Гений бандонеона

Автор: Maks Фев 14, 2022

В 2021 году поклонники аргентинского композитора Астора Пьяццоллы отметили его столетний юбилей. Минувшие годы доказали, что мелодии маэстро ничуть не устарели и продолжают звучать на концертах с огромным успехом.

Космический подарок

«Загадочный, мистический, непостижимый, космический! Яркий новатор, гений бандонеона!» — такими словами музыкальные критики награждали и продолжают награждать всемирно известного аргентинского композитора и исполнителя Астора Пьяццоллу.

Слава пришла к нему еще при жизни, но и после ухода гениального аргентинца в мир иной она не сошла на нет, а только набирала силу. Ценители дружно называют Пьяццоллу автором музыкальных шедевров XX века.

Астор был фантастически одарен, необычайно работоспособен и оставил огромное творческое наследие. За свою жизнь Пьяццолла сочинил почти 800 произведений: танго, сюиты, симфонии, музыку к полусотне фильмов. Большинство его композиций регулярно исполняются в разных странах.

Сам композитор признавался, что часто мелодии приходили к нему каким-то мистическим образом во сне. Они словно прилетали из космоса по какому-то неведомому каналу и снились ему в цветных снах. А утром он вставал и на нотном стане записывал приснившееся. Зачастую тут же брал в руки бандонеон (аргентинский музыкальный инструмент, ручная гармоника. — Прим. ред.) и исполнял их. Только для себя.

Может, именно космическим происхождением можно объяснить завораживающую притягательность мелодий Пьяццоллы. Диски с записями произведений аргентинца расходятся и сегодня миллионными тиражами, а выложенные во Всемирной сети клипы меломаны скачивают гигабайтами.

Будущий композитор появился на свет 11 марта 1921 года в аргентинском городе Мар-дель-Плата, в семье бедного итальянского эмигранта. Чтобы свести концы с концами, отец рыбачил в море. Но это занятие не приносило больших доходов. Зачастую семейное меню состояло из кружки кипятка и куска хлеба.

Первый оркестр

Когда мальчику исполнилось четыре года, глава семьи в поисках лучшей доли принял решение перебраться в Нью-Йорк.

Уже в раннем детстве Астор проявил необычные способности к музыке, у него оказался абсолютный слух. Семья стала жить получше, и отец смог купить ребенку желанный подарок — бандонеон. Под руководством опытного педагога мальчик удивительно быстро овладел инструментом и вскоре поражал близких виртуозными композициями собственного сочинения.

В 12 лет Пьяццолла уже играл в составе местного оркестра, который выступал на различных торжествах. Он был солистом, который вел за собой коллег-музыкантов и пользовался (несмотря на юный возраст) непререкаемым авторитетом.

Своими заработками Астор помогал семье выжить в чужом мегаполисе. Но криминальная ситуация в Нью-Йорке 30-х годов XX века была очень напряженной.

Позже Астор Пьяццолла вспоминал: «Это было время страшной разрухи и разгула мафии. Перестрелки случались почти каждый день. Я болтался по улицам чаще, чем ходил в школу. Тогда моим кумиром был композитор Дюк Эллингтон. Во многом именно он формировал мой музыкальный вкус. Я ходил слушать его у дверей знаменитого нью-йоркского «Коттон Клуба». Я был слишком молод, чтобы войти внутрь. Придя домой, пытался наигрывать услышанные композиции. А мой отец любил ностальгические танго Карлоса Гарделя. Он меня и заразил этим удивительным изобретением аргентинцев. Много лет спустя мне удалось соединить танго, джаз и классику в необычный коктейль, принесший мне мировую славу!»

Предсказание цыганки

В 1937 году семья Пьяццоллы вернулась в родной город Мар-дель-Плата, но Астор мечтал об огнях аргентинской столицы. Он был уверен: там гораздо больше возможностей для музыканта. Эту уверенность поддержала случайная встреча с девушкой-цыганкой. Она сама подошла к нему в парке, попросила показать ладонь, улыбнулась и зашептала:

— Тебя ждут не только большой успех и всемирная слава, но и огромные трудности, лишения, непризнание. Ты должен не сдаваться и пройти через это. Но для начала отправляйся в столицу и начни именно там новую жизненную главу!

Повинуясь предсказанию, Пьяццолла в 16 лет покинул родительский дом и переехал в Буэнос-Айрес. Очень быстро весть о приезжем вундеркинде разнеслась по столичной музыкальной тусовке. Юного виртуоза пригласили в ансамбль известного мультиинструменталиста Ани-бала Тройло.

Астор начал хорошо зарабатывать, но не останавливался в своем развитии, брал уроки игры на фортепиано и гармони. В 1946 году он собрал свой первый ансамбль, который исполнял танго в его собственной новаторской интерпретации. Но публика еще была не готова к этому. Зрители уходили с концерта и зачастую освистывали музыкантов. Пьяццолла вынужден был распустить коллектив. Не стал успешным и следующий проект — струнный оркестр. Однако Астор стоически перенес эту полосу неудач и твердо решил повысить свое профессиональное мастерство. Он отправился в Париж, чтобы поучиться у известных композиторов.

