Маргинальное чтиво

Автор: Maks Дек 6, 2019

Комиксы ворвались на издательский рынок в начале XX века, завоевав сердца миллионов детей и взрослых. Они в буквальном смысле стали национальным брендом целых государств. Чем же так нравятся читателям истории в картинках?

Комиксы — оригинальный жанр искусства, находящийся на стыке литературы и графики. Термин происходит от английского слова «смешной», хотя предшественников комикса назвать веселыми зачастую сложно.

«Аллилуйя» от Джозефа Пулитцера

Прародителями рисованных историй про Человека-паука и Супермена можно считать «клейма» на иконах — маленькие рисунки по краям доски, изображавшие жизнь библейских и прочих христианских персонажей. В XVI-XVII веках во Фландрии, Франции и Германии стали популярны «аллилуйи» — серии небольших гравюр с пересказом житий святых. Наиболее близок к жанру комикса, пожалуй, русский лубок, обращавшийся за сюжетами не только к религии, но и к художественным произведениям. Реплики персонажей уже тогда додумались помещать в «баблах» (пузырях). В конце XIX века лубки издавались миллионными тиражами.

И все же в издательском деле иллюстрация оставалась только дополнением к тексту, пока развитие печатных технологий не позволило ей выйти на первый план.

Отцом газетного комикса считают карикатуриста Томаса Роулендсона, начавшего в 1812 году публиковать истории о докторе Синтаксисе.

Появление цветной печати вывело газетный комикс на новый уровень. Первый цветной комикс был опубликован в самом конце XIX века Джозефом Пулитцером, человеком, имя которого носит самая престижная в США журналистская премия. Истории про Желтого малыша стали так популярны, что были изданы отдельной книгой.

Хозяева газет быстро сообразили, насколько модное новшество увеличивает продажи. Газетные врезки для комиксов начали занимать по несколько страниц. Тогда же сформировался внешний вид комикса: стиль рисунков, реплики в «баблах».

Комиксомания охватила весь мир, но последнюю точку над «i» все же поставили в США. Издательство Cupples & Leon, открывшееся в 1902 году, первым начало выпускать комиксы в привычном для нас формате, в виде покетбуков — дешевых малоформатных книжек.

Фантастическая тройка

КомиксыПопулярность комиксов взлетела на невероятную высоту. В неделю расходилось до 3 миллионов экземпляров. С 1935 года компания, названная позже Detective Comics (DC Comics), начала выпуск тематических серий комиксов, в которых впервые появились сначала Бэтмен, затем Супермен, а затем целый выводок героев. Чуть позже к тренду присоединилась компания Marvel Comics. Идея так понравилась читателю, что скоро десятки компаний наперебой начали выдумывать персонажей, спасающих мир от зла. Наступил золотой век комикса.

Нужно отметить, что какое-то время комиксы во всем мире отличались лишь небольшими особенностями в стиле рисунка, но к 1930-м годам из общей массы выделились три основных региональных направления: американское, франко-бельгийское и японское.

В американском стиле доминировала супергероика. Конечно, рисовались комиксы и других тематик, но борцы со злом, наделенные некими сверхспособностями, на десятилетия стали национальным фетишем Соединенных Штатов и целого ряда англоязычных стран. Кто-то считает, что персонажи вроде Супермена помогали простым американцам как-то сосуществовать с миром, наполненным социальными и финансовыми проблемами, войнами, кризисами, преступностью, давали им надежду на справедливость, на свет в конце тоннеля.

Но есть и другое мнение. Мифологемы — неотmемлемая часть любой общности, как правило, сформированной по национальному типу. Массовая мифология — это космогония окружающего мира, опыт поколений, компас, указывающий человеку его суть и место в обществе. Так вышло, что в плавильном котле США возникала совершенно новая нация. Она формировалась по наднациональному принципу на захваченной земле, и поэтому была лишена каких-либо мифологем. Американцы остро нуждались в своих собственных сказках, и комиксы им эти сказки предоставили… в доступной, незатейливой форме. Отсюда наделенное фантастическими способностями сверхдобро с кулаками, живущее по ветхозаветному принципу «зуб за зуб». Кстати, зло в комиксах тоже, как правило, персонифицировалось — в 1940-х годах супергерои сражались не с Зеленым гоблином, а с Муссолини и Гитлером.

