Вентрологи среди нас
История донесла до нас множество легенд о говорящих богах Востока, Эллады, Рима и Индии. Многочисленные эпизоды из Ветхого Завета показывают, что Бог не раз разговаривал с людьми. Возможно, секрет этого взаимного общения заключался в умении некоторых лиц… чревовещать.
То, что чревовещание могло служить инструментом укрепления веры, намекает одна история времён Древней Греции. Некий Эврикл узнал, что в Дельфах, где находился знаменитый оракул, верховный жрец Мегамон владеет статуей богини, которая говорит человеческим голосом.
Говорить без помощи рта
Эврикл отправился в Дельфы, где в присутствии многих зрителей статуя и впрямь отвечала на вопросы служителя культа. Эврикл стоял очень близко к «пророчествующей» богине и сделал для себя вывод: говорит не она, а сам верховный жрец. Эврикл приметил одну деталь в поведении Мегамона: перед «ответом» статуи собеседнику тот глубоко вздыхал, набирая как можно больше воздуха в лёгкие.
Любопытный грек все понял, ибо и сам он обладал редкой и удивительной способностью говорить без помощи губ и рта. Систематически тренируя голосовой аппарат, он стал демонстрировать свой талант публично. О его популярности в Афинах рассказал Платон, дав способности Эврикла название «энгастриментен», то есть «пророчество из живота», или «чревовещание» (позднее, на латыни, — вентрология). Но Платон оказался не прав. На самом деле, вентролог работает не животом, а голосовыми связками и мышцами лица.
Чревовещатели говорят, не шевеля губами и вообще закрыв рот, и притом так, будто звук исходит откуда-то со стороны. Люди, обладающие этим редким даром появлялись во все времена. Говорят, когда Томас Эдисон впервые демонстрировал свой фонограф, то некий учёный муж, не поверив в возможности аппарата для записи речи, набросился на изобретателя с криком: «Мы не позволим дурачить нас какому-то чревовещателю!»
Конечно, в основе любого, даже самого невероятного искусства лежат вполне естественные закономерности. Однако, когда вы впервые слышите выступление вентрологов, то легко поверить в их связь с потусторонними силами. Этот эффект хорошо обыгран в фильме Марка Захарова «Формула любви», где авантюрист граф Калиостро своим чревовещанием лишил чувствительных дам разума.
Стать оракулом
В энциклопедии Брокгауза и Ефрона о чревовещании сказано: «Так называется искусство издавать звуки и произносить слова таким образом, чтобы слушателю представлялось, что они исходят не от лица говорящего, а из другого, иногда отдалённого пункта. Искусство чревовещания было известно с древних времён».
Оказывается, достаточно «упражнения и навыка», и можно стать чуть ли не Дельфийским оракулом.
В Советском Союзе были хорошо известны выступления московской артистки Раисы Виноградовой, бывшей певицы, неожиданно открывшей в себе новый талант. Она лишь улыбалась, когда её кукла, сидящая на руках, вертела головой и писклявым голосом отвечала на вопросы зрителей. А в начале 1930-х годов славился своими выступлениями чревовещатель Григорий Донской, дядя известного кинорежиссёра Марка Донского. То, что он показывал на сцене, не могло не вызывать восхищения. Появляясь на эстраде с 12 куклами, он вёл с ними многоголосовые и многоплановые беседы, причём куклы перебивали одна другую, и каждая говорила своим голосом. В разговоре участвовала и ушастая собачка Диана, смирно сидевшая на стуле.
После ухода Григория Донского его дело продолжили дочь Мария и внучка Евгения. Они были первыми женщинами в этом жанре. Мария Григорьевна рассказывала, что из трёх сестёр лишь она одна сумела освоить чревовещание, хотя все сестры очень увлекались этим и мечтали стать «вентрологичками». По её словам, необходимо особенное строение голосового аппарата, которое встречается довольно редко. Кроме того, необходимо также правильно поставленное дыхание, как для профессионального пения, но ещё более — навыки, вырабатываемые постепенно регулярными многочасовыми тренировками.
Григорий Донской вышел на сцену в 14 лет и в течение 65 лет постигал искусство, дорогу к которому проложил самостоятельно. Мария и Евгения Донские успешно выступали не только в СССР, но и за рубежом — в США, в парижском зале «Олимпия», в странах Восточной Европы. Часто они вели беседы со своими персонажами на трёх иностранных языках (французском, английском, немецком).
Ирина СРЕКАЛОВА
Предыдущая⇐ ⇐Пролетарская муза Энгельса⇐ ⇐
Следущая⇒ ⇒Человек объявший вселенную⇒ ⇒
https://zagadki-istorii.ru