Гибель «Простака»

Автор: Maks Мар 20, 2022

17 декабря 1961 года в Ростовской области, недалеко от города Миллерово, разбился пассажирский самолет Ил-18, следующий из московского аэропорта Внуково в Сочи. Погибли все, кто находился на его борту: 50 пассажиров и 9 членов экипажа.

Ил-18 был новеньким, выпущенным в 1958 году. Лайнер налетал около 3 тысячи часов, поэтому ничто не предвещало беды. Но почему тогда самолет потерпел крушение? Предполагали и ошибку пилотов, и конструкторские недочеты. Однако была еще одна, неофициальная версия: Ил-18 сбила ракета.

Безмятежное начало

Воскресным днем 17 декабря полсотни человек прошли регистрацию в московском аэропорту Внуково на рейс №245. В 14 часов 34 минуты самолет Ил-18 поднялся в небо и взял курс на Сочи. Пассажиры отстегнули ремни и расслабились, отдыхая от обычной суеты с покупкой билетов, сборами в дорогу, с регистрацией в аэропорту. Кто-то из них летел в Сочи на санаторно-курортное лечение и предвкушал безмятежный отдых на черноморском побережье, замечательный даже зимой. Кто-то возвращался к себе домой, на юг, с подарками для семьи, так удачно купленными в московских магазинах. Одним словом, в салоне находились счастливые люди, ни минуты не сомневающиеся в том, что и полет, и приземление будут благополучными.

В 15:47 Ил-18, летящий над облаками по воздушному коридору Воронеж — Ростов-на-Дону с путевой скоростью 630 км/ч, вошел в зону диспетчерского пункта Ростова, о чем и доложил экипаж. В ответ диспетчер сообщил, что самолет находится в 240 километрах относительно Ростовского аэропорта. На борту подтвердили получение информации.

В 15:59 диспетчер сообщил, что самолет прошел траверз (направление, перпендикулярное курсу судна) Луганска. Однако ответа не последовало, а отметка рейса быстро пропала с экрана радиолокатора. Лишь спустя некоторое время выяснится, что произошло непоправимое.

Конструктивная особенность

Ил-18 обнаружили на заснеженном поле в 45 километрах от города Миллерово, что в Ростовской области, полностью разрушенным и сгоревшим. Его обломки были разбросаны на расстоянии 300-500 метров, хотя некоторые из них нашли в километре от падения самолета.

Выяснилось, что Ил-18 рухнул на землю в 16:00. Он падал с большой скоростью под углом 107 градусов к горизонту с небольшим креном на левое крыло. Силовые установки вошли в землю на глубину больше трех метров — настолько мощным был удар о землю.

Комиссия выяснила, что разрушение и обрыв правого крыла, а также закрылков случились еще до удара самолета о землю, во время его падения. Закрылки были выпущены под углом 40 градусов, то есть в посадочном положении. В результате самолет потерял управляемость и стал быстро входить в пикирование.

Но почему такое произошло? Согласно предварительной версии, экипаж совершил ошибку. И к ней привела конструктивная особенность самолета. Возможно, из-за случайного перемещения рычага, когда его задел кто-то из членов экипажа управления, закрылки выпустились сами. На Ил-18, к сожалению, отсутствовала надежная защита от такого перемещения, в отличие от самолетов Ил-14 и Ил-28.

Также перемещение рычага могло стать возможным, если он находился в среднем положении, которое соответствовало фиксации закрылков при взлете или посадке. При убранных закрылках запрещалось устанавливать этот рычаг в среднее положение.

Самолет можно было вывести из падения, лишь убрав закрылки. Однако отрицательная перегрузка, созданная быстрым пикированием, не позволила это сделать. Правую часть крыла и закрылки оторвало из-за высокого аэродинамического сопротивления, и катастрофа стала неизбежной. Кстати, после этого случая на всех самолетах ввели фиксатор на рукоятке выпуска-уборки закрылков. Прежде чем их выпустить, требовалось, повернуть цилиндрический фиксатор в соответствующую сторону, нажав на головку рукоятки.

