Загадка Николы Можайского

Автор: Maks Окт 31, 2022

На протяжении нескольких столетий в подмосковный Можайск стекались люди, чтобы поклониться образу Николы Можайского, выполненному в виде деревянной скульптуры и чудом обретенному в местном монастыре. Однако краевед Владимир КУКОВЕНКО считает, что этот образ принадлежит вовсе не Николаю-угоднику, а другому весьма примечательному святому, причем католическому.

— Владимир Иванович, почему именно Можайский?

— Резной образ святого Николая Мирликийского — один из самых почитаемых на Руси. Предположительно на рубеже XIV-XV веков он был явлен чудесным образом и назван Можайским по месту своего обнаружения. Постепенно этот образ прославился церковными чудесами, и к нему потянулись многочисленные паломники. Стали наведываться в Можайск и московские великие князья, а впоследствии и цари, принося дары и всячески украшая церковь, в которой он находился.

— Как сохранился такой во всех смыслах ценный предмет?

— В течение нескольких веков образ неизменно пребывал в Можайске: вначале над въездными вратами, затем в надстроенном над ними храмом. В 1804-1814 годах проездная крепостная башня с церковью были частично разрушены, и на этом месте возвели огромный Никольский собор в псевдоготическом стиле, где и разместили статую. В 1933 году собор закрыли, а резной образ отправили в Третьяковскую галерею, где он до сих пор находится и выставляется как памятник русского средневекового искусства.

— Как он выглядит?

— Он представляет собой фигуру святого в полный рост, вырезанную из дуба. Благочестивый муж изображен в хитоне и фелони, с левого плеча спускается омофор — лента с черными крестами. В правой руке он держит меч, в левой град — макет крепости или, что более точно, башни. Из града еще в древности была утеряна одноглавая церковка, которая крепилась сверху с помощью деревянного штыря. Сегодня резной образ Николы вызывает немало споров, которые со временем не теряют своей остроты. Решается весьма принципиальный вопрос: является этот образ произведением русских мастеров или же он изготовлен в одной из европейских стран?

— Разве это нельзя определить по стилю исполнения?

— В том-то и дело! Если образ — творение можайских резчиков, то следует признать, что неизвестный мастер допустил множество отступлений от канонов иконографии. В Византии, откуда пришло на Русь почитание этого греческого святого, Николай никогда не изображался с мечом и градом. Русский резчик, по существу, выказал страшную иконографическую безграмотность или же позволил себе откровенную ересь, наделив святого несвойственными ему атрибутами. Получив новые предметы, Николай Чудотворец обрел и новые качества — стал как бы небесным воителем и защитником русских городов. Второе существенное нарушение канонов заключается в том, что образ исполнен в виде деревянной статуи.

Но в 787 году на VII Вселенском соборе в Никее были запрещены скульптурные изображения как «соблазн и камень преткновения для душ непросвещенных и простоватых». Этот запрет полностью признала Византийская церковь, и в этом же ей следовала и Русская православная церковь.

Никола Можайский— Но если изображение святого нарушает правила и традиции, как же приняли ее простые прихожане?

— Пренебрежение канонами и стало причиной великого смятения в рядах верующих. Однако западная церковь не признала постановлений Никейского собора относительно изображения святых в дереве и камне. Поэтому с католической точки зрения такое изображение святого Николая не является нарушением. Но меч и град даже в католической иконографии никак не соответствуют атрибутам этого святого. Сомнительно, чтобы кроткий Николай был представлен в другой духовной ипостаси.

— А вы уверены, что образ принадлежит именно Николаю Чудотворцу?

— Действительно, остается единственное логическое предположение: это изображение не имеет никакого отношения к Николаю Мирликийскому. Высказывалось много версий, но никто так и не сумел убедительно объяснить меч и град в руках святого.

— А что смущает?

— Многое! Если предположение верно, то эти атрибуты с определенностью указывают на Западную Европу. Именно там модель храма часто помещалась в руках скульптурных или портретных изображений исторических лиц. Короли, герцоги, графы и епископы, прославившиеся строительством соборов, предстают перед Господом и потомками, бережно держа в руках воздвигнутое здание как символ своей богоугодной деятельности.

