Крещение берсерков

Автор: Maks Янв 4, 2023

Викинги — жестокие воины, исповедовавшие язычество. Появление их кораблей у берегов современной Англии вызывало ужас среди христианского населения, так как насилие и грабежи были неизбежны. Как же суровые и беспощадные предки норвежцев, шведов и датчан перешли во враждебную для них религию?

«Апостол Севера» — так распространение христианства прозвали миссионера Ансгара, или Ансгария, проповедовавшего на скандинавских землях. Он пытался насадить христианство на шведских и датских территориях. Однако внедрение новой религии заняло весьма продолжительное время.

Первая попытка

Летом 826 года благодаря влиянию Ансгара король Ютландии Харальд Клак, его семья и приближенные приняли решение стать христианами. Император Запада Людовик I Благочестивый, узнав об этом, приказал Ансгару остаться в Скандинавии при монархе. Однако попытки продвижения христианства тогда не имели успеха из-за междоусобиц. В 827 году Ансгар и его «коллега» Антберт покинули Ютландию, потому что Харальд Клак был изгнан королем Хориком I.

В 829 году Ансгар прибыл в торговый город Бирка, лежащий на острове Бьёркё на озере Меларен возле Уппсалы. В Бирке христианский проповедник крестил нескольких свебов — представителей восточных германских племен.

Несколько лет христианский проповедник провел в Швеции. В 831 году Ансгар получил должность епископа Гамбурга и покинул Скандинавию. В следующий раз он столкнулся с викингами через много лет, в 845 году, когда на Гамбург напали даны. Ансгар был вынужден бежать. В 847 году он стал епископом в Бремене, откуда продолжал распространять христианскую веру в Дании и Швеции.

Однако Ансгар не был единственным миссионером на землях Скандинавии. После отъезда «Апостола Севера» роль главного проповедника христианства в Швеции взял на себя епископ Гаутберт, или Симон. Он столкнулся с агрессией язычников, ко-
торые в 840 году в Бирке ворвались в дом миссионеров, разграбили его и выгнали проповедников-христиан из страны.

В это же время в других местах Европы викинги спокойно грабили церкви, что воспринималось грубыми и суровыми скандинавами как слабость христианской веры. Это, в свою очередь, спровоцировало вспышку антихристианских настроений и гонения на миссионеров.

В 852 году Ансгар вновь прибыл в Бирку, где король заявил, что погромы не были частью проводимой им государственной политики. Агрессия объяснялась ненавистью скандинавского народа к христианству.

Окончательно семена христианства, посаженные Ансгаром и его приемниками, были истреблены в конце IX столетия, когда король Горм Старый изгнал из Дании остальных князей и объединил страну под своим владычеством. Он был ярым ненавистником христианства, никто не мог остановить этого единоличного правителя в вопросах религиозной политики. Горм Старый жесточайшим образом искоренял христианство на землях данов, убивая последователей этой веры.

Таким образом, первая попытка крестить Скандинавию закончилась провалом.

Дания и Норвегия

Казалось, что христианство должно было надолго исчезнуть из Дании. Веру не принимали ни верхи, ни низы. Однако сын основателя Дании Горма Старого, Харальд Синезубый, вошел в историю как первый крестившийся конунг.

Харальд Синезубый принял христианство в 965 году. Его крестили миссионеры из Германии. По легенде, у него очень сильно болели зубы. Именно германские проповедники помогли ему вылечиться, и конунг решил принять их веру.

Как гром среди ясного неба, Дания неожиданно официально стала христианской страной. Харальд первым построил церковь на месте языческого храма, сооруженного при его отце. В церковь были перенесены тела родителей Харальда. Однако, конечно же, христианство стало по-настоящему исповедуемой народом религией далеко не сразу.

Победой христианства в Дании можно считать 1080-е годы. Кнуд IV Святой стал правителем-покровителем церкви, укрепившим свою власть благодаря поддержке христианских институтов. Кнуд предоставил церкви огромные земли, собрал деньги на строительство кафедрального собора Лунда, сделал подарки священнослужителям и начал требовать от подданных строгого соблюдения библейских норм. Кнуд вошел в историю как Святой, потому что он был убит во время восстания в 1086 году в церкви прямо перед алтарем.

