Похищение Казанской иконы

Автор: Maks Апр 26, 2019

Казанская икона, один из самых почитаемых на Руси образов Богородицы, имеет трагическую и таинственную историю. В ней — похищение, суд, уничтожение, слухи о том, что икона цела, и даже ватиканский «фейк» о находке, на которую хотели «выменять» визит в Россию Иоанна Павла II…

В 1579 году 10-летняя девочка Матрона, дочь простого и небогатого воина из Казани, увидела вещий сон: Божия Матерь велела ей искать свою икону на пепелище, оставшемся после недавнего городского пожара. По словам местного священника Ермолая (будущего святого патриарха Гермогена), весть была рассказана «архиепископу и воеводам», и вскоре икону действительно вынули «от земляных недр» на указанном девочкой месте. Образ сразу стал почитаемым — и в Казани, и по всей Руси. Он был главной святыней двух ополчений, собравшихся освободить Москву от поляков по призыву патриарха Гермогена.


Подвиг второго ополчения

После победы второго ополчения Казанская икона стала восприниматься как спасительница России. В день освобождения Китай-города (4 ноября по новому стилю) было установлено празднование Казанской иконы Божией Матери «в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году». Теперь эта дата стала и Днём народного единства.

С годами почитание Казанской иконы только усиливалось. С ней связывались многие исцеления и другие чудеса. Однако уже в годы Смуты и ополчений начала XVII века не было ясности, где находится явленный образ из Казани, а где — первые списки (копии) с него. Некоторые считали, что икону, найденную Матроной, вернули в родной город, некоторые — что она находилась в Москве. Самая распространённая версия гласила, что московский образ — всё-таки список. После разрушения большевиками в 1936 году Казанского собора на Красной площади, построенного в честь победы над поляками, этот образ перенесли в Богоявленский собор в Елохове, где он находится и поныне.

Святыня в Ватикане

Икона Казанской Божией МатериИкона, которую большинство наших предков считало подлинной, находилась в Казанском Богородицком женском монастыре, и здесь её история получила новый драматичный поворот. В ночь на 12 июля 1904 года икона была из храма похищена. В преступлении вскоре сознался молодой крестьянин Варфоломей Чайкин. Суд принял его версию: икону вместе с другими ценностями украл, чтобы продать драгоценные камни из оклада, а сам образ разрубил и сжёг. Однако потом и сам Чайкин, и авторы разных слухов излагали все новые и новые варианты судьбы чудотворного образа: то вор рассказывал, что продал его старообрядцам, то возникали слухи о подмене иконы списком ещё до кражи. В конце прошлого столетия сразу в нескольких местах утверждали: явленная икона спасена и находится именно там. Одним из таких мест оказался Ватикан. Заметный, почитаемый список Казанской иконы оказался там весьма причудливым образом.

Образ в дорогом и древнем окладе, усыпанном драгоценными камнями, после революции находился в руках одного западного коллекционера и в 1964 году даже попал на Всемирную выставку в Нью-Йорке. Многие представители русской эмиграции верили, что это именно чудотворная икона, и пытались выкупить её. Из-за безденежья, увы, ничего не получалось. Зато приобрести образ удалось католикам — при помощи богатейшей организации «Голубая армия», почитавшей «фатимское чудо».

Вокруг этого явления также накопилось множество исторических тайн. В 1917 году юные португальские пастушки Лусия, Франсишку и Жасинта из города Фатимы поведали родственникам, что видели таинственную даму, в которой узнали Деву Марию. Её слова, записанные Лусией (по сути, единственным автором письменных «показаний»), содержали множество пророчеств — о насилии против папы римского, о появлении в России богоборческого режима, о разрушительных войнах. Интерпретаций всего этого существует великое множество. Некоторые тексты, от руки написанные Люсией, скрываются до сих пор. По некоторым данным, в них говорится о крахе Римской церкви перед концом света. Ватикан долго не признавал «фатимское чудо», но массовое паломничество к его месту постепенно побуждало рационально мысливших кардиналов и их советников все чаще говорить о таинственных посланиях и явлениях, связываемых с португальской деревенькой.

