Каларипаятту — борьба, подаренная Шивой

Автор: Maks Дек 9, 2018

Как известно, многие популярные в наше время системы единоборств (тхэквондо, карате, дзюдо, ушу, айкидо, кунг-фу, цигун и т. п.) имеют восточноазиатское происхождение и первоначально были развиты в Китае, Японии или Корее. Но, по мнению большинства исследователей, все эти боевые искусства возникли исключительно благодаря усовершенствованию самого древнего из единоборств — индийского каларипаятту. Оно возникло не менее 2500 лет назад (а может быть, даже и раньше) на территории современных штатов Керала и Тамилнаду, и его школы успешно функционируют до сих пор.

Подарок бога

Согласно легендам, это боевое искусство подарил людям Шива Натараджа (одно из 108 имен и воплощений Шивы; Натараджа переводится с санскрита как «король танца»; изображение танцующего четырехрукого бога распространено не только в Индии, но и во всем мире). Кстати, система единоборств каларипаятту была причислена богом именно к искусствам — и включена в число 64 важнейших из них. Ученик Шивы по имени Пурушурама распространил эту систему единоборств среди брахманов (их также называют браминами), представителей высшей касты индуистского общества. Брамины построили на юге страны 64 храма, где обучали каларипаятту. Такие знания передавались из поколения в поколение вплоть до наших дней.

На санскрите «калари» означает «священное место», а «паятту» — «бой, поединок». Таким образом, слово «каларипаятту» можно перевести как «бой в священном месте» — поскольку и обучение, и поединки с древнейших времен проходили в специальных храмах. Здесь располагаются алтари для жертвоприношений индуистским божествам и небольшие залы с земляным полом и деревянными стенами, ориентированными в соответствии со сторонами света.

Можно констатировать: самое древнее боевое искусство было предназначено не для воинов, а для жрецов и духовных наставников, каковыми являлись брахманы. Они должны были уметь защищать сами себя.

Уже гораздо позже, во времена междоусобных войн между династиями Чера и Чола (VI-VII века н.э.), к этой системе единоборств стали приобщать отдельных представителей других каст.

Учитель каларипаятту назывался ашан, а для учеников существовало строгое правило: заниматься боевым искусством мог только человек, доказавший, что он обладает высокими моральными качествами и не будет применять свое знание во зло.

Представлять себя животным

Самый древний из сохранившихся трактатов, посвященных каларипаятту, называется «Асата вадиву» и был записан на пальмовых листьях около 2500 лет назад. Там указано, что техника этого боевого искусства родилась из наблюдений за движениями восьми животных: тигра, льва, лошади, павлина, слона, змеи, боевого петуха и дикого кабана. Каждый из них имеет свои особенности: лошадь хорошо прыгает, павлин перед атакой держит равновесие, стоя на одной ноге, змея нападает, оставляя хвост без перемещения, петух в бою использует все части тела, слон в движении убирает любые препятствия на своем пути, лев и тигр наделены ловкостью и грацией прыжка, кабан обладает неукротимым нравом.

Но главное в данной системе единоборств — не просто повторение движений животных, а умение так же, как они, использовать свою энергетику. Человек должен не только бить рукой или ногой — он должен пропускать через свое тело волну энергии, концентрировать ее и превращать в удар.

На разных стадиях подготовки ученики воображают себя тем или иным животным и разучивают определенные циклы упражнений.

Кроме того, каларипаятту включает владение холодным оружием. Его традиционные разновидности: отта — деревянная палка в форме бивня слона, кеттуккари — бамбуковая трость, мади — кинжал из рогов антилопы, черувати — короткая палка, пулиянкам — сабля, уруми — длинный меч с обоюдоострым лезвием, настолько гибкий, что в древности его носили обернутым вокруг пояса.

Обязательно с правой ноги

Прямоугольный зал для тренировок и поединков имеет размеры примерно 12 на 6 метров и более чем на 2 метра углублен в землю. Сверху на него кладут решетку из легких прутьев и пальмовые листья — чтобы укрыться от посторонних взглядов и защититься от жары. Ученики должны входить в помещение для занятий обязательно с правой ноги. При входе следует поклониться залу, помня о том, что он символизирует священное место, и почтительно коснуться ног учителя.

