Защитная музыка

Автор: Maks Окт 21, 2022

Среди многочисленных наук, изучающих прошлое, есть очень интересная область — музыкальная археология. Инструменты, на которых играли наши далекие предки, могут рассказать многое об их мировоззрении и отношении к жизни. Мы привыкли относить музыку почти исключительно к сфере искусства (или развлечения). Однако в прошлом развлекательная часть игры на музыкальных инструментах была далеко не главной. Да и сами инструменты были другими. Некоторые из них дожили до наших дней в сильно измененном виде «народных инструментов», другие безвозвратно канули в Лету… Ну или почти безвозвратно.

В Новгороде все спокойно

Северо-западные энтузиасты музыкальной археологии нашли свое прибежище в Великом Новгороде, в небольшом одноэтажном здании под вывеской «Центр музыкальных древностей В.И. Поветкина». Здесь собрана уникальная коллекция найденных археологами старинных инструментов или их обломков. Последних, по понятным причинам, значительно больше, но специалисты воссоздают их до первоначального состояния, с использованием тех же материалов, что и тысячу лет назад.

На них можно играть; или по крайней мере извлекать из них те же звуки, которые привыкли слышать наши далекие предки.

Вероятно, самыми первыми инструментами на русской земле были ударные и так называемые самозвучащие. И те, и другие образцы сейчас вряд ли назвали бы музыкальными инструментами — и, тем не менее, они здесь, занимают почетное место на полках и стенах Центра.

Вот лежит простая деревянная доска с ручкой, с привязанным веревкой деревянным же бильцем. Если бы не бильце — доска как доска. На такой мы режем хлеб.

На самом деле это колотушка ночного сторожа. В его обязанности входило ходить по улицам и стучать в колотушку, возвещая жителям, что в Новгороде «все спокойно». И этот мерный звук не мешал жителям спать, наоборот, если вдруг среди ночи наступала тишина, жители просыпались в тревоге. То ли на сторожа напали «лихие люди», то ли случилась другая напасть.

Самой страшной напастью в старых деревянных городах был, конечно, пожар. В случае пожара сторож должен был колотить с утроенной силой — и тревожные звуки разносились по всему городу.

В некоторых деревнях Новгородской и Псковской областей ночные сторожа ходили с колотушками вплоть до конца XIX века. Помимо всего прочего звуки колотушки должны были отгонять от деревни всякую нечисть типа русалок и кикимор. Древнерусские русалки, кстати, были совсем не похожи на диснеевских милашек с элегантными чешуйчатыми хвостами. Это были сплошь утопленницы, с ногами, позволяющими им довольно быстро добираться до деревни и творить там всякие пакости. Но мерный ритм колотушки им не нравился и заставлял держаться подальше.

Во всю Ивановскую

Самозвучащие инструменты потому так и называются, что для извлечения мелодичных звуков делать ничего не надо. Они также относятся к числу самых древних.

Вот лежит металлическая подвеска в виде лошадки или уточки. Такими подвесками украшали свои платья новгородские женщины и девушки тысячу лет назад. Считалось, что их звон отгоняет нечисть — что было особенно важно для девушки перед свадьбой или женщины, готовящейся родить.

Вот и более привычные нам предметы: колокольчики и бубенчики. Колокольчики привязывали на шею домашнему скоту, пасущемуся на свободе. Помимо того, что звон колокольчика помогал отыскать заблудившуюся в лесу корову, так еще и отгонял волков. Насчет последнего мы можем выразить сомнения, но наши предки верили в это. Как и в то, что звон колокольчиков убережет корову от ведьм, жаждущих присосаться к полному вымени.

Бубенчиками украшали сбрую лошадей. Звон бубенчиков оберегал упряжку, бегущую по лесу, от волков, а в городе предупреждал зазевавшегося на узкой улице прохожего.

Колокольчики и бубенчики, впрочем, могут уже считаться музыкальными инструментами и с современной точки зрения. Их иногда привешивают к бубнам; а бубен уж точно музыкальный инструмент, полноправный участник симфонических оркестров.

