Путешествие Гроба Господня

Автор: Maks Фев 6, 2022

Вам никогда не казалось странным: почему вдруг в подмосковной Истре появился Новоиерусалимский монастырь? Понятно, что его построил патриарх Никон. Но откуда такое название? Почему Москву называют Третьим Римом? И наконец, почему именно Россия является главной обителью православной веры? На все эти вопросы отвечает известный писатель, этнограф Андрей СИНЕЛЬНИКОВ.

— Андрей, так почему под Истрой появился Новоиерусалимский монастырь?

— Для начала нужно вспомнить: копию какого Иерусалимского храма воссоздали в Подмосковье? Правильно, храма Гроба Господня. Именно вокруг Гроба Господня вот уже более 2 тысяч лет и кипят самые нешуточные страсти. За ним снаряжались все известные Крестовые походы. Однако даже сегодня вопросов по поводу этого артефакта больше, чем ответов.

— Например?

— Да взять хотя бы тот факт, что только в Иерусалиме гробов Господних целых два! И какой из них настоящий — неизвестно. Возможно, его там вовсе нет, а подлинный Гроб Господень уже несколько столетий находится в России!

— Звучит фантастически!

— Отнюдь нет, если внимательно читать исторические хроники. В 1204 году под ударами крестоносцев пал Константинополь — Царьград, христианская столица мира. Второй Рим святого Константина. К началу XIII века именно этот город был Святым Градом — Новым Иерусалимом. Исторический Иерусалим в эту пору был лишь землей святых мест, но не святых артефактов: в течение XII столетия они все постепенно переместились в Константинополь. В многочисленных церквях города излучали благодать святые мощи не только апостолов и новозаветных святых, но даже ветхозаветных пророков.

Но главными были предметы, связанные с земной жизнью и смертью Царя царей — Господа Иисуса Христа. В том числе покоящаяся в храме Святой Софии плита Гроба Господня, перевезенная сюда императором Мануилом Комнином. Пелены Христовы, известные ныне как Туринская плащаница, находились во Влахернской церкви. А в Фаросской церкви Большого дворца хранились священный терновый венец, большая часть Животворящего Креста Господня и священное копье, которым был пронзен Спаситель. Здесь же, в Константинополе, была десница Иоанна Крестителя и его посох с крестом, коими царей благословляли на царство…

— Но при чем тут Русь?

— Когда в 1204 году эти сокровища легли к ногам папы Иннокентия III, в списке святынь отсутствовала самая главная: плита Гроба Господня. Ее некогда обмерил и описал после Первого крестового похода русский паломник игумен Даниил. В его «Хожении» начала XII века святыня была названа «лавицей». Тогда она еще находилась на своем исконном месте в Кувуклии Гроба Господня в граде Иерусалиме. Кстати, любопытный момент: самый подробный перечень святынь Царьграда составлен новгородским боярином Добрыней Ядрейковичем.

— Неужели боярин и увез плиту Гроба Господня в Россию?

Новоиерусалимский монастырь в Истре— Направить Добрыню в Царьград мог только преподобный Варлаам Хутынский. Житие этого новгородского чудотворца и основателя обители — загадка для ученых. Начать с того, что преподобный передал свой монастырь вернувшемуся из Царьграда Добрыне Ядрейковичу — будущему новгородскому архиепископу Антонию. За что такая честь? Что же совершил Добрыня? Процитируем по IV Новгородской летописи: «В лето 6719. Тогда же было пришел Добрыня Ядрейкович из Цареграда и привезе с собою Гроб Господень, а сам пострижен на Хутыни у Святого Спаса». А вот что говорит летописный свод XVI века, принятый патриархом Никоном как официальный свод русской истории, а именно «Патриаршая, или Никоновская летопись»: «Новгородцы же с князем своим Мстиславом Мстиславовичем излюбили себе инока Антония, который ходи в Царьград и принесе с собою изо Царьграда Гроб Господень…»

И светская, и церковная историография весьма спокойно относятся к вышеприведенному факту. Первая выдвигает версию, будто Добрыня доставил мерную ленточку с обмерами Гроба Господня, какие во множестве привозили паломники. А вот митрополит Макарий Булгаков считает, что это, возможно, какая-то часть камня Гроба Господня. Но есть миниатюра из Летописного свода, под ней надпись: «Добрыня везет Гроб Господен из Цареграда». Не ленточку, не кусок мраморной доски, а Гроб Господень. Так что Добрыня-Антоний совершил подвиг, выхватив из рук крестоносцев главную святыню христианства.

