Живее всех живых

Автор: Maks Янв 17, 2019

Вскоре после кончины Ленина его любимый ученик Николай Бухарин писал одному из товарищей: «Мы… вместо икон повесили вождей и постараемся для Пахома и «низов» открыть мощи Ильича под коммунистическим соусом» Эта грубоватая фраза объясняет, почему были выбраны Мавзолей и бальзамирование.

«Пахомом» Бухарин называл деревенского мужика, а упоминание о мощах проскользнуло в письме не случайно. В феврале 1919 года по решению ленинского правительства началась кампания по «разоблачению» мощей православных святых. Раки с останками угодников Божьих должны были вскрываться и выставляться на всеобщее обозрение. Таким варварским способом предполагалось продемонстрировать «ухищрения, с помощью которых церковники обманывали темное, неграмотное население».

«Неправильные» мощи

Пламенные атеисты были уверены, что вместо нетленных мощей верующие увидят перемешанные с клочками одежды кучки костей или восковые куклы. Иногда так и случалось, а разъяснения духовенства о том, что понятие «святые мощи» отнюдь не предполагает, что они должны быть нетленными, либо замалчивались, либо игнорировались.

Однако первый же опыт «разоблачения» привел к прямо противоположному результату. Вопреки всем законам науки, действительно нетленными оказались останки скончавшегося в 1533 году святого Александра Свирского. Будучи доставлены из Лодейного Поля в Петроград, они были осмотрены медицинскими светилами, после чего спрятаны с глаз долой, чтобы не смущать не верующих в чудеса коммунистов.

Аналогичные вещи происходили и в других регионах. Газета «Курская правда» вынуждена была признать, что при вскрытии мощей Иоасафа Белгородского «присутствующая публика была поражена высокой степенью сохранности тела, пролежавшего в гробе 166 лет. Людям казалось, что это результат искусственной мумификации, и они просили врача разрезать живот, чтобы убедиться в его содержимом. Хирург произвел разрез и вынул часть кишок, совершенно высохших, что доказывает естественность процесса мумификации». Как объяснить такое явление?

«Теплая температура окружающей среды, циркуляция сухого воздуха и всасывающая способность почвы — суть условия естественной мумификации трупов», — писал профессор Семеновский. Чтобы подтвердить это, останки Иоасафа выставили в музее рядом с телом убитого сообщниками в сухом подвале фальшивомонетчика и дохлой крысой. В витрине даже обеспечили тот же микроклимат, что и в подвале. Однако преступник и крыса начали разлагаться, а тело Иоасафа оставалось в прежнем виде. В результате многие посетители приходили в музей только для того, чтобы поклониться святому.

Результаты «ликвидационной» кампании оказались настолько обескураживающими, что ее потихоньку свернули, а все «разоблаченные мощи» попрятали по музеям и медицинским учреждениям.

С другой стороны, в сознании большевистских вождей засела идея — победить смерть научными методами. А для начала следовало изыскать средство сохранить материальную оболочку усопшего.

По требованию трудящихся…

Когда 21 января 1924 года Ленин скончался, звучали предложения заморозить тело вождя, чтобы потом, когда наука шагнет вперед, воскресить его из мертвых. Дзержинский, который активно занимался в то время хозяйственными вопросами, прикинув, сколько потребуется энергии для сохранения тела в замороженном состоянии, то ли шутя, то ли с возмущением воскликнул на одном из заседаний: «Это при наших-то перебоях с электричеством?»

Именно Дзержинского и назначили председателем Комиссии по организации похорон Ленина, так что в истории с бальзамированием и Мавзолеем именно он был одним из инициаторов.

Предложения выставить тело Ильича для всеобщего обозрения звучали на заседаниях ЦК, еще когда сам Ильич умирал в Горках. Но до чего-либо конкретного тогда не додумались.

22 января академик Алексей Абрикосов провел стандартную процедуру бальзамирования тела Ленина с использованием рассчитанного на шесть дней раствора. Предполагалось, что за эти дни с вождем успеют попрощаться все желающие. Комиссия Дзержинского вынесла решение похоронить вождя в цинковом гробу, в могиле, вырытой у Кремлевской стены, рядом с могилой Свердлова.