После бунта несколько лет в Дании был голод. Народ воспринял это как божью кару за убийство в церкви. Люди стали более набожными, появились слухи о чудесах на могиле Кнуда. В 1101 году монарха канонизировали.

На норвежских землях христианство также распространялось постепенно. Сначала развитию веры Иисуса помешала гибель в бою Хакона I Доброго, который попытался крестить норвежцев.

Олаф ТрюггвассонЧерез несколько десятков лет, в 998 году, Олаф Трюггвасон стал первым крестившимся королем Норвегии. Олаф заставил креститься норвежские провинции. Он даже отправил священника в Исландию, чтобы распространять христианство. Однако религиозный деятель подвел монарха: он крестил несколько островитян и совершил убийство, после чего был вынужден ретироваться.

В 1000 году Олаф силой крестил всех жителей Норвегии. А в 1001 году в Исландии старейшины сделали христианство второй религией, позже запретив язычество. В Норвегии язычники еще несколько десятилетий восставали, иногда свергая своих правителей. Однако Харальд III Суровый, служивший при дворе у византийского императора, в 1046 году стал королем Норвегии и завершил христианизацию своей родины, внеся единство в страдающее от глубокого кризиса государство. А уже в 1107 году Сигурд I поддержал войсками Иерусалимское королевство — этот норвежский король вошел в историю как Крестоносец.

Шведский вариант

Олаф Шётконунг, правивший с 995-го по 1022 год, стал первым шведским королем, переместившимся из «лагеря язычников» в «лагерь христиан». Но, как можно догадаться, быстро крестить языческий народ и знать было невозможно — был слишком высок риск спровоцировать восстание снизу или заговор сверху.

При помощи суровых методов сын Олафа, Якоб, продолжил политику христианизации. Он физически устранял несогласных поменять веру. В иных случаях неповиновение приводило к изгнанию.

В Швеции правители распространяли христианство последовательно жестко. Так, при короле Инге I Старшем в 1087 году, когда в Уппсале строили христианский храм, ликвидировали языческий «Двор богов». Почитаемое язычниками место сожгли. До этого Инге I пленил и убил последнего исповедовавшего языческую веру шведского конунга Блот-Свена. Смерть также встретил его сын Эрик. Он тоже почитал старых богов, был жрецом храма.

После храма в Уппсале жертвами Инге I стали и другие языческие священные места. Помимо разрушений, монарх отметился и созидательной деятельностью. Инге Старший основал Врету — первый шведский монастырь. Там король был похоронен.

Аббатство Врета стало домом бенедиктинских монахинь, а позже — цистерциан-ским женским монастырем. Также монастырь выполнял функцию школы для дочерей правящих семей Швеции. Многие шведские короли были похоронены во Врете.

Историк Зергиус Ванкукер отмечает, что для крестьян новая религия стала тяжким бременем. Церковь накладывала на них большие десятины, в то время как языческим жрецам нужно было платить один процент годового дохода. Также епископы не всегда подавали простым людям пример достойного поведения, проводя время в пьянстве и разврате. Все это вызывало восстания, заканчивавшиеся кровью. Были примеры пыток священников, в ходе которых на лбах религиозных деятелей вырезали кресты. Однако это не помешало властям распространить христианство.

К началу XII века процесс христианизации в Скандинавии завершился полностью. В Швеции и Норвегии появились предстоятели церкви в сане архиепископов, несколько епископов. В Дании также был архиепископ, примас всей Скандинавии. Церковная зависимость от Гамбурга-Бремена пропала, когда в 1103 году при Эрике I Добром в Лунде было учреждено первое архиепископство.

Апогеем христианизации Скандинавии можно назвать 1168 год. Тогда пал город Ар-кона на острове Рюген с центральным храмом Святови-та — бога богов у некоторых племен западных славян. Тот крестовый поход возглавил датский король Вальдемар I Великий. Храм языческого бога был разрушен, как и Аркона. На острове были основаны 12 церквей, Рюген вошел в состав епископства Роскилле, а Вальдемар I Великий был назван святым.

Филипп ТКАЧЕВ

  Рубрика: Исчезнувшие цивилизации 201 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:48. Время генерации:0,224 сек. Потребление памяти:9.34 mb