Кардинал холодной войны

Автор: Maks Фев 15, 2019

Коммунистический период польской истории был примечателен по многим причинам. К сожалению, именно там началась масштабная антикоммунистическая и антисоветская борьба, которая не только обрушила весь Восточный блок, но и пополнила пантеон польских католических святых. Среди них особой фигурой является слуга Божий, кардинал Стефан Вышиньский.

Став примасом Польши (титул архиепископа Гнезненского, имеющего почётное верховенство относительно других польских архиепископов) в 1948 году, Стефан Вышиньский организовал сопротивление новой прокоммунистической власти по церковной линии. Вплоть до своей смерти Вышиньский продолжал защищать права верующих в стране, где насильно насаждался атеизм. До падения власти ПОРП он не дожил всего несколько лет.

Становление владыки

Стефан Вышиньский родился в 1901 году в семье приходского органиста, поэтому религия всегда играла в его семье значительную роль. Неудивительно, что с выбором своей стези у юного пана не возникло особых трудностей — уже в 23 года он окончил духовную семинарию во Влоцлавеке, приняв священнический сан. Затем Вышиньский продолжил учёбу в Люблинском католическом университете. В 1929 году будущий примас Польши — уже доктор канонического права.

Неизвестно, как сложилась бы судьба этого человека, родись он не в столь трудное для Польши время.

В 1939 году немецкие войска вторглись в Польшу. Отец Стефан категорически отказался брать в руки оружие, полагая, что священнику не место на поле боя. Однако всего за год до поражения Германии он осознал, что зашедшие на территорию Польши коммунисты не планируют покидать это государство. В стране развернулось противостояние между буржуазной Армией крайовой и Гвардией людовой, поддерживавшей программу Польской рабочей партии. Поняв, что оставаться в стороне больше нельзя, Вышиньский поступил на службу в Армию крайову капелланом. Уже тогда он проявил себя как ярый антикоммунист, чем завоевал множество симпатий — в том числе и в Ватикане.

Пока мир оправлялся после Второй мировой войны, Польша и не думала затихать. В традиционно религиозной стране началось новое противостояние — на этот раз между коммунистической властью и католической церковью. Возглавить «церковный фронт» пришлось Стефану Вышиньскому.

В Риме высоко оценили роль этого священника в спасении польских евреев и прочих сопротивленцев гитлеровским войскам. В 1946 году Вышиньский получил сан епископа Люблинского. А спустя два года он уже архиепископ-митрополит Гнезненский и Варшавский. Другими словами, примас Польши — высший иерарх церкви в этой стране. Этот статус стал для 47-летнего Вышиньского пожизненным.

Между тем из-за столь высокого положения ему теперь нельзя было молча наблюдать за происходящим в отечестве. Повсюду закрывались факультеты теологии. А чтобы на Западе думали, что в Польше существует религиозный плюрализм, в Люблинском университете — том самом, что оканчивал Вышиньский, — полноценный факультет богословия все же был сохранен. Но это было скорее ложкой меда в бочке дёгтя. Приходы по всей Польше теряли здания семинарий, которые для своих нужд отбирала ПОРП. Министерство безопасности ПНР проводило массовый арест священников, очень часто — по надуманным предлогам.

Примас Вышиньский, как мог, влиял на ситуацию. Писал письма с осуждением подобного давления на свободу вероисповедания. В его архиепископской канцелярии нашли прибежище многие опальные священнослужители. Властям это не нравилось.

Когда в 1953 году папа Пий XII возвёл Вышиньского в сан кардинала-священника, ПОРП запретила примасу выехать в Рим, чтобы получить от понтифика знаки кардинальского достоинства. Затем вышел указ, значительно влияющий на полномочия церкви в Польше — он предполагал назначение епископов и более высоких санов лишь после согласования кандидатур с властями. Для государства, провозгласившего отделение церкви от себя, это было грубейшим нарушением. После того как Вышиньский в своём личном письме Болеславу Беруту указал на это, власти санкционировали показательный судебный процесс по делу епископа Качмарека, которого обвиняли в сотрудничестве с нацистами и западными разведками. Примас осудил подобную «расправу над неугодными», что послужило поводом для его бессрочного домашнего ареста.