Гроб с телом доставили в Москву и 23 января поместили в Колонном зале Дома Союзов. В этот же день на совещании партийного руководства прозвучали предложения сохранить тело вождя в специальном склепе. Аналогичную мысль в Доме Союзов перед общественностью огласил большой начальник Наркомздрава Владимир Обух. С разных концов страны в Кремль шли телеграммы примерно такого содержания: «Не зарывать в землю, как обыкновенного смертного, не скрывать от наших глаз, оставить забальзамированным».

Данную конкретную телеграмму прислали крестьяне Оренбургской губернии. Но идею с бальзамированием и помещением тела в специально оборудованный склеп поддержал и Сталин, добавив: «Существуют на сей счет новейшие методы, таким образом, сохранить Ленина на многие годы. Это не противоречит и старым русским обычаям». Кроме него «за» высказались входившие в состав Похоронной комиссии Дзержинский, Молотов, Красин, Муралов. Против — вдова и две сестры Ленина, Бонч-Бруевич и Ворошилов (вскоре изменивший свое мнение).

Однако оставались нерешенными два технических вопроса: удастся ли тело богохульника Ленина сохранить так же, как мощи святых, и как будет выглядеть место его упокоения?

Между тем за три дня мимо гроба усопшего прошли около миллиона человек. Еще около 9 тысяч, сменяясь, стояли в почетном карауле. Посмотрев на толпы народа, Крупская согласилась продлить церемонию прощания на месяц, после чего вернуться к обсуждению вопроса о форме захоронения.

Красный зиккурат

Ленин в мавзолееНа то, чтобы спроектировать и построить временный деревянный мавзолей, архитектору Алексею Щусеву выделялось трое суток. Из воспоминаний Щусева: «Я высказал свои соображения, что силуэт Мавзолея не должен быть высотным, а иметь ступенчатую форму. Надпись на Мавзолее я предложил простую: одно слово — ЛЕНИН».

Исходя из пожеланий заказчика, Щусев мог работать в любом стиле. Были в его послужном списке и православные храмы, и вокзал, и выставочные павильоны. Но, как профессионал, он понимал, что здание должно вписываться в архитектурную среду, а не подавлять ее, тем более что подавить за три дня складывавшийся веками ансамбль Красной площади все равно бы не получилось. Поскольку замерзший полутораметровый слой земли не поддавался даже ломам и медленно прогревался кострами, пришлось прибегнуть к динамиту.

Идея усыпальницы для забальзамированного вождя вызывала прямые ассоциации с египетскими пирамидами, и на фоне Кремля подобное сооружение смотрелось бы нелепо. Сам термин «мавзолей» появился от усыпальницы карийского царя Мавзола (Мавсола), но ее кубическая форма Щусева тоже не вдохновила. Многие исследователи утверждают, что концепцию ступенчатой пирамиды он позаимствовал от ассирийских и вавилонских культовых сооружений — зиккуратов, в которых совершались и человеческие жертвоприношения. Здесь сходство выглядит более очевидным, но, прибегнув к этому заимствованию, архитектор просто не имел другой альтернативы. В кратчайшие сроки требовалось соорудить нечто внушительное, способное пропускать значительное число посетителей и не выглядящее нелепым на фоне старомосковской архитектуры.

Похороны состоялись 27 января. У здания Мавзолея учредили пост №1 с двумя сменявшимися каждый час караульными. Затем доступ народа то возобновлялся, то прекращался.

Первый раз Мавзолей закрыли на доработку 30 января, чтобы соорудить над открытым гробом с телом Ленина стеклянный саркофаг с постоянной циркуляцией воздуха. Потом Борис Збарский и Владимир Воробьев провели повторное бальзамирование, уже более продуманное, с использованием закупленных в Германии технологий и материалов. В сущности, их работа не имела отношения к мумификации, когда тело как бы высушивается и костенеет. Тело Ленина продолжало сохранять гибкость и периодически накачивалось различными препаратами, разложившиеся куски плоти заменялись другим «биологическим материалом». В общем, медики не зря называли происходящее «экспериментом» и, начиная работу, не знали, куда она их выведет.

В июне 1924 года Збарский демонстрировал результаты делегатам конгресса Коминтерна, а также родственникам Ленина, которые продолжали настаивать на его захоронении. Крупская, увидев тело супруга, заплакала, а брат Ленина, Дмитрий, признал: «Он лежит таким, каким я видел его тотчас после смерти, и даже лучше».

