Водосвят — когда вода становится целебной

Автор: Maks Мар 14, 2023

19 января все православные верующие отмечают святое Крещение (Богоявление). Однако мало кто знает, что этот праздник имеет старинные славянские корни. Много лет назад он носил название Водосвят (Водокрес), а его «водные» традиции насчитывают не одну тысячу лет.

Души добрые и злые

Если верить преданиям, то старинных праздников Водосвята на Русской земле было целых два — 6 и 19 января, что неспроста. Причем набирала свою целебную и защитную силу вода по воле богов, «спровоцированных» острой жизненной необходимостью. Считалось, что во время зимнего солнцестояния (21-25 декабря) мудрый Велес открывал Врата Нави — дверь, через которую из нашего мира Яви уходят люди «на Тот Свет», и через которую приходят души из Иного Мира в Явную жизнь.

Люди могли обратиться к душам своих предков и в случае нужды попросить их о помощи. А потому во многих домах устраивались своеобразные алтари, на которых выкладывалось угощение для почивших пращуров, а во дворах горели огромные костры, чтобы гости Нави без труда нашли дорогу к жилищу потомков.

Однако вместе с вполне благочестивыми душами, еще не успевшими вернуться в мир Яви в телах своих праправнуков, выходят из мира мертвых и черные — заложные духи (страшные грешники, не получившие достойного упокоения), которые несут живым всевозможные несчастья и болезни. В отличие от «добропорядочных» гостей Велесова времени, они не спешат вернуться в мир Нави, а стараются задержаться на земле.

Хотя, согласно преданиям, здесь за этими гостями начинали настоящую охоту могущественные колдуны. Им была просто необходима энергия заложных душ, дабы с ее помощью продлить свою жизнь. Так или иначе, но на помощь смертным приходил бог Сварог, который 6 января (когда заканчивалось время Велеса) ударял молотом о священный камень Алатырь, выбивая заветную искру. Этот маленький огонек, достигнув земли, падал в воду, что и отмечает начало первого Водосвята.

«Могутная-премогутная»

В те далекие времена люди верили, что вода в реках, озерах и даже колодцах, разбуженная искрой Сварога, становится «могутной-премогутной» и может справиться с любыми кознями нечисти. Предания гласят, что свои исключительные свойства вода получает в шесть часов вечера и сохраняет до полудня следующего дня, а потому люди спешили воспользоваться ею.

Так, 6 января весь день следовало соблюдать умеренность в еде (а иногда и строгий пост), после чего попрощаться с умершими предками и отпустить их к закрывающимся Вратам Нави. А вот черные души покидать мир Яви не спешили, а потому оказывались «запертыми» среди живых. И чтобы избавиться от их козней, люди проводили такой обряд. На водоемах вырубалась прорубь в виде прямого креста — знака Сварога, после чего жрецы разводили возле нее костер, где старались докрасна раскалить кусок железа. Ровно в шесть часов вечера эта жертва великому божеству опускалась в воду, ну а затем начинался праздник.

К проруби по очереди подходили пары — старшие мужчина и женщина в доме набирали «сварожьей влаги», после чего спешили в свое жилище. Здесь хозяин и хозяйка брали заготовленные специально для этого случая небольшие березовые венички и обрызгивали «водицей-заступницей» свою избу, подсобные помещения и скот. Считалось, что после этой процедуры черные души не посмеют даже приблизиться к защищенному жилью, боясь навлечь на себя гнев Сварога. Как только этот ритуал заканчивался, каждый член семьи выпивал по глотку заветной воды, после чего ее остатки выливались в колодец. А вот люди недужные, дождавшись, пока все их односельчане наберут заветной водицы, погружались в прорубь, дабы смыть с себя все «болести и горести».

Сила Сварога и Макоши

ВодосвятВ ночь с 18 на 19 января начинался второй — Великий Водосвят. Согласно преданиям, теперь к Сварогу присоединялась и богиня Макошь. Эта обитательница Прави ударяла по Алатырю своим веретеном, высекая новую искру, которая также падала в воды, добавляя им особую силу. А потому и проруби к Великому Водосвяту готовили непростые, накладывая на прямой крест Сварога косой, являющийся символом богини. Лед возле креста женщины украшали разноцветными лоскутками и осыпали зерном, символизирующим жертву Макоше.

Утром заветного дня все жители селения шли на речку по особой тропинке, усыпанной свежей соломой и украшенной по бокам ветками молодых елочек. У проруби люди набирали священной воды, обтирались ею, уделяя особое внимание ушам и глазам. При этом читались специальные заговоры, заклинавшие органы зрения замечать мельчайшие вещи, а слуха — слышать только приятные новости. Затем начиналось купание в проруби. По завершении «водных процедур» молодые парни садились на коней и принимались с громкими криками носиться по селу, прогоняя прочь от него черные души, оставшиеся на земле со времени Белеса.

Само же окончание праздника в одной из своих работ русский этнограф XIX века А.А. Макаренко описывал так: «По окончании обряда Водокреса и солому, и елочки крестьяне разбирали и относили в скотные дворы, желая защитить скот от болезней, порчи, от воздействия на него «волхиток» (колдуний) и вредных действий «скотнова суседка», то есть дворового».

Выносить же из дома в заветный день воду было строго запрещено, дабы вместе с ней не лишиться своей удачи и благосостояния. Люди верили, что на Водосвят по селениям ходит Чернобог (злобное божество славянского пантеона), обернувшись нищим странником. Постучавшись в жилище людей, он жалобно просил напиться, вот только откликаться на его мольбу было нельзя. Ведь вместе с кружкой воды коварный небожитель забирал и «долю» (судьбу) человека, тем самым окончательно и бесповоротно разрушая жизнь добряка.

Предания не врут!

С приходом христианства на русскую землю праздник Водосвят передал свои традиции святому Крещению, а вода, набранная в это время в открытых источниках, по-прежнему славится свой целебной силой. Оказывается, такому феномену есть сугубо научное объяснение. Так, согласно заключению ученых, в заветные январские дни планета Земля занимает особое положение в космосе, максимально приближаясь к Солнцу. Ну а наши предки, не зная о таких «галактических» тонкостях, просто считали, что на Водосвят открывается небо, даруя воде «живую» силу.

Вот как комментирует свойства живительной влаги и ее «могутные» свойства в заветное время ученый Станислав Зенин: «То, что вода меняет свои свойства, связано с положением Земли. Именно 18-19 января планета Земля попадает в точку, где идет особенно сильный поток частиц, изменяющий свойства воды. И в другие дни планета попадает под действие потоков частиц, но менее сильных, — как правило, это происходит в святые праздничные дни, и вода сразу же реагирует на эти потоки частиц».

Доктор технических наук Владимир Цетин, посвятивший изучению воды несколько лет своей жизни, также обратил внимание на изменение ее свойств на Крещение: «И вот однажды время измерения выпало как раз в канун Крещения. Я был поражен, когда обнаружил, что молекулы воды 18 января вечером успокоились намного раньше обычного. Вода снизила свою проводимость до минимума аж с 18:00. И стояла в таком состоянии до полуночи. Затем произошел всплеск активности, пик которого пришелся с 13:30 до 16:00 19 января».

Выходит, что предания не врут, и на Крещение (или же в дни Водосвята) вода действительно становится целебной. И хотя излечить серьезные заболевания ею вряд ли получится, но вот добавить человеку энергии ей вполне по силам.

Елена МУРОМЦЕВА

  Рубрика: Праздники, нравы и традиции 384 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:44. Время генерации:1,169 сек. Потребление памяти:11.57 mb