— И что после этого изменилось?

— Сложно переоценить последствия этого события. Страна получила название Святая Русь. А Новый Иерусалим с берегов Босфора переместился на берега Волхова. В том контексте дипломатическая линия Александра Невского в отношении Золотой Орды получает свое основание. Ценой семейного конфликта с братом Андреем, а затем и с сыном Александр Ярославович не допускает военного похода татар на Новгород. Ведь он — хранитель святого Гроба.

— Пропажи не хватились?

— Татарский воевода Нагай пришел на помощь греческому императору Михаилу Палеологу, и крестоносцев изгнали из Царьграда. Византийская империя была восстановлена. Но распространяться о том, где находится Гроб Господень, было невыгодно как папам, упустившим артефакт, так и русским, которые собственною кровью оплачивали верность православию и вверенной им Богом святыне. С течением столетий это тайное знание стало, по-видимому, прерогативой новгородских архиепископов и митрополитов.

— Где же Гроб Господень находится сегодня?

— Сложно сказать наверняка. В 1570 году Иван Грозный разгромил Новгород. И, скорее всего, вывез Гроб Господень в Москву!

— То есть мы можем взглянуть на него?

— Могли… В современных описаниях сокровищ Успенского собора Кремля есть некий экспонат, именуемый «шатром для хранения реликвий». Надпись на шатре гласит: «… в трое на десятое лето государства… в шестое лето патриаршества Филарета Патриарха Московского и Всея Руси зделанное бысть сия решетка в соборную церковь около Гроба Господня в лето 7133 года (1625 по P. X.) месяца сентября 30 дня». То есть когда-то в этом шатре и хранился главный православный артефакт. Но он давно опустел. В 1656 году патриарх Никон замыслил воссоздать под Москвой комплекс святых мест Палестины. И с этой целью основал под Истрой Новоиерусалимский монастырь. Туда и была перевезена святыня. Так что если где ее и искать, то только там!

Беседовал
Дмитрий СИВИЦКИЙ

ПОХОД БЕДНОТЫ

На протяжении многих веков шла борьба за право обладать Гробом Господним. Многие войны в Европе разгорелись именно из-за этого. Крестовые походы обязаны своим возникновением желанию римского папы отвоевать священные земли, где находится Гроб, у неверных. В 1095 году состоялся Первый крестовый поход, который назвали «походом бедноты», или «нулевым походом». Участвовали в нем крестьяне, обедневшие рыцари и всякий сброд. Дело в том, что папа обещал всем прощение грехов и долгов, а также немалые денежные поощрения. Поэтому и шли в этот поход все кому не лень, в том числе воры и жестокие убийцы. Вооружения не было. В руках «крестоносцы» несли мотыги и обычные палки. Корм был подножный — трава да коренья. В конце похода не было даже воды, и люди отжимали грязь, чтобы не умереть от жажды. Идейным вдохновителем и предводителем «похода бедноты» был монах-отшельник Петр Пустынник. Его очень уважали и считали, что сам Господь ведет его в святые земли. Поэтому и шли за ним беспрекословно. А он при первой же серьезной опасности бросил свое войско и примкнул к отдельному отряду, который все-таки добрался до Иерусалима. Спустя время Пустынник сумел вернуться на родину и даже основал августинский монастырь, настоятелем которого был до самой смерти. А вот отряд его порядком поредел, когда брал священный город приступом.

  Рубрика: Загадки библии 98 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

SQL запросов:44. Время генерации:0,226 сек. Потребление памяти:9 mb