Почему Миронова изгнали из «Кабачка»

Автор: Maks Янв 19, 2021

«Стулья приехали! Стулья приехали!» — кричали люди на гастролях артистов Театра Сатиры. Для зрителей они были в первую очередь персонажами из «Кабачка «13 стульев»», а уж потом актерами. Вот и в фойе театра, рассматривая их фото на стенах, люди восклицали:

«Вот пан Спортсмен, а вон пан Директор!» только висевший на почетном месте портрет Андрея Миронова ассоциаций со «стульями» не вызывал…

Брежнев лично заявил председателю Гостелерадио ЦТ СССР Лапину: «Делай что хочешь, но оставь мне футбол и «Кабачок»». И понеслось — 133 передачи, 1300 бутербродов, съеденных в кадре, 38 230 писем от телезрителей. 15 лет актеры смешили народ, но собственные их судьбы от веселья были далеки. Многие стали заложниками образов «Кабачка». Превратившись в польских «панов и панночек», они утратили свои настоящие ФИО. Тут впору воскликнуть, как Тарас Бульба: «Ну что, сынку, помогли тебе твои ляхи?» Но Миронову, выходит, ляхи «навредить» так и не сумели… К нему польская «маска» не приклеилась — он всегда был и оставался символом советского кино — Андреем Мироновым.

«Уберите его с экрана!»

Перед запуском «Кабачка» в 1966 году с телеэкранов объявили конкурс на лучшее название. В письмах телезрителей лидировали «Кафе «Улыбка»» и «Клуб Чудаков». Предлагались даже пафосные «Крылья Пегаса». Создателям юмористической программы все это казалось каким-то «кислым» и скучным. Как вдруг переводчик с польского Виктор Заявлин предложил название «Кабачок «13 стульев»» по аналогии со знаменитыми «12 стульями» Ильфа и Петрова, которые смешили несколько поколений советских людей. По телевизору первый пан Ведущий «Кабачка» Александр Белявский объявил, что якобы кто-то из зрителей придумал такое вот забавное название, поскольку в кафе действительно чертова дюжина стульев. Победителю конкурса перед телекамерами вручили обещанную награду — ящик чешского пива. На самом же деле в ящике стояли пустые бутылки — обычный реквизит…

Александр Белявский провел несколько выпусков с января 1966-го по март 1967 года. На улицах поклонники юмористического сериала просили его об автографах именно как пана Ведущего. Актер стал опасаться, что навсегда останется в памяти зрителей под таким именем, и ушел из телесериала…

Его место занял Андрей Миронов, который не боялся стать заложником одного образа. Напротив, хотел сниматься в «Кабачке», но случилось невероятное — его якобы «ушли» телезрители.

Андрей Миронов в «Кабачке 13 стульев»Коллега по цеху актриса Зоя Зелинская (пани Тереза в «Кабачке») утверждала, что будто бы разразился скандал. Зрители завалили редакцию письмами: «Уберите его с экрана!». «Это уже потом Андрей стал любимцем публики, — рассказывала актриса. — А в «Кабачок» не вписался, у него была немножко другая стилистика, очень индивидуальная. Андрей не мог не солировать — такова была его природа. Помню, как Плучек в «Горе от ума», где Миронов играл Чацкого, бился с ним, стараясь снять этот «эстрадный налет». На генеральной репетиции, блестяще сыграв первую сцену с Софьей, Андрей, вставая с колена, вдруг машинально отряхнул брюки, выйдя из образа. И Плучек тогда сказал мне: «Ну что, Зоя Николаевна, вы видели?» Просто Андрей был особенный».

Кстати, паном Ведущим после Миронова стал Михаил Державин, который тоже получал письма с претензиями. Для зрителей «Кабачок» был островком беззаботности, неким окном в Европу, позволявшим увидеть стильные наряды и услышать зарубежную музыку. Зрители просили Державина: дайте уже записать песни на магнитофоны, помолчите, пока они звучат! И что? А ничего. Державину никто и слова не сказал, и он вел шоу до его закрытия в 1980 году…

«Золотой мальчик»

Насчет того, что Миронов «был особенный», Зелинская права — такие, как он, рождаются раз в сто лет. Сыграв в театре и кино лучшие роли, он раз и навсегда стал любимцем зрителей. И чтобы кто-то из них мог возопить: «Уберите его с экрана!», а тем более «завалить редакцию письмами», вешать на актера ярлыки вроде «нахальный взгляд» или «тянет одеяло на себя» (по словам все той же пани Терезы), трудно представить. Скорее «письма» стали прикрытием какой-то интриги. Тем более среди редакторов на телевидении бытовала шутка: нам, мол, дорогие зрители, письма ваши и читать не надо, мы их знаем наизусть, потому что сами сочиняем.