Вскоре эта художественная традиция появляется и на Руси. В 1198 году князем Ярославом Владимировичем (сыном Владимира Мстиславича) была заложена церковь Спаса на Нередице в княжеском дворцовом монастыре близ Новгорода. В западном нефе помещено изображение князя, подносящего модель храма самому Христу. Изображение это исследователи относят к 1246 году. Но подобная символика на Руси так и не прижилась, и изображение Ярослава Владимировича с храмом в руках является едва ли не единственным в русской иконографии.

— Неужели икона Николы Можайского — это изображение одного из средневековых правителей Европы?

— В принципе, меч и храм могли появиться и в изображениях иерархов церкви, которые в те времена не только проповедовали и строили храмы, но и нередко брали в руки оружие. История Крестовых походов дает нам множество подобных примеров. Тот же Петр Пустынник, вдохновитель Первого крестового похода, или епископ Адемар, духовный вождь этого «вояжа». Папы римские и вовсе, воодушевляя воинство Христово на борьбу с неверными и освобождение Гроба Господня, появлялись на соборах даже не с одним, а с двумя мечами в руках. Один должен был символизировать разящую силу веры, другой — доблесть воинов Христовых и их непримиримость к врагам. Вместе с войсками шли епископы и капелланы. Именно так и выглядит резное изображение, которое нам известно как Никола Можайский.

— Так кто же на самом деле скрывается под этим именем?

— Прежде всего, обратим внимание на град в его руках. Если верно, что это не град, а храм, то бросается в глаза его необычная восьмиугольная форма. Много ли таких храмов было построено? На Руси — ни одного. Но в Западной Европе такая архитектурная тенденция имеет свое место. Один храм был построен в Ахене, столице франкских королей, еще один в Париже, но их внешний вид, кроме характерной формы, имеет мало общего с той моделью, которую держит в руках Никола.

Обратимся к третьему восьмиугольному храму, послужившему прообразом для первых двух. Templum Domini, или храм Господень, — так крестоносцы переименовали мечеть Омара после изгнания мусульман из Иерусалима. Это строение было широко известно в средневековой Европе и пользовалось большой славой. Совпадение с макетом в руке Николы просто идеальное! Резчик даже старательно вырезал архитектурный поясок, который на мечети Омара разделяет изразцовое покрытие разных цветов.

— Но кто из деятелей того времени был достоин держать в руках этот высокий символ?

— Рассматривая многие варианты, я остановился на единственном кандидате — Бернарде Клервоском. Еще при жизни за свою праведность он почитался как святой. Но в первую очередь прославился тем, что вдохновил всю Европу на Второй крестовый поход. Проповедь Бернарда была столь пламенной, что он сумел убедить европейское воинство идти не только в Палестину, но и на север Европы, где на побережье Балтийского моря еще процветало язычество. Умер он в 1153 году и был канонизирован католической церковью уже через 20 лет. После канонизации стали создавать его живописные и статуарные изображения, где представляли Бернарда с мечом как воинственного защитника веры.

— А как в его руки попал иерусалимский храм?

— Здесь надо вспомнить второе значительное деяние Бернарда — он был духовным отцом ордена тамплиеров, наиболее популярного и деятельного рыцарского ордена тех времен. В 1127 году тамплиеры прибыли в Европу, чтобы получить официальное признание церкви. Бернард Клервоский с воодушевлением отнесся к деятельности нового религиозного союза. Он написал для него устав, во многом повторив суровый свод собственного цистерцианского ордена. Ко времени канонизации Бернарда орден тамплиеров стал весьма могущественным, участвовал в войнах за веру не только в Палестине, но и в Испании, Португалии, Лангедоке, имел командорства почти во всех странах Европы. Символом ордена стал храм Господень. Именно этот восьмиугольный храм мог быть изображен в руках святого Бернарда.

Беседовал
Дмитрий ЛАВОЧКИН

  Рубрика: Версия 138 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:48. Время генерации:0,204 сек. Потребление памяти:9.29 mb