Бомбардировщик для Наполеона

Автор: Maks Мар 27, 2022

Закон развития военной техники гласит, что для внедрения того или иного вооружения нужно совпадение двух условий. Первое — военные должны быть недовольны существующими средствами защиты и нападения. И второе — промышленность должна быть способной удовлетворить такой спрос.

Так произошло практически со всеми технологиями. Пароход был показан испанскому королю вскоре после отплытия Колумба, однако распространение кораблей на паровой тяге мы увидели много позже. Ракеты были еще у древних китайцев, но по-настоящему они заполонили поле боя лишь в XX веке. Наконец, застежка-молния была изобретена еще в середине XIX века, но в массы пошла только после Первой мировой, когда американцам срочно понадобилась удобная застежка на чехлы корабельных орудий.

На примере нескольких прорывных технологий — пулемета, дирижабля-бомбардировщика и беспилотных летательных аппаратов — мы покажем, как они появились, что привело к их применению и почему они в итоге были забыты на долгие десятилетия.

Как военные проспали пулемет

Промышленная революция XVIII-XIX веков вызвала изменения не только в мирной жизни, но и в военном деле. Армии все больше становились похожими друг на друга, с централизованным снабжением и обучением. Артиллерия наряду с пехотой и кавалерией выделилась в отдельный род войск, и их взаимодействие потребовало разработки новой тактики.

С распространением огнестрельного оружия появились новый вид строя — линейный и те, кто его реализовывал, -линейная пехота. Правда, позволяя в лобовом столкновении решить исход сражения, такой строй оказался уязвим с флангов, поэтому для победы стали особенно важны действия кавалерии.

Вскоре тактика вновь изменилась: на смену линейной пришла тактика колонн и рассыпного строя. Солдаты теперь становились в несколько колонн, а впереди шла легкая пехота, действовавшая в рассыпном строю. Все большее распространение получало и нарезное оружие — штуцеры. Они имели вдвое большую дальность и меткость стрельбы, за что приходилось платить гораздо меньшей скорострельностью: заряжали их с дула, и забивать пулю в нарезы было трудно.

Развитие картечи положило конец разнообразным многоствольным системам, которые были призваны повысить скорострельность артиллерии. Вместе с тем военные не обратили внимание на… предшественник пулемета.

Еще в 1718 году английский изобретатель Джеймс Пакл запатентовал 32-мм скорострельное ружье, стреляющее картечными зарядами, каждый из которых состоял из 16 мушкетных пуль. После выстрела артиллерист вывинчивал кривошип, который прижимал револьверный барабан к стволу, проворачивал его и снова завинчивал. Это позволило обеспечить возможность девяти выстрелов в минуту — примерно столько же пуль выпускала в то время рота солдат.

Само ружье устанавливалось на трехногом станке и, по замыслу изобретателя, должно было помогать абордажным командам кораблей, выкашивая экипаж противника. Однако командование новинка не заинтересовала: два экземпляра были куплены англичанами для захвата Сент-Люсии и Сент-Винсента в 1722 году, но использовались ли они, неизвестно.

Авиаподдержка при Бородино

Дерижабль ЛеппихаНа тот же период приходится и начало использования воздухоплавания в военных целях. Именно Наполеон первым применил воздушные шары для корректировки артиллерийского огня, однако сам же потом и отказался от воздухоплавательных частей.

Отринул он и проект дирижабля Франца Леппиха, который был вынужден обратиться с ним к российскому императору Александру I. Тот к новинке отнесся более благосклонно — на носу была Отечественная война 1812 года, и армада воздушных кораблей, уничтожающая наполеоновские рати с воздуха, пришлась бы как нельзя кстати. Так Леппих обосновался под Москвой и приступил к постройке головной машины серии, первой из обещанных пятидесяти.

Баллон дирижабля Леппиха имел форму рыбы длиной 57 метров и наибольшей шириной 16 метров (примерно как пятиэтажка-«хрущевка»). Оболочку опоясывал жесткий обруч, к которому крепилась сетка, накрывавшая ткань оболочки сверху. К обручу была прикреплена деревянная гондола в форме лодки. Также аппарат имел руль высоты и весла, с помощью которых дирижабль должен был передвигаться. Лопасти подрессоренных весел работали по принципу клапана, при движении в противоход оказывая минимальное сопротивление воздуху.

Вооружение корабля состояло из пороховых фугасных бомб, выбрасывающихся через люк, и ракет массой до 20 кг с дальностью полета до 2,7 км по прямой.

Кутузов не дождался

За четыре дня до начала Бородинской битвы Кутузов, прознавший об «адской машине», предсказуемо запросил авиаподдержку: «Государь говорил мне об еростате, который тайно готовится близ Москвы. Можно ли будет им воспользоваться, прошу мне сказать, и как его употребить удобнее. Надеюсь дать баталию в теперешней позиции…»

Однако кровавое сражение отгремело, а «еростат» по-прежнему оставался на земле: ему не хватало подъемной силы. Спасаясь от наступающих французов, изобретатель перебрался в Санкт-Петербург, где под Ораниенбаумом построил дирижабль меньших размеров. Тот показал, что весла не способны двигать машину против ветра, хотя в штиль корабль, по расчетам, мог бы двигаться со скоростью до 30 км/ч.

Несмотря на неудачу, проект Леппиха во многом можно признать новаторским. На момент постройки он был самым большим дирижаблем в мире и первым — полужесткой конструкции. Кроме того, немец предложил использовать воздушное судно как носитель вооружения — лишь спустя 37 лет австрийцы додумались размещать бомбы на воздушных шарах!

Беспилотники с авианосца

Эта история началась в 1848 году, когда Венеция устроила революцию, объявив независимость от Австро-Венгерской империи. А год спустя колесный пароход «Вулкан» стал первым кораблем, использующим морскую беспилотную авиацию, то есть по сути первым авианосцем. Тогда для бомбардировки Венеции австрийцы применили бумажные воздушные шары с подвешенной 11- или 14-килограммовой бомбой. Часовой механизм (тлеющий шнур нужной длины) настраивался на сброс бомбы над городом в зависимости от скорости ветра — ее измеряли, запуская воздушные шары меньших размеров.

Всего с земли и «Вулкана» было запущено около 200 «беспилотников». Правда, порывы ветра однажды понесли шары назад, и какое-то время пароход рисковал подорваться на своем же оружии. В саму же Венецию попало недостаточное количество бомб, так что стало ясно, что такой вид вооружения нуждается в доработке.

Желание использовать воздушные шары с бомбами было оправданным — они долетали туда, куда не доставала артиллерия. Вместе с тем, если требовалась скорострельность, то в распоряжении военных с начала XIX века было другое новое оружие — ракеты. Впервые широко его использовали англичане, выпустившие с кораблей 200 ракет Конгрива по французской Булони в 1806 году. В городе вспыхнул пожар, который нанес большой ущерб.

Еще более массированное применение нового оружия произошло годом позже: по нейтральному Копенгагену за три дня было выпущено 40 тысяч ракет. Обстрелом был практически уничтожен как сам город, так и датский флот, стоявший в гавани.

Юрий ДАНИЛОВ

  Рубрика: История оружия 206 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

SQL запросов:44. Время генерации:0,199 сек. Потребление памяти:9.02 mb