В 1941 году Лусия, ставшая к тому времени монахиней, передала следующие слова явившейся ей незнакомки: «Святейший Отец (то есть папа римский, — прим. авт.) посвятит Мне Россию, которая обратится». Эту фразу хорошо запомнили и вскоре начали использовать — например, в передачах «Радио Ватикана», нацеленных на Советский Союз, а затем в миссионерских акциях, начавшихся в 1980-е и 1990-е годы на территории России, Украины, Белоруссии, других постсоветских стран.

Несостоявшийся визит папы римского

Иоанн Павел II, занимавший в то время папский престол, не только полностью признавал «фатимское явление», но и горячо верил в свою особую миссию по отношению к России. Среди его конфидентов насчитывалось множество священников и мирян, которые эту позицию полностью разделяли. В последние годы понтификата этого папы даже ватиканские дипломаты жаловались на засилье Fatima people. Неудивительно, что в 1993 году знаменитый на Западе список Казанской иконы перешёл из рук «Голубой армии» в личные покои римского первосвященника.

На рубеже столетий стремительно старевший Иоанн Павел II начал настойчиво добиваться визита в Россию. Протоиерей Всеволод Чаплин несколько раз беседовал с этим человеком и характеризует его в своей книге «Бог. Истина. Кривды. Размышления церковного дипломата» как волевого старца, искренне считавшего, что история творится именно им не без помощи высших сил. К прошлой и будущей истории нашей страны у пожилого поляка интерес, понятное дело, был особенным. Похоже, «поставить ногу на русскую землю» стало для него чуть ли не главным последним желанием. Связывалось оно, конечно, и с «фатимскими пророчествами».

Ватиканской стороной предлагались разные варианты визита — вплоть до краткого, на несколько часов, посещения Соловков. А в качестве главного повода, конечно же, называлась передача того самого Казанского образа — естественно, Ватикан говорил о нём как о явленном, первоначальном.

Разоблачение мистификации

В какой-то момент митрополит Кирилл, нынешний патриарх, в сопровождении Всеволода Чаплина поехал в Ватикан, чтобы лично посмотреть на икону. Понтифик отвёл их в свои покои, где в небольшой капелле был размещён образ в окладе, украшенном крупными драгоценными камнями. Осмотр был отрежиссирован в лучших традициях ватиканского церемониала. В полной тишине Иоанн Павел II опустился перед образом на колени, помолился, затем, встав и посмотрев на представителей Русской православной церкви, потребовал подтверждения подлинности иконы.

Для передачи Ватиканского образа папа римский хотел приехать в Россию. Но митрополит Кирилл, как и патриарх Алексий, и вся Русская православная церковь, отказались от этого визита. Они не желали его, особенно после недружественных действий католиков-униатов на западе Украины и наступления западных миссионеров по всему постсоветскому пространству.

Когда предложили сделать экспертизу иконы, Ватикан долго не хотел её проводить, но потом, надеясь, что это ускорит папский визит, всё-таки согласился. Икона оказалась… «краснушкой-подокладницей». Этот термин искусствоведы применяют к образам, сделанным «под ризу», — на них прописаны только лики и кисти рук, а всё остальное представляет из себя схематический рисунок в красноватых тонах. В 2004 году близкий к кончине Иоанн Павел II передал этот образ в Россию — без всяких условий.

Сегодня икона находится в Казани, в Богородицком монастыре. Местные — причём не только православные, но и мусульмане — периодически поговаривают, что это и есть первоначальный образ.

Но где на самом деле хранится изначальная икона и хранится ли она где-то — до сих пор остаётся тайной.

Всеволод ЧАПЛИН
Мария КОСОРУКОВА



,   Рубрика: Религии мира

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:59. Время генерации:0,211 сек. Потребление памяти:8.42 mb