Александр III не держал крышу

Автор: Maks Дек 5, 2017

Во время крушения царского поезда в Борках Александр III держал крышу вагона, пока его семья выбиралась наружу. Этот фантастический сюжет излагается даже в серьезных исторических трудах.

БОМБА В ПОЕЗДЕ

Осенью 1888 года царская семья возвращалась из Крыма в Петербург. 17 октября у станции Борки под Харьковом поезд потерпел крушение — 10 из 15 вагонов сошли с рельсов. По счастливой случайности все члены императорской семьи остались целы.

Катастрофа в Борках породила по меньшей мере две легенды. Первая — причиной аварии стал взрыв бомбы, подложенной в поезд революционерами.

Эта версия не выдерживает критики. Сразу после аварии была назначена комиссия, которая расследовала ее причины. В комиссию вошли такие известные люди, как тогдашний управляющий Юго-Западными железными дорогами Сергей Витте и сенатский прокурор Анатолий Кони.

Члены комиссии разошлись во мнениях. Витте считал, что причина аварии — превышения скорости. Царский поезд весил, как грузовой, а шел со скоростью пассажирского экспресса. Коллеги Витте главную причину видели в состоянии железнодорожных путей — гнилые шпалы, недостаточно хорошо сделанная насыпь. Во всяком случае, ни о какой бомбе комиссия даже не упоминала.

Однако выводы расследования были известны только узкому кругу лиц. А в народе пошли гулять легенды. Не только про бомбу, но и про Александра III, который, словно Геркулес, держал на своих плечах крышу вагона. И надорвался, заработав болезнь почек — нефрит, от которого через шесть лет умер.

Эта легенда попала в «Воспоминания» Витте: «Во время крушения Государь со своей семьею находился в столовом вагоне; вся крыша столового вагона упала на Императора, и он, только благодаря своей гигантской силе, удержал эту крышу на своей спине и она никого не задавила».

СУДНЫЙ ДЕНЬ

Крушение в Борках

При катастрофе в Борках Александр III не держал крышу вагона

Александр III действительно обладал недюжинной силой. Великий князь Александр Михайлович вспоминал, как император разрывал колоду карт напополам и завязывал узлом железный прут. Но историю с крышей вагона великий князь однозначно относит к разряду легенд.

Впрочем, ни Витте, ни Александр Михайлович не были в Борках во время аварии. Дадим слово очевидцу событий — жене Александра III императрице Марии Федоровне. Она описала трагическое происшествие в письме к родному брату — греческому королю Георгу I.

«Как раз в тот самый момент, когда мы завтракали, нас было 20 человек, мы почувствовали сильный толчок и сразу за ним второй, после которого все мы оказались на полу и все вокруг нас зашаталось и стало падать и рушиться, — пишет Мария Федоровна. — Все падало и трещало как в Судный день. В последнюю секунду я видела еще Сашу (Александра III. — Прим. ред.), который находился напротив меня за узким столом и который затем рухнул вниз вместе с обрушившимся столом».

Как видим, император не держал крышу, а «рухнул вниз». Мария Федоровна обожала своего супруга. Если бы он совершил подвиг, она, безусловно, похвасталась бы перед родней. Но подвига не было. «Саша сильно защемил ногу, да так, что ее удалось вытащить не сразу, а только через некоторое время. Потом он несколько дней хромал, и нога его была совершенно черная от бедра до колена». Так что перенапрягся Александр III, когда выбирался из-под обломков.

После аварии императорская чета и в самом деле вела себя достойно. Мария Федоровна помогала раненым, хотя сама «довольно сильно защемила левую руку, так что несколько дней не могла до нее дотронуться». Царская семья покинула Борки только тогда, когда всем пострадавшим была оказана помощь.

А для Витте, заранее предупреждавшего, что превышение скорости может привести к аварии, катастрофа в Борках стала своеобразным трамплином. Царь оценил предусмотрительного железнодорожного служащего и через несколько месяцев назначил его начальником департамента железных дорог. Так началась головокружительная государственная карьера Сергея Юльевича. К Александру III он на всю жизнь сохранил любовь и уважение. Поэтому, видимо, и изобразил его Геркулесом в своих воспоминаниях.

Михаил Алексеев

, ,   Рубрика: Версия




Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Solve : *
8 + 20 =


SQL запросов:60. Время генерации:0,673 сек. Потребление памяти:31.59 mb