За период с конца 1930-х по середину 1950-х годов было придумано и выпущено в жизнь около 400 супергероев. Хотя после окончания Второй мировой войны популярность геройских комиксов пошла на спад.

Европа между тем двигалась несколько по другой траектории. Франко-бельгийские комиксы представляли европейскую школу и со временем выросли во вполне серьезный вид изобразительного искусства. В Европе их называли bande dessinee (BD). Возможно, они не смогли бы конкурировать с более жесткими и менее претенциозными комиксами из Штатов, но во время Второй мировой войны доступ изданий из США на территорию, контролируемую нацистами, был запрещен, и это дало карт-бланш европейским художникам. После войны часть из них была обвинена в коллаборационизме и попала в тюрьмы, но европейский bande dessinee уже закрепился на рынке.

Японский комикс (манга) окончательно сформировался в 1950-х годах. Сначала манга ощущала сильное влияние американского стиля, но японский колорит и самобытность внесли свои коррективы. Манга, как правило, выполняется в черно-белом варианте с цветной обложкой. Набор тем очень широк, от детских сказок до ужасов или эротики.

В России искусство рисования комиксов не получило развития. Какое-то время после революции нишу занимали «Окна сатиры РОСТА», потом, во время Великой Отечественной войны, язык комикса подхватили военные листовки и плакаты. В дальнейшем комикс существовал в очень усеченной форме, как юмор или картинки для детей. Комиксы рисовали художники «Крокодила», «Веселых картинок», «Мурзилки», «Юного техника». Журнал «Наука и жизнь» время от времени публиковал французские графические рассказы про Пласида и Мюзо, щенка Пифа или сыщика Людовика.

Как это ни забавно, но самым масштабным производителем комиксов в СССР можно считать студию «Диафильм», основанную в Москве в 1930 году.

Мастера своего дела

При словах «художник-комиксист» многие презрительно сморщатся: уж точно не Рафаэль и не Шишкин, — и будут неправы. На самом деле, для создания комиксов нужно быть не только рисовальщиком-профессионалом, но и приличным литератором. Особенно если ты не связан с командой крупной компании, а работаешь как независимый создатель комиксов.

Комикс-художник должен быть великолепным графиком и карикатуристом, отлично знать анатомию, перспективу, уметь работать со светотенью и движением, чтобы рисунки выглядели динамично и броско. Кроме того, ему нужно придумать законченный оригинальный сюжет, проработать сценарий, скомпоновать кадры, продумать характеры и внешний вид персонажей, интерьеры и экстерьеры, окружающие их. Более того, хороший комиксист обязан создавать композицию рисунков так, чтобы движение словно перетекало из кадра в кадр, цепляло читателя, не позволяя его вниманию рассеиваться. Согласитесь, это весьма и весьма непросто.

Бронзовый век

Золотой век комикса сменился серебряным, теперь говорят о веке бронзовом. Студии появлялись и исчезали, делились и поглощались. На сегодняшний день рынок почти целиком делят два гиганта, большая двойка — Marvel Comics и DC Comics: авторы и создатели Супермена, Звездных войн, Халка, Людей Икс, Бэтмена, Фантастической четверки, Человека-паука, Тора, Железного человека, Мстителей…

Бурное развитие кинематографа, мультипликации, компьютерных технологий, конечно, потеснило классический покетбук, но комикс-компании бурно осваивают и эту нишу. Впрочем, полки с комиксами тоже не пустуют.

Да, истории в картинках часто примитивны и в содержательном плане явно не дотягивают до Сартра или Достоевского. Но, может, все-таки ошибались строители коммунизма, загоняя такой эффективный механизм пропаганды на задворки своей вселенной? Ведь все мы в глубине души остаемся детьми, а детям нравятся простые истории…

Эдуард ШАУРОВ

Загадки истории » Люди и вещи » Маргинальное чтиво

  Рубрика: Люди и вещи

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:45. Время генерации:0,141 сек. Потребление памяти:8.18 mb