«Большой брат» колокольчика, церковный колокол, уж точно является таковым. Стоит ли говорить о том, какие прекрасные, проникающие в душу мелодии могут быть исполнены на колоколах?..

Однако в прошлом и колокола служили не столько для услаждения слуха, сколько для оповещения жителей о важных событиях и предупреждения об опасности.

Вечевой колокол в Новгороде вплоть до 1478 года (конец Новгородской республики) созывал горожан на площадь для обсуждения важных вопросов. Звон церковных колоколов предупреждал православных, что пора идти на службу. Каждое значимое событие в церковном календаре знаменовалось особым колокольным звоном. А когда происходило что-то нарушающее размеренную календарем, привычную жизнь, колокола гремели тревожным набатом.

В Москве начала XVI века была колокольня, звуки которой разносились по всему городу. Колокольня Ивана Великого в Кремле, строившаяся без малого сто лет, при Борисе Годунове приобрела наконец свой окончательный величественный вид и высоту в 81 метр.

Долгие годы «Иван Великий» был самым высоким зданием в городе, а звон его колоколов — самым громким. Отсюда, кстати, и пошло выражение «во всю ивановскую». «Во всю ивановскую» — значит, очень громко, очень сильно, во всю мочь.

Гусли Садко

В Музее музыкальных древностей имеется множество любопытных экспонатов, само название которых может что-то сказать лишь специалисту (варган, сопели, пыжатка и т.п.). Все эти инструменты, под которые плясали и веселились наши предки, в не меньшей мере служили им для практических и магических целей — передачи сигналов и защиты от нечисти.

Но, разумеется, есть и такие, перед которыми посетитель остановится и радостно воскликнет — а вот это я знаю! Это гусли! На таких играл Садко!

Вот эти красивые, богато изукрашенные и похожие на греческую лиру гусли действительно похожи на те, на которых играл Садко. В фильме. В опере. На иллюстрациях к пересказам былины.

Древние гуслиА как было на самом деле? Новгородские гусли действительно выглядели так в XII веке, когда, по мнению историков, и происходило действие былины?

Нет. Более того, если посмотреть на реальные, воссозданные гусли XII века, то мы их даже и не узнаем. Нечто странное, вытянутое грушеобразно, всего с четырьмя струнами и без резонаторного окошка. И, похоже, требующее игры не пальцами, а смычком.

Очень может быть, что и смычком, говорят музыкальные археологи. Во многих славянских языках, кстати, гусли означают смычковый инструмент, скрипку.

Восстановить истинный облик гуслей 900-летней давности археологам помогла уникальная находка, сделанная относительно недавно.

В культурном слое Новгородского городища, относящемся к XI веку, были найдены остатки самого, вероятно, древнего струнного музыкального инструмента. Ценность находки определяется еще и тем, что на одном из фрагментов уцелела надпись на древнеславянском языке — «Славиша».

Археологи считают, что это имя мастера, сделавшего гусли, или музыканта, помогавшего своей игрой строителям Софийского собора.

Почему же Садко, жившему немногим позже Славиши, «дали в руки» совсем другой инструмент? Дело в том, что в XIX веке, когда в просвещенном российском обществе возник и стал стремительно развиваться интерес к былинному прошлому, художникам еще неоткуда было взять достоверный материал. Однако иллюстраторы былин нашли выход: обратились к… Священному Писанию. Точнее, к картинкам, сделанным средневековыми монахами «для оживления» Ветхого Завета. На одной из таких картинок царь Давид, отец Соломона, играет на струнном инструменте под названием «гусли-псалтирь» (отсюда, кстати, от инструмента, получила название и священная книга Псалтирь).

Эти гусли-псалтирь и получил Садко; из иллюстраций к былине инструмент перекочевал и в оперу Н. А. Римского-Корсакова, и в фильм-сказку Александра Птушко.

Музыка Садко, кстати, тоже может быть названа защитной. Своей игрой на гуслях он не только обеспечил себе богатство и процветание, но и спасся из вечного плена у морского царя.

Ольга СТРОГОВА

  Рубрика: Историческое расследование 65 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:48. Время генерации:0,221 сек. Потребление памяти:9.31 mb