Волшебница на сцене

Автор: Maks Фев 15, 2019

Великая и неповторимая актриса Мария Заньковецкая могла сыграть так, что зрители расходились после спектакля, забыв о себе, о своей жизни и собственном имени. Этот необычайный дар отмечали и её великие современники — на её спектаклях плакал будущий нобелевский лауреат Иван Бунин. Драматический дар актрисы был столь убедительным, что светила медицины Павсовский и Александр Богомолец водили своих студентов на спектакли как на «психологический практикум»…

Будущая великая актриса никогда не помышляла о театре. Мария Адасовская (её настоящая фамилия) родилась в живописном селе Заньки Нежинского уезда Черниговской губернии в августе 1854 года в многодетной семье дворянина Константина Адасовского и мещанки Марии Нефедовой.

Первые шаги

Отец от природы был музыкально одарённым, имел красивый баритон, хорошо играл на фортепиано, скрипке, гитаре. Детство и юность Марии прошли в окружении простых крестьян. Бабушка пела ей украинские песни, рассказывала сказки, легенды.

В 10 лет Мария поступила в частный пансион Осовской в Чернигове. Училась с большой охотой, но наибольшим увлечением стал театр. А когда она, уже учась в гимназии, прочла с душой и сердцем монолог, учитель поставил ей пять с плюсом и посоветовал отцу отдать дочь в театральное училище. Но несмотря на явный театральный талант, в семье и слышать не хотели о её сценической карьере. Маша продолжала играть в спектаклях Нежинского любительского театра, где и познакомилась с молодым офицером Алексеем Хлыстовым.

Он пообещал ей поддержку и помощь в театральной карьере и добился руки юной красавицы. В 17 лет актриса стала женой офицера и отправилась с ним к месту службы в Бессарабию, в крепость Бендеры (сегодня — Молдова). Единственной отрадой здесь стал драмкружок во главе с актрисой Качевской-Власовой, где и состоялась её встреча с красавцем-офицером Николаем Тобилевичем — будущим выдающимся украинским актёром, выступавшим под псевдонимом Садовский.

В Бессарабии все были в восторге от её таланта и пытались уговорить Хлыстова отпустить жену на серьёзную учёбу. Но тот считал, что женщина должна быть прежде всего хорошей женой и матерью. Через некоторое время Алексея перевели служить в Свеаборг, и Мария стала ездить в Гельсингфорс, где она брала уроки пения у профессора Гржимали в местном филиале Петербургской консерватории. Но после перенесённого дифтерита тембр её сильного голоса (меццо-сопрано) изменился, и спасением оставалась драматическая сцена.

В 1881 году, когда царское правительство разрешило ставить пьесы на украинском языке, «отец украинского театра» Марк Кропивницкий основал в Елисаветграде первый украинский профессиональный театр. По рекомендации Николая Садовского он пригласил в театральную труппу и Марию Адасовскую. В 1882 году в театре Елисаветграда под руководством Марка Кропивницкого начался творческий путь Марии Заньковецкой (псевдоним она взяла в память о родном селе).

На пути к славе

Мария ЗаньковецкаяЕё первой ролью на профессиональной сцене стала роль Наталки в пьесе Ивана Котляревского. С труппой Кропивницкого Заньковецкая побывала с гастролями в Полтаве, Харькове, Киеве, Чернигове, Ростове-на-Дону, Житомире, Одессе. Позднее играла в самых популярных профессиональных украинских труппах Кропивницкого, Садовского, Ивана Карпенко-Карого.

Слава об украинских актёрах дошла до Москвы и Санкт-Петербурга, где триумфально прошли их гастроли. Марию Заньковецкую называли «царицей украинской сцены». Именно после гастролей в Петербурге ей не раз предлагали перейти на сцену императорского театра с ежегодным жалованием в 24 тысячи рублей и хорошей пенсией в будущем. Это предложение ей сделал сам Александр III. Однако она отказалась, ссылаясь на свой украинский акцент. А уже в зените славы известный российский театральный критик Алексей Суворин предложил Марии Константиновне «осчастливить русскую сцену» и перейти примадонной в Малый театр. Она ответила: «Наша Украина слишком бедна, чтобы её можно было покинуть. Я слишком люблю её, мою Украину, её театр, чтобы принять ваше предложение».

Впрочем, её талантом был восхищён не только император. Так, Чехов писал о ней восторженно: «Это не артистка, а волшебница какая-то. Она смотрит на меня волшебными цыганскими глазами. Просто-таки волшебство в ней есть, это же не глаза, а озёра бездонные».

Однако успехи на театральном подиуме отнюдь не помогли Марии в семейной жизни. Выйдя замуж за Хлыстова ещё совсем юной, она со временем поняла, что не любит его. Хлыстов её ревновал, упрекал, дело доходило и до рукоприкладства. А Мария влюбилась в Садовского — человека сложного, самолюбивого. Это чувство доставило ей немало страданий. Вдвоём Мария и Николай создали потрясающий союз на сцене, но в жизни все было не так просто. В 1887 году Мария разорвала церковный брак с Хлыстовым и потеряла все права в обществе. Выйти замуж во второй раз она уже не могла. Она боготворила Садовского, но, узнав о его измене, за одну ночь поседела.

На украинском языке

В 1907 году на основе нежинского кружка, организованного Марией Константиновной, был создан Первый украинский стационарный театр Николая Садовского. Спустя год здесь отметили 25-летие деятельности актрисы.

Но уже в 1909 году Мария решила оставить труппу. Это было продиктовано её отношениями с Садовским. Разрыв Заньковецкой с любимым стал трагедией и для украинского искусства.

С осени 1915 года Мария работала в труппе под названием «Общество украинских артистов». Но уже через год Заньковецкая вернулась в Одессу с коллективом, где главным режиссёром был Панас Саксаганский. После Февральской революции 1917 года труппа гастролировала по Украине, давая спектакли по самым низким ценам — таким образом они привлекали публику. В маршруте были Чернигов, Кременчуг, Черкассы, Харьков, Ромны и другие города. Осенью гастроли прервались, так как в Нежине умерла мать Марии. В день похорон актриса сильно простудилась и заболела воспалением лёгких.

После этого её здоровье полностью так и не восстановилось. Более того, у неё начал развиваться туберкулёз. Но Мария не сдавалась, старалась передать свои знания молодым, талантливым актёрам. Современники вспоминали, как её любила молодёжь. Когда Заньковецкая выходила из театра, студенты, молодые поклонники устилали ей дорогу к саням своими шинелями и целовали следы её ног. После Октябрьского переворота актриса активно участвовала в становлении нового украинского театра. Она возглавляла Народный театр в Нежине, а позже вместе с Саксаганским организовала Народный театр в Киеве, на базе которого в 1922 году был создан Львовский украинский драматический театр имени Марии Заньковецкой.

В том же году в её жизни случились ещё два памятных события. Ей первой в Украине присвоили звание народной артистки УССР, и уже к концу года она вышла в последний раз на сцену в «Наталке-Полтавке», где сыграла роль Терпелихи. В последние годы жизни великая актриса часто болела. Так как своих детей у неё не было, её опекали племянницы. Умерла актриса 4 октября 1934 года. Её похоронили рядом с могилой Николая Садовского на Байковом кладбище.

Виктор ВОЛЫНСКИЙ



,   Рубрика: Женщина в истории

Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:60. Время генерации:0,206 сек. Потребление памяти:8.3 mb