С кого слепили Родину-Мать?

Автор: Maks Ноя 1, 2019

В октябре 1967 года в Волгограде был торжественно открыт монумент Евгения Вучетича «Родина-мать зовет!». Его недаром установили именно в этом городе: Сталинградская битва в начале 1943 года стала переломным моментом в Великой Отечественной войне. А Мамаев курган, где установлена скульптура, — местом ожесточенных боев.

Мемориальный ансамбль на Мамаевом кургане начали возводить в 1959 году. Главным скульптором назначили Евгения Вучетича, уже создавшего к тому времени памятник воинам Советской армии в Трептов-парке и скульптуру «Перекуем мечи на орала». Команду архитекторов возглавлял Яков Белопольский, а инженерными вопросами по сооружению мемориала занимался известный в стране специалист в области строительства, архитектор Николай Никитин, будущий автор Останкинской башни. Ему предстояло разработать конструкцию фундамента и несущих каркасов огромного монумента. По военным вопросам консультировал Маршал Советского Союза Василий Чуйков, войска которого в годы Великой Отечественной войны сумели отстоять город на Волге.

Памятник трех генсеков

Изначально планировалось, что фигур у памятника будет две — женщины-матери с развернутым знаменем в руках и коленопреклоненного солдата. Однако от этой идеи Вучетич позднее отказался, сделав выбор в пользу всем известного нынче монумента — «Родины-матери» с мечом в руках. Интересно, что она держит 33-метровый меч поднятым верх, в то время как солдат в Трептов-парке опустил его вниз. Согласно пожеланию Хрущева, высота скульптуры увеличилась с 36 метров до 85, чтобы превзойти высоту статуи Свободы в Нью-Йорке.

Прежде чем начать строительство мемориала, на Мамаевом кургане вырыли котлован и установили плиту, большая часть которой скрыта под землей. Для возведения 8000-тонной скульптуры требовалось наладить непрерывную поставку бетона на строительную площадку. Для этого водителям грузовиков выдали специальные ленточки, которые сигнализировали о том, что их нужно пропускать в первую очередь. Сотрудникам ГАИ было приказано не тормозить такие машины, кроме того, водители могли проезжать на красный сигнал светофора.

Тем не менее, чтобы стройка не остановилась, многое приходилось «выбивать». К примеру, перед самым открытием курган мог остаться без подсветки — не хватало фонарей. И тогда договариваться с заводами отправили заслуженного строителя России Валентину Клюшину. Она вспоминала, как взяла микрофон в цеховой радиорубке и буквально умоляла калининградских рабочих сделать прожекторы внеурочно. В итоге первая смена осталась работать во вторую, а вторая — в третью. Утром во дворе стояли 25 ящиков, на которых было написано: «Во славу Сталинграда».

15 октября 1967 года на Мамаевом кургане состоялось торжественное открытие мемориала. Казалось, здесь собрался весь Волгоград. Приехал и генеральный секретарь Леонид Брежнев.

Кстати, этот монумент недаром называют «памятником трех генсеков». Дело в том, что обсуждение о его установке началось весной 1944 года, при Сталине. Приказ о начале строительства подписал Никита Хрущев, а открывал уже Брежнев.

На открытии монумента выступал воевавший под Сталинградом маршал Чуйков. Незадолго до смерти в письме в ЦК военачальник писал, что хочет лежать со своими солдатами. У подножия монумента его и похоронили.

Позднее выяснилось, что 33-метровый меч в руке «Родины-матери», изначально изготовленный из нержавеющей стали и обшитый цельными листами титана, сильно раскачивается от ветра. Казалось, что статуя «размахивает» этим мечом. Все это снижало прочность его крепления в руке женщины и вообще угрожало обрушением.

В ходе реконструкции монумента в 1972 году листы титана сняли, а в стальном мече сделали технологические отверстия. Благодаря этому так называемая парусность конструкции уменьшилась.

