Казаки из Парижа

Автор: Maks Сен 8, 2021

На Южном Урале проживает небольшой народ, который называет себя «нагайбаки». В XXI веке к ним относят себя около 10 тысяч человек. Но за последние столетия их число постепенно росло — от 3 тысяч в XVIII веке до 9 тысяч в конце XIX века и до 12 тысяч в начале XX века. Их часто записывали как татар, но они никогда не отказывались от своей особой идентичности.

И даже когда их признали как малую коренную народность, нагайбаки отказались от положенных льгот, считая их дискриминацией.

Из исторических источников и легенд известно, что после долгих переговоров ногайскую принцессу Сююмбике сосватали за казанского хана Джан-Али. В результате знатная девочка из Ногайской Орды в 12 лет стала казанской царицей.

Разные версии

Дошедшая из XVI века легенда гласит, что в опасный путь к будущему супругу Сююмбике отправилась под надежной охраной. 600 знатных ногайских юношей из семей почтенных беков стали ее телохранителями, составив личную гвардию. Но жизнь в ханских покоях не принесла ей счастья. Джан-Али жену не любил, и детей у них не было. Царица даже хотела вернуться в родные ногайские степи. Но в результате переворота власть захватил хан Сафа-Гирей, который сделал Сююмбике своей пятой женой. Когда он неожиданно умер, царица фактически правила ханством при своем малолетнем сыне Утямыш-Гирее.

В результате политических интриг в 1551 году Сююмбике с сыном была выдана мурзами русскому царю, а вскоре Казань была взята Иваном Грозным. Через полтора года против своей воли она была отдана замуж за касимовского правителя Шах-Али. Последние годы жила в Касимове, где и умерла. Но в отличие от царицы, судьба ее личной гвардии оказалась более счастливой. Им запретили возвращаться на родину и поселили на Арской заставе. Спустя годы молодые ногайские беки оставили в Казанском ханстве многочисленное потомство, став называться нагайбаками. Они не смешались с местными татарами, образовав свой этнос.

Эта легенда объединяет две научные гипотезы. Одна из них считает нагайбаков потомками ногайцев, принявших православие и заселивших берега реки Ик; другая — предками арских татар, происходящих из города Арск, расположенного на берегах реки Казанка. По «ногайской версии» название этой этнической группы происходит от термина «но-ай бэк». Согласно дореволюционным исследованиям нагайбакского священника Альметьева, термин «нагайбак» имеет киргизское происхождение. Оно происходит от слов «нугай» («татарин») и «бак» (сокращение от слова «бакмак», то есть «пасти» или «управлять»). Другими словами, «нагайбак» в данной трактовке означает «татарское управление».

Согласно еще одной гипотезе, нагайбаки были сформированы из различных этнических элементов, в которых ключевую роль играли татары и калмыки. Есть также мнение, что первоначально определенную часть новокрещеных нагайбаков составляли башкиры. Но как бы там ни было, нагайбаки всегда считали себя отдельным малым этносом, что и было официально признано в 1999 году.

На службе Отечеству

Казаки нагайбакиВ XVII-XVIII столетиях взаимоотношения между русскими и нагайбаками, с одной стороны, и проживающими рядом с ними башкирами складывались нелегко. Ситуация осложнялась и набегами кочевников из Кыргиз-Кайсацкой орды. В 1704-1711 годах вспыхнуло восстание башкир, недовольных введением новых налогов. Нагайбаки не поддержали восставших и встали на сторону властей. В благодарность за это в 1736 году императрица Анна Иоановна подарила им землю, освободила от уплаты дани и возвела в казачье сословие. Именно Анна Иоанновна создала Нагайбакское казачье войско, целью которого стала охрана южноуральского пограничья, а у берегов реки Ик была заложена одноименная крепость, объединившая 11 деревень.

