Конструктор от бога

Автор: Maks Мар 26, 2023

Фердинанд Порше создал множество замечательных автомобилей. Но все специалисты сходятся в одном: даже если бы Порше больше ничего в своей жизни не сделал, одной лишь машины «фольксваген-жук» было бы достаточно, чтобы навсегда обессмертить его имя…

Фердинанд Порше родился в 1875 году в Австро-Венгрии — полузабытой ныне империи, которая в XIX веке была одной из великих держав Европы.

Юный изобретатель

Его отец был мастером по металлу: изготовление решеток, фонарей, кровельные работы. Поначалу он и сына хотел привлечь в семейный бизнес. Но юный Фердинанд с детства имел тягу к изобретательству. Поэтому сразу после окончания вечерней школы 18-летний Порше перебрался в Вену, где стал учиться на инженера. Вскоре Фердинанд устроился на работу в автомобильное конструкторское бюро Людвига Лонера, где очень быстро стал главным конструктором — талант юноши был очевиден.

В 1900 году автомобиль, сконструированный Порше, получил Гран-при Всемирной выставки в Париже. Имя изобретателя получило первую известность. Порше было на тот момент всего 25 лет. В том же 1900 году Порше увлекся гоночными автомобилями. И не только их созданием.

Конструктор сам садился за руль своих творений и участвовал в гонках в качестве пилота! Осенью 1900 года его «Лонер-Порше» (с самим Фердинандом Порше за рулем) взял первый приз, развив сумасшедшую по тем временам скорость — 40 км/ч.

Вскоре наладилась и семейная жизнь изобретателя. В 1903 году Порше встретил любовь всей своей жизни — юную Алоизию Каес. Вскоре они поженились. Порше всю жизнь был «однолюбом». Он не изменял жене. Но вся последующая жизнь конструктора была посвящена только его машинам и детям: дочери Луизе и сыну Фердинанду (или Ферри, как его чаще называли — чтобы отличать от отца).

А пока карьера изобретателя росла как на дрожжах. В 1906 году даровитого инженера пригласили на работу в австрийское отделение компании «Даймлер» — той самой, что создала «Мерседес». Работа в «Австро-Даймлере» была так же успешна, как и в бюро Лонера. Гоночные машины Порше неизменно оказывались в числе призеров. Сам конструктор продолжал участвовать в гонках в качестве пилота. История сохранила курьезный факт: одним из механиков, обслуживающих машины Порше на гоночном треке, был юный Иосип Броз Тито — будущий коммунистический диктатор и маршал Югославии.

Гибель на полной скорости

Однако мирный ход жизни конструктора был нарушен начавшейся в 1914 году Первой мировой войной. Австро-Венгрия в той войне воевала на стороне Германии против стран Антанты (Великобритания, Франция, Россия). Австрийцам стало уже не до гонок. «Даймлер» перешел на выпуск военной продукции. Так, в частности, Порше разрабатывал двигатели для германских цеппелинов — гигантских дирижаблей, которые использовали в качестве этаких «дальних бомбардировщиков». С них на вражеские города сбрасывали бомбы.

Однако цепеллины не помогли Германии и ее союзникам. Война была проиграна. Но талант Порше по-прежнему ценился высоко. В 1923 году руководство «Даймлер» предложило ему пост главного конструктора уже не только австрийского филиала, а всей компании. Порше, конечно же, согласился: это открывало перед ним самые широкие перспективы. Он переехал в Германию, в Штутгарт. Там размещался головной офис фирмы.

Он снова окунулся в свою любимую стихию гоночных автомобилей. В 1920-е годы у конструктора сложилась своего рода «гоночная монополия»: почти все машины-призеры мировых треков были творением его бюро. Лишь в 1938 году конструктор резко порвал с этим своим давним увлечением. Произошло это после страшной трагедии: знаменитый гонщик Бернд Роземайер на автомобиле Порше развил бешеную скорость — 436 км/ч. И тут внезапно его болид подпрыгнул, перевернулся и с неимоверной силой ударился о землю. Машина разлетелась на куски, пилота расплющило мгновенно. Все это произошло на глазах Фердинанда Порше.

В тот же вечер Порше заявил своему, уже повзрослевшему сыну Ферри: «Я больше этим не занимаюсь». И действительно: Порше навсегда прекратил конструировать гоночные автомобили. Впрочем, к тому времени у Порше появился новый заказчик, гораздо более влиятельный, нежели любые автомобильные фирмы. Звали его Адольф Гитлер.

