Гибель Вавилона

Автор: Maks Июн 25, 2024

Вавилон был, пожалуй, первым мегаполисом в мировой истории. Однако, в отличие от Афин, Рима, Александрии, впав в запустение, он уже не возродился. Зато в память о нем нам остались носящие негативный характер выражения «колосс на глиняных ногах», «вавилонское столпотворение», «вавилонское пленение», «вавилонская блудница». В качестве позитива можно припомнить законы Хаммурапи и сады Семирамиды. Так чего же в Вавилоне было больше — хорошего или плохого?

Древнейшей цивилизацией на земле считается Египет. Однако в хронологическом плане конкуренцию ему составляют шумерские города-государства, возникшие в междуречье Евфрата и Тигра.

«Врата бога»

Один из городов носил имя Кадингирра, что означало «врата бога». В другом городе под названием Лагаш в 2319-2311 годах до нашей эры правил царь Урукагина, считающийся первым в мире законодателем. В полном виде его законы сохранились на испещренном клинописью глиняном конусе.

И Лагаш, и Кадингирру покорил Саргон Древний, который был уже не шумером, а повелителем семитского царства Аккад. В созданном им государстве аккадскии язык считался основным, а шумерский использовался в религиозных обрядах и культуре — то есть был чем-то вроде латыни в Средневековье.

Победивший всех врагов Саргон умер в 2261 году до нашей эры, а наследовавший ему сын Римуш спустя девять лет погиб в результате заговора знати — его закидали тяжелыми печатями.

Брат Римуша, царь Маништушу, оказался удачливей. Именно при нем столица государства переместилась в город Кадингирру, который сохранил название «врата бога», но по-аккадски оно звучало теперь как Вавилон.

Главным богом вавилонян являлся Мардук, а все прочие боги считались только его воплощениями. Однако Маништушу стал, видимо, первым правителем, который объявил богом себя любимого.

Ему наследовал Нарам-Суэн, тоже считавший себя богом, но закончивший правление очень печально. Около 2200 года до нашей эры его победил народ гутиев, вероятно, имевших индоевропейское происхождение и несколько разбавивших шумеро-аккадскую публику Междуречья.

Причину поражения Нарам-Суэна вавилонские источники видят в том, что он не чтил Мардука, чья огромная статуя впоследствии была помещена в главном храме города — Эсагиле.

Однако самым грандиозным сооружением в Вавилоне, если верить Ветхому Завету, считалась пресловутая башня, которую вавилоняне за думали возвести до небес, чтобы «сделать себе имя». Оскорбленный такими претензиями Бог «перемешал языки», что помешало дальнейшей координации работы и привело к «вавилонскому столпотворению».

Европейские путешественники XVIII-XIX веков, путешествуя по Междуречью, натыкались на развалины многих древних городов и высказывали разные предположения относительно того, какой из них является Вавилоном. Соответственно, высказывались и разные версии относительно того, какая из полуразваленных ступенчатых башен-зиккуратов является той самой «Вавилонской башней». Сейчас ее прототипом считают зиккурат Этеменанки (что в переводе значит «Дом, где сходятся небо с землею»), посвященный уже упоминавшемуся Мардуку.

Геродот так описывает это сооружение: «Посреди храма стоит массивная башня, имеющая по одной стадии (185 метров. — Прим. авт.) в длину и ширину. Над этой башней поставлена другая, над второй третья и так далее до восьмой. Подъем на них сделан снаружи: он идет кольцом вокруг всех башен. Поднявшись до середины подъема, находишь место для отдыха со скамейками: восходящие на башню садятся здесь отдохнуть. На последней башне есть большой храм, а в храме стоит большое прекрасно убранное ложе и перед ним золотой стол… Провести ночь в храме никому не дозволяется, кроме одной только туземной женщины, которую выбирает себе божество».

В чем выражался выбор божества и как ему служила женщина, Геродот не уточняет.

Мать блудницам

Однако вернемся к Саргону Древнему, после которого держава снова распалась на несколько государств, причем Вавилон обрел самостоятельность в начале XIX века до нашей эры. Царем тогда стал вождь семитского племени амореев Сумуабум.