Казаки-нагайбаки отличились во многих сражениях в Отечественной войне 1812 года и последовавшего за ней Заграничного похода. Вместе с другими частями русской армии они закончили войну в Париже. Через 30 лет последовало новое переселение, связанное с разделением враждовавших между собой башкир и казахов. Чтобы примирить эти народы, было решено сдвинуть границу России ближе к Казахстану и проложить тут новую пограничную линию. В 1842 году ее заселили казаками-нагайбаками. Это переселение не было добровольным. Но приказ есть приказ, и в очень короткий срок казаки с семьями переехали на территорию современного Нагайбакского района Челябинской области. Здесь они получили землю, лес для строительства и основали свои станицы. Сначала эти поселения просто нумеровались, но уже в 1843 году по ходатайству оренбургского генерал-губернатора было решено дать им названия в честь городов, где нагайбаки сражались с войсками Наполеона. Так на Урале появились Париж, Кассель, Остроленка, Фершампенуаз и другие иноземные названия сел.

Казаки-нагайбаки отличились во время русско-турецких войн 1828-1829 и 1877-1878 годов и при подавлении Польского восстания в 1830 году. В конце XIX века они приняли участие в походах в Туркестан, а затем в войне с Японией и Первой мировой. В разгоревшейся вскоре Гражданской войне они воевали на стороне белых. Поэтому многие из них стали жертвами репрессий и пострадали в период раскулачивания. После ликвидации казачества в 1920 году нагайбаки снова стали крестьянами. Лишь в конце XX столетия начало постепенно возрождаться национальное самосознание, и нагайбаки были законодательно признаны как отдельный этнос. Они гордятся своей национальностью и правилами жизни, которые когда-то звучали так: «Душу — Богу, жизнь — царю, совесть — никому». Всю свою историю они были востребованы как защитники Отечества и оставили заметный след в истории оренбургского казачества.

Симбиоз культурных традиций

Этнографы отмечают, что нагайбаки — это тюркский народ, который не относит себя к татарам, но говорит на татарском языке, а также имеет древние традиции несения воинской службы. Поскольку в них смешалась кровь нескольких этнических групп, они обладают нетипичной внешностью. Несмотря на наличие тюркских черт, большинство нагайбаков светловолосы, худощавы и стройны.

Отличительной чертой нагайбакского дома является накрытый скатертью стол. Если стол не покрыт, а в горницу зашел гость, это считалось позором для хозяйки. Поэтому скатерть являлась обязательной частью приданого невесты. Очень важной считалась и кровать хозяйки.

Обычно ее делал хозяин, а супруга обустраивала перинами, одеялами и подушками. И чем больше было на постели подушек, тем большее уважение вызывала хозяйка. Но в наши дни подушки и традиционные красные покрывала на кроватях встречаются крайне редко, и в основном у пожилых людей.

Зато до сих пор тщательно сохраняется единственный языческий обряд аш биру — своеобразные поминки, которые проводят не ранее чем через три года после смерти родственника. Для этого закалывается телочка, к рогам которой обязательно привязывается белое полотенце. Оно символизирует чистоту и покой. На поминальный обед приглашается много родственников, которые приходят со своими чашками. В котле обязательно варится тазобедренная кость. Ее достают, ставят на стол, где она стоит не только во время обеда, а весь день. На второй день с нее срезают и раздают мясо. Как только кость становится абсолютно чистой, ее выносят и кладут обычно на чердак сарая или дома. Там она лежит до весны, а когда начинается половодье, хозяин достает и бросает ее в реку. Считается, что эта кость собирает в себя все самое плохое, а потом, когда ее выбрасывают, с ней утекают все семейные неприятности. Местные священники очень недовольны этим обрядом, но он до сих пор живет и практикуется.

В то же время сами похороны у нагайбаков не отличаются от православных. При этом они празднуют Сабантуй, но традиционной одеждой мужчин с начала XX века была форма оренбургских казаков. Летом они носили неизменную фуражку, а в холодное время года — каракулевые папахи. Основным женским головным убором был колпак из ткани вместе с головной повязкой. Но влияние различных культур прослеживается не только в одежде. Нагайбаки часто и охотно перенимали рецепты соседних народов, сохраняя при этом и традиции собственной кухни. В каждой семье и сегодня готовят кашу и пекут много мучных изделий, в частности кыстыбый — аппетитные лепешки из пресного теста с начинкой. Любимым мясом является баранина, а свинина и конина находятся под запретом. Пьют в основном кисломолочные напитки — катык и айран.

Евгений ЯРОВОЙ

, , , ,   Рубрика: Исчезнувшие цивилизации 66 раз просмотрели

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒



Best-Hoster.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:34. Время генерации:0,165 сек. Потребление памяти:9.06 mb