Романтика и ностальгия

Астор ПьяццоллаПреподаватель композиции Надя Буланже, послушав музыкальные сочинения аргентинца, посоветовала ему соединить танго с элементами классической музыки и джаза.

— Это принесет тебе успех! — убеждала она Пьяццоллу.

Вернувшись в Буэнос-Айрес, Астор за пару дней написал несколько композиций, воплотив в них советы мадам Буланже. Первый же концерт подтвердил их актуальность. Публика восторженно встретила новые творения Пьяццоллы. Критики назвали новый музыкальный стиль, предложенный Астором, «Танго-нуэво».

После этого успеха вдохновленный композитор начал работать с утроенной энергией. Многие его произведения вошли в репертуар лучших мировых исполнителей, а визитной карточкой Астора стали танго.

— Танцевать танго — это значит движениями выражать романтику, огонь, боль, нежность, отчаяние, восторг, ностальгию. Танго — это подарок Бога. Вся душа танца содержится в этой поэтической формуле! Музыка и танцующая пара излучают интенсивную драматическую энергию, и зрители, наблюдая за ними, становятся свидетелями этой неистовой силы чувств, — говорил Астор Пьяццолла, а любимый бандонеон описывал так:

— Этот мистический инструмент с удивительным тембром — печальная душа танго. Она недоступна алчным, завистливым, злобным людям. Только чистые и просветленные могут постичь эту душу!

Дьявольское изобретение

Все это, однако, не значит, что судьба танго, стремительно завоевавшего мир (во многом — усилиями Пьяццоллы), была усыпана розами. Изначально у танца было огромное количество поклонников, но и хулителей оказалось не меньше. Представители духовенства критиковали танго за излишнюю чувственность. И действительно, если в вальсе движения партнеров целомудренны и они держат определенную дистанцию, то в танго никакой дистанции практически нет — это маленький спектакль, в котором мужчина исполняет роль либо сильного независимого мачо, либо покинутого возлюбленного, который подавляет чувства и ищет у дамы понимания и поддержки. Что касается партнерши, то она — всегда защитница и утешительница. При таком раскладе танцующая пара может добиться максимальной выразительности, зрелищности и страстности.

Не случайно в начале XX века папа римский Пий X запретил танго как «бесстыжий танец». Он говорил:

— Те парочки, которые танцуют его, подвергают свои души греховному испытанию и могут быть лишены за это святого причастия!

В 1924 году эскулап из Нью-Йорка Джон Бохэм даже обнаружил новую болезнь, которую назвал «танго-фут». Он утверждал, что танго способствует «искривлению нижних конечностей, крушению психики и появлению нездоровых комплексов». Газета «Лос-Анджелес тайме» называла танец «дьявольским изобретением» и пугала обывателей: «Танго гораздо опаснее для американцев, чем немецкий империализм!»

В зените славы

Но гений Пьяццоллы разбил все преграды. Сочиненные им страстные, нежные, горячие, томные мелодии стремительно завоевывали мир. Он пишет музыку к кинофильмам и спектаклям. Музыкальная элита принимает Астора в свои ряды, его общества ищут признанные легенды джаза и авторитетные классические звезды. Поклонник таланта легейдарного виолончелиста Мстислава Ростроповича, Астор в 1982 году посвящает российскому музыканту «Великое танго» для фортепиано и виолончели.

Личная жизнь маэстро долгие годы складывалась счастливо. Он женился на красавице аргентинке Деде Вольф, которая подарила ему в 1943 году дочь Диану, а в 1945-м — сына Даниэля. Однако на шестом десятке много гастролировавший Астор отдалился от семьи и не чурался случайных романов. Тем более что преданных поклонниц у него было хоть отбавляй. Они занимали первые ряды партера, трепетно внимали каждой ноте, следили с вожделением за пальцами маэстро, летавшими над кнопками бандонеона, а после концерта ловили виртуоза у служебного выхода.

Его музыкальные успехи были впечатляющими. Он был удостоен ряда престижных премий и объехал с триумфальными гастролями десятки стран.

Астор Пьяццолла умер в зените славы в июле 1992 года. Причина смерти — обширный инфаркт.

Дочь композитора Диана написала книгу, посвященную творчеству отца, и вместе с братом Даниэлем открыла музей Астора Пьяццоллы в Буэнос-Айресе. Там регулярно выступают ансамбли, в репертуаре которых — музыка великого аргентинца.

Славянской душе оказались также созвучны пленительные мотивы. Их исполняют многие наши ансамбли. Великолепными интерпретаторами творчества Пьяцоллы стали виртуозы питерского «Терем-квартета». Пронзительная, чувственная, завораживающая мелодия «Либертанго», сменяющаяся взрывными аккордами, стала визитной карточкой этого самобытного коллектива.

Американский музыкальный критик Барри Розенфельд писал: «В мелодиях композитора-новатора Пьяццоллы звучит сама жизнь. Они заставляют желать невозможного и верить в исполнение мечты!»

Владимир ПЕТРОВ

  Рубрика: Кумиры 152 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

SQL запросов:44. Время генерации:0,210 сек. Потребление памяти:9.02 mb