Вообще-то, большевики были сторонниками кремации и в 1920-х — 1930-х годах этот способ погребения активно пропагандировался в средствах массовой информации. Но в случае с Лениным работа по сохранению его тела уже вышла на уровень государственного проекта, и сворачивать ее было поздно.

Прикоснуться к Ленину

К строительству нового, но тоже деревянного мавзолея приступили через два месяца после похорон Ленина, одновременно с началом вторичного бальзамирования. В сущности, Щусев только увеличил размеры прежнего мавзолея, а также добавил портик и трибуны.

Но и этот вариант рассматривался как временный, а в январе 1925 года был объявлен международный конкурс на проект каменной усыпальницы.

Из предложенных 117 вариантов больше всего запомнились проекты мавзолея в виде земного шара, а также в виде корабля, с Ильичом на капитанском мостике. Имелись также проекты в форме пирамиды и пятиконечной звезды.

Но к деревянному варианту Щусева настолько привыкли, что снова отдали предпочтение его же проекту, только с очередными косметическими поправками и с гранитом в качестве строительного материала.

Общая высота мавзолея, вместе с подвалами, составила 36 метров (высота современной десятиэтажки), но над землей возвышается только треть этого объема. «Подошва» мавзолея представляет собой квадрат, с длиной стороны 72 метра и длиной диагонали 104 метра, а угол наклона равен классическим 45°.

Сторонники оккультных теорий утверждают, что Щусев сознательно, по воле заказчиков, выбрал форму зиккурата. Таким образом, в центре Москвы якобы был сооружен языческий храм с алтарем, на котором была принесена в жертву православная держава. Еще одна теория предполагает, что вершина мавзолея представляет собой нечто вроде «энергетической антенны», позволявшей зомбировать население Советского Союза.

В подобные теории можно либо верить, либо не верить. Но в форме мавзолея можно заметить приметы как классических античных сооружений, так и конструктивистских архитектурных течений, характерных именно для начала XX века. К тому же большевики могли ориентироваться не столько на древние памятники, сколько на идеологически и хронологически близкие к ним сооружения эпохи Великой французской революции: тогда пирамиды и зиккураты снова вошли в моду, в связи с попытками учредить культ Разума.

Строительство нового каменного мавзолея завершилось в 1930 году. Спустя четыре года комиссия специалистов пришла к выводу, что задача сохранения тела Ильича успешно выполнена. Отдельную экскурсию организовали для западных журналистов, которые писали, будто вместо настоящего Ленина в Мавзолее лежит кукла из воска. Открыв стеклянную крышку саркофага, Збарский повернул голову вождя вправо и влево.

А если он встанет?

С началом Великой Отечественной войны, 3 июля 1941 года, тело Ленина эвакуировали в Тюмень, где оно хранилось в здании местного сельхозтехникума. Сам Мавзолей замаскировали под жилой дом, хотя 7 ноября 1941 года стоявшие на нем партийные лидеры приветствовали войска, отправлявшиеся на защиту столицы.

Обратно тело вождя вернули 26 марта 1945 года. 24 июня советское руководство принимало Парад Победы, когда к подножию Мавзолея бросали фашистские знамена.

Слухов о Мавзолее и его обитателе всегда ходило предостаточно. Например, о том, что при эвакуации тело Ленина пострадало и было заменено неким двойником. Или о том, что иногда тело шевелится. Как-либо комментировать это довольно сложно: снова остается «верить — не верить». Но попыток совершить акт вандализма в отношении тела Ильича со стороны не любящих советский строй граждан было предостаточно.

Дмитрий МИТЮРИН

Бальзам для вождей

В лаборатории, занимающейся сохранением тела Ленина, в разные годы производилось бальзамирование других коммунистических лидеров — «монгольского Сталина» Хорлогийна Чойбалсана (1952), руководителя Чехословацкой компартии Клемента Готвальда (1953), вождя вьетнамской революции Хо Ши Мина (1969), ангольского президента Агостиньо Нето (1979), северокорейских вождей Ким Ир Сена (1995) и Ким Чен Ира (2011).



, ,   Рубрика: Историческое расследование

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:60. Время генерации:0,145 сек. Потребление памяти:8.37 mb