклонниц.

Художник и скульптор Михаил Шемякин так рассказывает об Алеше:

— Это был необыкновенно обаятельный человек и премилый хулиган. Я познакомил Алешу с Высоцким, который называл его «гениальным певцом». Горжусь, что за свои средства выпустил пластинку Димитриевича и таким образом сохранил для потомков его удивительный голос.

Алеша был заядлым курильщиком и матерщинником. Когда начинал петь, вставлял начатую сигарету фильтром в ухо, и оттуда валил дым. Частое использование ненормативной лексики оправдывал просто: «Я — цыган. Мне можно!»

Вечерний звон

Элен МартиниЛегко вписался в музыкальный контент кабаре и популярный в СССР певец с берегов Невы Эдуард Хиль. Он так вспоминал свой «распутинский» период:

— Париж и мадам Элен Мартини помогли мне пережить тяжелые времена. В конце восьмидесятых рухнул «Ленконцерт», и я, как и многие артисты, остался без работы. Наступило безденежье и черные дни. А в начале девяностых стало вообще нечем кормить семью. И я подался в Париж на заработки. Знакомый артист из Малого оперного отвел меня в кабаре «Распутин». Меня радушно встретила хозяйка кабаре — мадам Мартини. Она спросила меня: «Вы можете спеть «Вечерний звон»?» — «Да, могу». Спел и сразу был принят в штат заведения. Как-то перед концертом я спросил у коллеги-артиста: «Почему сегодня у нас столько охраны? А этот месье за столиком так похож на президента Франции Миттерана…» — «А это и есть Миттеран! Романсы послушать пришел». Мирей Матье как-то попросила меня спеть «Подмосковные вечера». Евтушенко рассказал мадам Мартини о моей популярности в России, и она сразу повысила мой гонорар…

Наталья Медведева, отпевшая в «Распутине» своим поразительным хрипловатым голосом несколько сезонов, так вспоминала о мадам Мартини:

— Ее главной чертой была невозмутимость и поразительное умение держать себя в руках. Она никогда не повышала голоса, не истерила, но одного ее взгляда достаточно было, чтобы подчиненные вставали по струнке. Ее значение для культурной жизни Парижа было огромно. Побывать в «Распутине» считалось модным и престижным. Благодаря усилиям Элен перед гостями кабаре открылся мощный пласт русской культуры. Сама того не сознавая, она ломала стену между Западом и Россией, способствовала взаимопониманию двух миров…

Особенно привечала мадам Мартини заезжих гастролеров-россиян. Гордилась дружбой с режиссером «Таганки» Юрием Любимовым, радовалась визитам Никиты Михалкова, Олега Янковского, Николая Караченцова. По ее просьбе Никита Михалков проникновенно исполнял романс «Не велят Маше за реченьку». При этом на глазах обычно невозмутимой Элен выступали слезы.

Магический логотип

Огромный доход заведению приносили арабские шейхи. Миллиардер из Эмиратов праздновал там свадьбу дочери. Перед началом банкета на грузовике привезли пять тысяч белых роз, а сам банкет обошелся арабу в 300 тысяч долларов.

Завсегдатаем кабаре был художник, модельер, эстет и полиглот Роман Петрович Тыртов, известный в мире под псевдонимом Эрте. Он был потомственным дворянином, сыном адмирала, эмигрировал в Париж до революции, прославился как самобытный живописец и дизайнер. Его приглашали в Голливуд, где он создавал костюмы для прославленных актеров. У него одевались знаменитая шпионка Мата Хари и танцовщица Анна Павлова. С Элен Мартини его сближали славянские корни и увлечение русским искусством.

Как талантливый дизайнер Эрте оформлял все представления Элен Мартини, он же создавал интерьеры ее роскошного дома. Только ему мадам доверила стать художником кабаре «Распутин». И он не обманул ее ожиданий, воплотив в реальность оригинальный стиль a la russe.

Он же нарисовал черно-белый логотип кабаре: суровое бородатое лицо зловещего старца. По легенде, именно Эрте предложил назвать кабаре «Распутин».

Оказалось, что он дружил с князем Феликсом Юсуповым, который участвовал в убийстве Григория. Под влиянием его рассказов у Эрте и родилась идея увековечить его имя в названии кабаре.

Открыть заведение мадам Мартини и Эрте задумали в далеком 1965 году. По мнению Элен, это должно было быть место, «где можно покушать борщ, сибирские пельмени, выпить водки, полакомиться икрой, послушать романсы и проникнуться русским духом».

Эрте уверял, что работа по созданию кабаре была увлекательной и веселой.

Благодарная мадам закрепила за модельером столик за номером 18.

Король пляс Пигаль

Что касается самой владелицы кабаре, то ее биография достойна романа. Она родилась в 1924 году в семье француза по фамилии де Крессак и русской эмигрантки дворянских кровей.

В годы Второй мировой войны ее родители погибли, а сама она провела месяцы в немецком концлагере на территории Польши, где охранники издевались над ней. Освобождение принесла Красная армия. Но свобода оказалась с горьким привкусом. Компетентные советские органы отправили ее в казахстанский концлагерь, откуда она сумела вырваться в конце 1946 года и каким-то чудом добралась до Парижа.

Во французской столице поначалу бралась за любую работу, но затем, используя великолепную фигуру и танцевальный талант, стала популярной стриптизершей.

С будущим супругом — уроженцем Сирии Нахатом Мартини — Элен познакомилась в 1955 году. Он был на пятнадцать лет старше, имел диплом юриста и владел сетью развлекательных заведений в Париже. Его называли Король пляс Пигаль. В 1961 году Король умер от инфаркта. По завещанию владелицей «Империи греха» стала Элен. Обладая предпринимательским талантом, она расширила ее, считая своей главной заслугой открытие кабаре «Распутин». Через его сцену прошли многие будущие мировые знаменитости — от Фернанделя и Джонни Холидея до Юла Бриннера и Фрэнка Синатры.

Замуж Элен больше не выходила, коллекционировала антиквариат, бриллианты. Даже на седьмом десятке она сохраняла отличную фигуру, изящество и привлекательность.

После ее кончины в 2017 году кабаре утратило свой шарм. Новые владельцы изгнали из заведения «русский дух» и превратили его в клуб с ди-джеями, положив конец «золотой эпохе» кабаре «Распутин».

Владимир БАРСОВ

Загадки истории » Женщина в истории » Кабаре «Распутин» — зеркало эпохи

, ,   Рубрика: Женщина в истории 252 раз просмотрели

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:35. Время генерации:1,717 сек. Потребление памяти:11.02 mb