Тут невольно вспоминаются слова одной из любовниц Миронова Татьяны Егоровой (из ее книги «Я и Миронов»): «Просто парадокс: человека, которого обожала вся страна, коллеги-актеры терпеть не могли. Люди, которые сегодня называют себя его друзьями и снимаются в программах и фильмах, посвященных его памяти, при жизни Андрею люто завидовали». Банальная актерская зависть, интриги — это больше похоже на правду…

Миронов был «золотой мальчик» — сын знаменитых артистов эстрады, дуэта Мироновой и Менакера, успешно веселившего советский народ десятки лет. Он и на свет появился в элитном роддоме имени Грауэрмана на Новом Арбате, а каждое лето проводил с родителями в пансионате МХАТа в Пестове, где ребенком носился по корту с фирменной ракеткой в белоснежной теннисной форме. Ну кто еще мог таким респектабельным детством похвалиться? Единицы! И как тут не позавидовать? Коллегам вполне могло казаться, что все ему дается само собой, словно падает с небес.

В 11 лет Андрей уже пробовался на роль в массовке фильма «Садко». Но рассердил режиссера Птушко, самовольно надев под хламиду из дерюги рубашку. Это, кстати, отчасти поддерживает версии недоброжелателей о том, что Миронов мог не слушаться режиссеров на телевизионных съемках, а потому, мол, и проработал в «Кабачке» лишь с марта по апрель 1967 года. Профессионально сниматься начал уже в 19 лет. А в 22 года сыграл в кинокомедии «Три плюс два» Оганесяна, которая ввела моду на «дикарей», вызвав в СССР туристический бум. С палатками, гитарами и тушенкой-сгущенкой в рюкзаках студенты рванули колесить по всей стране. А Миронов после этого киноуспеха пришел паном Ведущим в «Кабачок», где посетители кафе бойко сыпали «мигавками» (шутками в переводе с польского). Проработав в «Кабачке» меньше двух месяцев, Миронов продолжал успешно играть на сцене Театра Сатиры и сниматься в кино.

Польские «мигавки»

Как не любили зрители «мигавки», все же шутки героев Андрея Миронова — «Жениться нужно на сироте!» из «Берегись автомобиля» Рязанова или «Руссо туристо облико морале» из «Бриллиантовой руки» Гайдая — люди цитировали чаще. А брюки прохиндея Козодоева, что «превращались в элегантные шорты», и его «Лелик, все пропало» навсегда вошли в повседневную речь. Не забыт и хлюст-министр в исполнении Миронова из «Обыкновенного чуда» Захарова с его «циничными» заявками: «Мне ухаживать некогда. Вы привлекательны. Я чертовски привлекателен. Чего зря время терять? В полночь. Жду» — или: «А кто у нас муж?» — «Волшебник!» — «Предупреждать надо…»

Амплуа сердцееда — это, конечно, природный дар Андрея Александровича. Вот недаром мама его — известная актриса Мария Миронова, когда сын родился, сказала: «Пусть он будет подарком женщинам». Андрей Миронов и стал подарком — только для всех. Фильмы с его участием вошли в классику мирового кино. А коварные ляхи все ж сумели навредить пани и панам из «Кабачка» — в 1980 году доигрались-таки со своей диссидентской «Солидарностью», и самый длинный советский сериал прикрыли. И еще, если допустить хоть на миг, будто Миронова и в самом деле «ушли» советские телезрители, то, выходит, спасибо им большое-пребольшое. А то вдруг бы и впрямь стал заложником одной роли… Нет, такое лучше даже и не надо представлять… Тем более о таком актере, как Андрей Миронов…

Людмила МАКАРОВА

  Рубрика: Искусство и телевидение 608 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:44. Время генерации:0,315 сек. Потребление памяти:9.66 mb