Начальная стадия обучения — физические упражнения для развития тела, а также единоборства с помощью рук и ног. Далее будут тренировки с деревянным оружием. Во время следующей фазы подготовки его заменяют боевым.

Традиционно выделяют два стиля каларипаятту — южный и северный. Первый — более древний, в нем упор делается на работу с оружием. В северном стиле больше прыжков и выпадов, он гораздо сильнее напоминает танец. В целом система каларипаятту содержит 250 основных элементов защиты и нападения, из них 160 захватов, блокировок и бросков.

Необходимо отметить, что в каларипаятту не существует каких-либо рангов, поясов, данов или званий. Считается, что это боевое искусство — путь самосовершенствования, который длится всю жизнь и не предполагает промежуточных итогов. Также бойцам запрещаются показательные выступления с ломанием досок или кирпичей, характерные для некоторых других восточных единоборств, — с точки зрения мастеров, это бессмысленное и даже вредное занятие, поскольку может привести к травмам.

Нельзя лениться и обманывать

КаларипаяттуДревнейшее боевое искусство неразрывно связано с системой индийских духовных ценностей. Оно объединяет физические, умственные и религиозные методы воспитания, это стиль жизни и путь развития. В местах, где проводятся тренировки, обязательно наличие алтарей с божествами, которым ученики делают подношения — к примеру, цветы или серебряные монеты. Бойцы на всю жизнь отказываются от алкоголя, курения, употребления мяса и сна в дневное время. Кроме того, они дают обет никогда не лениться и не обманывать и должны несколько часов в день проводить в молитвах и медитации. Считается, что взамен они постигают умение концентрироваться и познавать будущее.

Также каларипаятту тесно связано с традиционным танцевально-драматическим искусством, ученики во время боев нередко разыгрывают постановки из индийского эпоса. Целью данного боевого искусства провозглашается обретение высшей силы богов в своем теле, которое делает жизнь спокойной, целенаправленной и мудрой. Недаром каларипаятту часто называют боевой йогой.

Ученики не только получают знания в области единоборств, но и овладевают умением врачевать. Согласно индийской народной медицине, на теле человека имеется 108 важнейших точек, через которые проходит жизненная энергия. Воздействуя на них, можно как убить, так и исцелить. Бойцы каларипаятту изучают и эти точки, и методы работы с ними.

Каждый ученик овладевает аюрведой — практикой альтернативной индийской медицины, основанной на акупунктуре, лечебных массажах и применении лекарственных средств естественного происхождения.

Перед тренировками ученики смазывают себя специальным маслом, чтобы разогреть тело и сделать его гибким. После занятий проходит процедура массажа: один боец ложится на живот, другой переступает по его спине ногами. Такие действия позволяют быстро восстановиться и подготовить мышцы к новым нагрузкам.

Воспитанники школ каларипаятту знамениты не только как умелые и выносливые бойцы, но и как искусные лекари, знающие способы приготовления и применения натуральных лекарств в виде настоев, отваров и масел. Поэтому с древности к ним обращались за лечением. Согласно обычаям, они никому не отказывали, но и своих знаний не раскрывали — из опасения, что эти тайны могут стать известны жестоким людям.

Стреляли в коленную чашечку

Примерно с середины XIX века, когда в Индию вторглись британские колонизаторы, каларипаятту ушло в подполье. Англичане понимали, что школы национального боевого искусства готовы стать центрами сопротивления новой власти. Обнаруженные тренировочные залы сжигались, а нарушителей сурово наказывали — стреляли из ружья в коленную чашечку, чтобы человек больше не смог заниматься единоборствами. Поэтому занятия проходили скрытно, а мастеров и учеников стало намного меньше. Только когда страна в 1947 году обрела независимость, каларипаятту снова стало популярным. Сейчас мастера такого вида единоборств часто работают дублерами кинозвезд, а отдельные школы этого боевого искусства существуют в Европе, Северной Америке, Китае, Индонезии, России и Японии. Правда, в подобных заведениях основной упор делается на физическое развитие и отработку техники боя, игнорируя духовно-медитативную практику, без которой, по утверждениям индийских мастеров, путь к самосовершенствованию невозможен.

Маргарита КАПСКАЯ

 

  Рубрика: Праздники, нравы и традиции 405 просмотров


https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:44. Время генерации:0,309 сек. Потребление памяти:9.67 mb