Считая с него, шестым царем был Хаммурапи (правил в 1793-1750 годах до нашей эры). Говоря о содержании принятых им законов, исследователи обычно отмечают, что они следуют принципу «око за око, зуб за зуб», причем эта поговорка буквально дословно цитирует соответствующие статьи кодекса.

Принципиальный момент заключается в том, что подобная компенсация допускалась только тогда, когда речь шла о людях, равных по положению.

Но вавилоняне равны не были — существовали как минимум три основных класса: знать и высшие чиновники, условная «буржуазия» и условные пролетарии, а также рабы.

Если дом рухнул по вине строителя и это привело к человеческим жертвам, то строителя казнили независимо от социального статуса пострадавшего. Но, например, нападение на представителя знати каралось 60 ударами кнутом, даже если аристократ не получил при этом ни царапины.

С другой стороны, в законах Хаммурапи прописывались и неудобные для высшего класса нормы, по которым они должны были платить более высокую цену врачам и строителям, нежели представители простонародья.

Почтение к старшим поощрялось в том числе и таким образом, что отец мог как угодно наказать сына, а вот сыну, ударившему отца, отсекали руку.

Муж имел полное право убить неверную супругу и ее соблазнителя.

Моногамия железным правилом не являлась, но если муж брал себе вторую жену, то должен был позаботиться и о первой.

В нравственно-этическом отношении Вавилон считался воплощением распутства, что выразилось в строках из Апокалипсиса от Иоанна про то, что «Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным». Однако выражение «вавилонская блудница» могло возникнуть и от обычая, описанного Геродотом. Если верить «отцу истории», каждая вавилонянка хотя бы раз в жизни должна была выполнить долг перед богиней плодородия Милиттой и отдаться иностранцу за деньги.

«Исполнив священный долг богине, женщина шла домой, и затем уже ни за какие деньги не овладеешь ею вторично», — с досадой завершал этот рассказ Геродот. Впрочем, долг перед Милиттой дозволялось выполнить не один раз, а больше. И наверняка многие вавилонянки были не прочь проявить рвение.

Истукан на глиняных ногах

ВавилонЕсли верить Геродоту, общий четырехугольный периметр городских стен Вавилона составлял 88 километров (!). Правда, по данным археологов, получается, что стена с каждой стороны четырехугольника составляла не более 1 километра в длину. Это означало, что при плотной заселенности в Вавилоне могло проживать до полумиллиона человек. А то, что заселенность была плотной, сомневаться не приходится. Об этом свидетельствуют материалы судебных процессов. Например, в одном случае истец, которого так же, как и бога, звали Мардуком, подал в суд на соседа Забуба, с которым у него была общая стена. Истец доказывал, что он стену возвел, а появившийся позже сосед к ней пристроился и положил на нее крышу своего помещения. Суд иск удовлетворил. Ответчику пришлось перекладывать потолок на новую опору и компенсировать истцу нанесенный ущерб.

Судя по другому документу, Мардук вообще был весьма ушлым типом. Так, он купил примыкающую к дому полоску земли длиной чуть более 7 метров и шириной всего 30 сантиметров, перекрыв соседям проход и взимая за право поставить ногу на эту полоску довольно серьезную плату.

Интересно, что тяга к сутяжничеству сочеталась у вавилонян с сильно развитыми криминальными склонностями. В качестве примера можно указать на случай с неким Синиддином, у которого в первый же день пребывания в должности префекта (управляющего) одного из храмов увели осла с поклажей.

Сохранился документ, в котором некий Набууцалли обязуется за 2 года 5 месяцев обучить некоего Бэлаххериба воровству и сутенерству. За это наставнику полагалась определенная плата, а также процент с выручки. Самое интересное, что этот документ был официально оформлен в виде контракта у нотариуса.

Судя по донесениям сыщиков, в городе процветали мощные криминальные группировки, занимавшиеся не только кражами, но и рэкетом, грабежами с убийствами. И ниточки тянулись к полиции и высшим чиновникам, так что иногда со своими донесениями им приходилось обращаться напрямую к царям, что, впрочем, ситуации особенно не исправляло.

Криминал в Вавилоне соседствовал с роскошью, символом которой стало одно из семи чудес света — знаменитые висячие сады Семирамиды.