Собирательный образ

Нина джумбадзе пыла прообразм Родины-Матери?Пожалуй, самой большой загадкой остается, с кого лепили «Родину-мать». Так, накануне празднования 70-летия Победы под Сталинградом жительница Барнаула Анастасия Пешкова объявила, что это она стала прообразом знаменитой скульптуры. В 2003 году такую же информацию озвучила жительница Волгограда Валентина Изотова. Она рассказала, что работала тогда официанткой в ресторане «Волгоград» и ее пригласил поработать натурщицей сам Вучетич. По словам женщины, работа продолжалась около двух лет, и это было очень тяжелым занятием ~ немели руки, шея, затекало все тело. К тому же от 26-летней девушки требовали, чтобы она позировала обнаженной. Изотова сопротивлялась — вдруг в мастерскую войдет муж. Согласилась на раздельный купальник, верхнюю часть которого потом пришлось все-таки снять. Валентина Ивановна хранила эту тайну в течение 40 лет, но потом не выдержала.

Бывшая спортивная гимнастка Екатерина Гребнева также признавалась в том, что позировала Вучетичу. Правда, на уникальность не претендовала: «Вполне возможно, что это собирательный образ».

Но бывший замдиректора памятника-ансамбли «Героям Сталинградской битвы» Валентина Клюшина называла этих женщин самозванками, утверждая, что «фигуру Евгений Викторович делал со знаменитой дискоболки Нины Думбадзе. А вот лицо скульптуры он создавал с супруги, Веры Николаевны. И порой ласково называл скульптуру именем жены — Верочка».

Кому-то видятся в женщине с мечом и Ника Самофракийская, и Марсельеза с барельефа Триумфальной арки в Париже. Но использовал ли Вучетич их образы, когда творил свою «Родину-мать»? Это остается тайной. По крайней мере, сам скульптор на конкретный вопрос о прообразе «Родины» никогда не давал прямого ответа.

Свалить ее невозможно!

Давно уже ведутся разговоры о том, что «Родина-мать» отклоняется от своего первоначального положения, становясь новой Пизанской башней. В 1986 году скульптуру укрепили, скорректировали ее допустимый наклон. Однако сейчас возникла необходимость серьезной реставрации — к ней приступили два года назад, чтобы успеть завершить ее к 75-летию Великой Победы. Сейчас ведутся работы внутри скульптуры, после чего приступят к реставрации потрескавшегося поверхностного слоя. На все работы планируется потратить около двух миллиардов рублей.

По словам директора музея-заповедника «Сталинградская битва» Алексея Васина, в чьем ведении находится архитектурный комплекс на Мамаевом кургане, «такая масштабная реставрация скульптуры «Родина-мать» проводится впервые не для того, чтобы она не падала: ее устойчивости ничто не угрожает. Она честно служила нам более 50 лет, теперь пришел черед нам оплатить ей сторицей».

Алексей Васин уверен, что скульптура простоит и следующие полвека, и даже более. Хотя она находится на постаменте, как шахматная фигура на доске, только за счет собственного веса, ей ничего не угрожает. Важно то, что низ скульптуры намного тяжелее верха. А значит, свалить такую «фигурку» просто невозможно…

«Родина-мать» — самый грандиозный памятник скульптора Вучетича. За свои колоссальные размеры он был занесен в Книгу рекордов Гиннесса как самая большая на тот момент скульптура.

Алина ДАНИЛОВА

Триптих Победе

Монумент «Родина-мать зовет» — часть скульптурного триптиха. В него входят памятники «Тыл — фронту» в Магнитогорске и «Воин-освободитель» в берлинском Трептов-парке. Магнитогорская скульптурная композиция изображает рабочего, который передает выкованный им меч воину. А германский монумент — солдата-победителя со спасенным ребенком на руках и опущенным мечом.



, ,   Рубрика: Невероятные артефакты

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:59. Время генерации:0,180 сек. Потребление памяти:8.7 mb