Фердинанд ПоршеСотрудничество конструктора и «бесноватого фюрера» нацистов — несомненно, грязное пятно в биографии выдающегося изобретателя. Что тут можно сказать: Порше, как и миллионы других немцев, оказался обманутым трескучей фашистской пропагандой. Он видел в Гитлере «спасителя Германии» — и не разглядел, что имеет дело с воплощением поистине мирового зла.

В 1931 году Порше уже ушел «в свободное плавание» — он уволился из «Даймлера» и открыл собственное конструкторское бюро. А вскоре, в 1933 году, Германия оказалась под кованым сапогом злодейской гитлеровской диктатуры. Но Порше охотно принял новый режим.

Кстати, в 1932 году Порше посетил СССР. Там уже Иосиф Сталин предлагал конструктору перейти на службу советскому режиму. Стране Советов, проводящей индустриализацию, нужны были грамотные специалисты. Сталин обещал иностранцу любые материальные блага. Однако Порше твердо отверг предложение генсека. Гениальный инженер, отказавший одному диктатору, пошел в услужение другому.

Гитлер, в свою очередь, тоже явно благоволил к конструктору. Порше был при нем осыпан наградами и почестями. И когда вождь-демагог в знак того, что он заботится о «простом народе», задумал создать «народный автомобиль», то первым делом он обратился к своему любимцу Порше.

Задумка фюрера была такова. Нужно создать автомобиль с низким расходом топлива, вмещающий четырех человек, способный развивать скорость не менее 80 км/ч и при этом стоящий не более 1 000 марок.

Что такое по тем временам 1000 марок? Это годовая зарплата среднего германского рабочего. По нашим меркам такой автомобиль не выглядит чем-то уникальным. Но надо понимать, что тогда, в 1930-е годы, автомобиль был еще роскошью, а не средством передвижения. Рабочему и десятилетий самого упорного труда не хватило бы, чтобы купить машину. А тут «вождь» предложил автомобиль всего лишь за годовую зарплату!

Пропагандистский эффект от такой меры был бы огромным. Но Порше, который охотно взялся выполнить поручение фюрера, интересовало вовсе не это, а техническая сторона заказа. Как совместить экономичный расход топлива, скорость и низкую цену? Задача сложная — но Порше решил ее!

Так на свет появился знаменитый «фольксваген-жук». Эта машина превзошла все творения Порше — как прошлые, так и будущие.

Смертельное оружие рейха

Впрочем, сами немцы так и не смогли насладиться своим «народным автомобилем». Специально для производства «жука» была создана фирма «Фольксваген» (что в переводе и означает «народный автомобиль»), В 1938 году началось строительство завода. Но… с конвейера успели сойти лишь пара сотен экземпляров. В 1939 году началась Вторая мировая война. Гражданское производство было свернуто. Нацистский «жук», по сути, так и остался на бумаге.

Второе рождение «жука» произошло уже в послевоенной Германии. Дешевая и экономичная машина произвела подлинную революцию в автомобилестроении. Он выпускался без изменений рекордное количество лет: с 1946-го по 2003 год. Всего было изготовлено 21,5 миллиона экземпляров этой замечательной модели.

В годы Второй мировой войны — как и в годы Первой — Порше опять переключился на выполнение военных заказов. Двигатели у него получались хорошо, но танки — не очень. Конкурсы на создание «Тигра» и «Пантеры» Порше проиграл. Единственным удачным творением бюро Порше военных лет стала самоходная артиллерийская установка «Фердинанд». Этот бронированный «толстолобик» с мощной пушкой был опасным противником советских танков. Кстати, название эта установка получила в честь своего создателя Фердинанда Порше.

После краха Третьего рейха в 1945 году Порше был арестован по запросу французских властей. Почти два года он провел в тюрьме. Затем конструктора освободили, но ему был надолго запрещен выезд из французской зоны оккупации. Лишь в 1949 году ему разрешили вернуться в Германию. Но возраст и пережитые испытания уже дали о себе знать. Фердинанд Порше практически полностью отошел от дел, передав руководство в руки своего сына Ферри. В январе 1951 года, после инсульта, Фердинанд Порше скончался…

Артем ХОМЯКОВ

  Рубрика: Великие первопроходцы 326 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:44. Время генерации:6,874 сек. Потребление памяти:9.66 mb