Речь идет о расположенных каскадом на нескольких уровнях садах с редчайшими видами растений.

Правда, относительно их существования имеются серьезные сомнения, равно как сомневаются в реальности самой Семирамиды. Скорее всего, она была супругой ассирийского царя Шамши-Адада V, правившего в 824-811 годах до нашей эры. Ассирийцы в указанный период включили Вавилон в состав своей державы, но во внутренние дела города особо не вмешивались и даже наоборот, поддавались разлагающему влиянию. В результате Вавилон снова обрел независимость и даже стал сильнейшей державой Междуречья.

Пик мощи Вавилонского царства приходиться на правление царя Навуходоносора II (правил в 605-562 годах до нашей эры), который в 597 году до нашей эры ликвидировал Иудейское царство, а через 11 лет захватил и уничтожил Иерусалим вместе с храмом. Евреи были депортированы в Междуречье, что зафиксировалось в ветхозаветной истории под названием «Вавилонского пленения».

Самым известным персонажем этой главы вавилонской истории стал пророк Даниил, к мнению которого Навуходоносор прислушивался, но доверия к нему не испытывал. Как-то Даниил пересказал Навуходоносору сон, который приснился царю, и дал его истолкование. Во сне фигурировал стоящий близ горы некий огромный истукан, у которого «голова была из чистого золота, грудь его и руки его — из серебра, чрево его и бедра его медные, голени его железные, ноги его частью железные, частью глиняные». Однако от горы внезапно оторвался огромный камень и разбил глиняные ноги идола, после чего он развалился на части.

Сон, разумеется, был истолкован Даниилом как предвестие гибели Вавилонского царства, хотя закончил свое правление Навуходоносор вполне благополучно, не дожив буквально несколько лет до возникновения Персидской державы.

«Сочтено, взвешено, разделено»

Ее основатель Кир Великий повелел выбить на глиняном цилиндре список своих побед и милостивых деяний, а также высказался за отмену рабства и свободу вероисповедания. Последний шах Ирана Мохаммед Реза Пехлеви в 1960-х годах объявил «Манифест Кира» древнейшей декларацией прав человека, что было, конечно, изрядным преувеличением. Но принципы, на которых строилась держава Кира, действительно отличались большей широтой по сравнению с Вавилонской державой.

Последний вавилонский царь Набонид, не имея особых успехов во внешней политике, сумел подмять под себя вавилонскую знать и жрецов.

Но вот войну с Киром Набонид проиграл, сдался в плен и провел остаток жизни в покое и довольстве.

Его сыну Валтасару, которому отец поручил оборонять Вавилон, не повезло.

Легкомысленно подойдя к выстраиванию обороны, Валтасар закатил пир, в разгар которого на стене неведомая рука начертала «мене, текел, фарес» («сочтено, взвешено, разделено»). Даниил, от которого потребовали дать комментарии, заявил, что дни Вавилона сочтены, царство взвешено и теперь будет разделено.

Персы в это время, возведя плотину, отводили воду из русла Евфрата и готовились победно вступить в город.

Евреи получили разрешение вернуться на родину, а Вавилон вступил в пору упадка.

Судя по всему, он оставался самым большим городом Персидской державы, но в политическом значении не играл никакой роли.

Александр Македонский захватил Вавилон в 331 году до нашей эры и был им очарован, решив перенести сюда столицу своей империи. Именно в Вавилоне великий завоеватель и умер в 323 году до нашей эры, после купания в водах Евфрата.

Порочная жизнь Вавилона подорвала здоровье великого полководца. Хотя, возможно, причиной его смерти были брюшной тиф, малярия или отравление.

Дальнейшему упадку Вавилона способствовало то, что город оказался в буферной зоне между Персидской державой и условным Западом в лице Рима.

В последний раз римляне захватили Вавилон в 116 году при императоре Траяне, после чего город окончательно отошел в Парфянскую, затем Персидскую зону.

К моменту, когда в середине VII века здесь утвердились арабы, собственно города уже никакого и не было — одни руины. И возрождать его последователи ислама не собирались. Зачем им вавилонские пороки?

Дмитрий МИТЮРИН

  Рубрика: Историческое расследование 122 просмотров

Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:43. Время генерации:0,240 сек. Потребление памяти:6.06 mb