В ссылку в один из отдалённых монастырей Вышиньский взял лишь Библию и чётки. «Я пришёл бедным в этот дом и бедным его покину», — сказал он сотрудникам госбезопасности.

Наставник папы

Стефан ВышиньскийАрест примаса продлился три года. В 1956 году произошло печально известное восстание рабочих в Познани, которое было жестоко подавлено властями. Но Берут к этому момент уже не был президентом Польши. В марте 1956 года он при загадочных обстоятельствах скончается в Москве, и многие назовут это Божьей карой за войну против религии.

К власти в партии пришёл Владислав Гомулка, чьё правление началось с уступок оппозиции — в том числе и церкви. Стефана Вышиньского не только освободили из-под стражи, но и позволили посетить Ватикан, чтобы получить знаки кардинальского достоинства. Также был отменен указ о контроле над церковными назначениями.

Вскоре открылся Второй Ватиканский собор. ПОРП не возражала против участия Вышиньского в его сессиях, полагая, что внешняя работа отвлечёт назойливого кардинала от решения внутренних проблем и даст власти передышку.

В 1966 году Польша отмечала столетие крещения. Эта дата была неудобна атеистическому государству — папе Павлу VI отказали в праве посетить страну. Тогда Вышиньский отправил в Ватикан своего делегата, епископа Рубина, который помогал в организации папской мессы в честь польского праздника. Сам же примас объездил все воеводства, где его встречали сотни тысяч верующих.

Когда конклав в 1978 году зашёл в тупик в выборах папы, на голосовании неожиданно образовалась фамилия польского кардинала Кароля Войтылы. Его выдвижение поддержал именно Вышиньский, который до этого отказался от собственного участия в выборах, мотивировав это тем, что для папы он «слишком стар». Кардиналы спорить не стали и поддержали более молодого поляка, взявшего имя Иоанна Павла II. Это был очень неожиданный и своего рода гениальный ход на шахматной доске холодной войны — новый понтифик из социалистического блока, знавший коммунизм как никто другой, теперь являл собой смертельную опасность для всей системы социализма.

А кардинал Вышиньский, наставник Иоанна Павла II, вернувшись в Польшу, продолжил свою работу. Впереди была «Солидарность».

Меж двух огней

В 1979 году польский папа впервые посетил родину. Для поляков этот визит стал судьбоносным — они получили духовную поддержку на дальнейшее сопротивление опостылевшему режиму. Так родился первый в Восточной Европе независимый профсоюз «Солидарность». Для кардинала Вышиньского последней миссией стало посредничество в переговорах между «Солидарностью» и польскими властями.

28 мая 1981 года примас Вышиньский скончался от рака. В декабре того же года в Польше было введено военное положение, упразднившее профсоюз и нанёсшее серьёзный удар по местному антикоммунистическому движению. Смену власти в 1988 году засвидетельствовал преемник Вышиньского, кардинал Юзеф Глемп.

В 2017 году папа Франциск высказал своё намерение довести до конца запущенный ещё Иоанном Павлом II процесс беатификации Стефана Вышиньского, которого он называет не иначе как «кардинал холодной войны». На родине же он более известен как Примас Тысячелетия. Но как бы его ни называли, ясно одно — Вышиньский заслужил находиться в одном ряду с Иоанном Павлом II, Ежи Попелушко и Максимилианом Кольбе — поляками, чья святая благодетельность в той или иной степени официально признана католической церковью.

Станислав ОСТРОВСКИЙ



,   Рубрика: Религии мира

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:60. Время генерации:0,159 сек. Потребление памяти:8.34 mb