Лайнер сбила ракета?

Гибель «Простака»Впрочем, существует еще одна версия гибели самолета: его якобы могла сбить ракета класса «земля-воздух». Так, в Интернете была опубликована статья, в которой утверждалось, что на самом деле обломки Ил-18 находили на расстоянии 12 километров. И делался ввод: такой разброс обломков может свидетельствовать о том, что самолет могла сбить ракета, выпущенная из зенитно-ракетного комплекса С-75 в районе полигона Капустин Яр.

Кстати, спустя год после гибели Ил-18, 30 июня 1962-го, близ Красноярска потерпел крушение самолет Ту-104А авиакомпании «Аэрофлот», следовавший по маршруту Хабаровск — Иркутск — Омск — Москва. Обломки лайнера обнаружили в нескольких десятках километров от Красноярска. Все находившиеся на борту 84 человека погибли.

Согласно официальной версии, причиной крушения стала высокая облачность. Однако характер повреждений фюзеляжа, а также переданное незадолго до исчезновения самолета с радаров сообщение говорили о возможном поражении судна ракетой «земля — воздух». Впоследствии подтвердилась информация о проведении в районе крушения учений ПВО. Судя по всему, одна из ракет потеряла цель в грозовом фронте и попала в самолет.

Одним словом, случаев с поражением пассажирских самолетов ракетами немало. Вполне возможно, что Ил-18 под Ростовом постигла та же участь. Хотя это, повторимся, неофициальная версия.

Прост и надежен

Созданный в 1957 году, Ил-18 стал основным массовым и экономичным самолетом «Аэрофлота», а совершенная для того времени аэродинамическая компоновка этого самолета обеспечила ему высокие летно-технические характеристики. Среди обывателей он прослыл «самым надежным самолетом» и летал на всех, включая международные, воздушных трассах СССР, а еще эксплуатировался во многих авиакомпаниях других государств.

Интересно, что на Западе этот самолет прозвали «Простаком» — он и в самом деле был как прост, так и надежен. Всего за годы серийного производства (с 1959-го по 1978 год) было построено 719 самолетов, в том числе 564 пассажирских, остальные — специализированные. На Ил-18 установлено 20 мировых рекордов дальности полета и высоты с различной полезной нагрузкой. Этот самолет положил начало широкому развитию международных авиалиний «Аэрофлота» и массовому авиаэкспорту. Тем не менее не все в его конструкции было идеально.

«По сравнению с Ту-104 Ил-18 был более капризной машиной, — вспоминал ветеран Толмачевского авиаотряда и авиакомпании «Сибирь» Геннадий Петельский, в числе первых новосибирцев изучавший Ил-18 в 1962 году. — Летом при температуре выше 30 градусов тяжело запускались двигатели. В морозы приходилось идти на самолет за 3-4 часа до вылета, чтобы прогреть каждый из четырех двигателей и кабину с пассажирским салоном. Зимой периодически возникали дефекты в силовой установке, особенно в случае больших перепадов температур на стоянке, скажем, минус 10 в Новосибирске и минус 40 — в Якутске. Сказывалось большое количество механических передач в турбовинтовом двигателе. Зато салон в Ил-18 был красивее и ухоженей, чем в Ту-104».

По данным сайта Aviation Safety Network, по состоянию на 15 марта 2019 года в общей сложности в результате катастроф и серьезных аварий были потеряны 100 самолетов Ил-18. Десять раз его пытались угнать, при этом погибли три человека. Всего в происшествиях с Ил-18 погиб 2501 человек.

Лишь в 2001 году, после того как под Калязином в Тверской области разбился очередной Ил-18, внезапно вошедший в пикирование, его сняли с пассажирских перевозок. Однако и после калязинской аварии Ил-18 продолжал эксплуатироваться в других странах мира.

Ирина СМИРНОВА

  Рубрика: Катастрофы и катаклизмы 160 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

SQL запросов:44. Время генерации:0,192 сек. Потребление памяти:9 mb