Каллиграф из концлагеря

Автор: Maks Мар 14, 2022

Иосиф Бау сумел не только выжить в нечеловеческих условиях фашистских концлагерей, но спасти при этом сотни заключенных от верной гибели в газовых камерах. Обладая уникальным талантом каллиграфии, он делал документы, позволявшие обреченным на смерть людям обрести свободу.

Искусство готики

Иосиф родился в 1920 году в польском Кракове. После окончания школы поступил в Краковскую школу пластических искусств, чтобы осуществить юношескую мечту — стать скульптором. На первом курсе увлекся написанием готических шрифтов, посещал студию, где под руководством опытных наставников стал настоящим мастером-каллиграфом.

Многие сокурсники восхищались его талантом, но некоторые относились к увлечению Иосифа с определенной долей скепсиса, полагая: зачем будущему скульптору скучная готика, отнимающая столько сил и времени? Однако — по иронии судьбы — именно этот талант пригодился Иосифу в дальнейшем.

В декабре 1939 года его лишили статуса студента. Это произошло сразу после того как был выпущен указ губернатора Краковского дистрикта о запрещении обучения евреев в государственных учебных заведениях. А вскоре Иосиф (как и вся его семья) оказался в гетто. Фашисты, узнав о способностях молодого каллиграфа, привлекли его к работе в качестве художника.

Днем он сидел в здании администрации и писал готическим шрифтом объявления, рисовал плакаты, открытки и исполнял все, что поручал ему непосредственный начальник — эсэсовец Ганс Краузе. Тот любил наблюдать за процессом написания шрифтов, цокал языком от изумления и признавал:

— Я бы никогда не смог так изящно, быстро и красиво выводить готические тексты… А ты, хоть и еврей, но владеешь этим искусством безупречно. Считаю, что твой талант должен послужить великой Германии!

В шесть вечера герр Краузе отправлялся в лоно семьи, к любимой жене Гретхен и двум детишкам, а Иосиф продолжал работать. Но совсем не во славу рейха.

Желанная свобода

Еще до того как оказаться в гетто, Иосиф вступил в боевую антифашистскую организацию и — по заданию руководства — сразу после ухода Ганса приступал к изготовлению документов, позволявших их обладателям ускользнуть из гетто и либо вступить в ряды борцов с фашизмом, либо просто раствориться на европейских просторах. Всего этим шансом успешно воспользовались и таким образом спаслись от неминуемой гибели более тысячи человек.

Когда уже после окончания войны журналист задал Иосифу резонный вопрос: почему же он не сделал документы себе и не покинул ненавистное гетто? — тот ответил:

— А кто бы тогда спасал людей и помогал им выйти на свободу?

Когда Ганса Краузе перевели из гетто в концентрационный лагерь «Плашов», он взял с собой и Иосифа.

— Тебя там ожидает много работы! — сказал фашист и загадочно улыбнулся.

Он не погрешил против истины, и специалист по готическим шрифтам на новом месте с утра до вечера работал на складе, где маркировал огромные деревянные ящики с ценностями, изъятыми фашистами у заключенных, а также составлял подробные описи содержимого. Эсэсовцы бережно упаковывали золотые и серебряные кольца, серьги, браслеты, часы, бриллианты и прочие изделия, грузили их на железнодорожные составы, которые регулярно направлялись в рейх. А законные владельцы этих украшений превращались в пепел в лагерных крематориях.

Иосиф с содроганием смотрел на горы ценных изделий и страдал от невозможности разорвать цепь чудовищных преступлений, совершаемых гитлеровцами.

Ненависть к фашистам вылилась в целый ряд стихотворений, которые тайком писал Иосиф. После окончания войны они были изданы в Польше отдельным сборником с рисунками автора. Эта книга имела большой успех у читателей и по праву стала потрясающим документом эпохи.

Лагерная свадьба

Работа художника позволяла Иосифу иметь некоторую свободу в передвижении по лагерю. Выполняя очередное поручение — составление детального плана концлагеря — Иосиф оказался рядом с женским бараком. К нему подошла исхудавшая девушка и из-за его плеча стала наблюдать за работой.

Они познакомились. Девушку звали Ребекка. Мимолетная встреча положила начало их свиданиям, хотя это было связано со смертельным риском. Администрация лагеря категорически запрещала (под страхом расстрела на месте) общение заключенных мужчин и женщин, но Иосиф раз за разом находил возможность видеться с Ребеккой.

Впоследствии он описал этот лагерный роман в своей книге воспоминаний. Описал он и их свадьбу в женском бараке, куда Иосиф проник (опять-таки рискуя жизнью).

Мужчины и женщины в лагере были одеты одинаково — полосатые брюки и куртка. Разница между полами была только в головном уборе. Мужчины носили полосатую шапочку на бритой голове, а женщины — белый платок. Иосиф всегда держал в кармане белый платок, который был его входным билетом в женскую часть лагеря.

На этой тихой секретной свадьбе, проходившей без музыки и шампанского, влюбленные дали друг другу обещание: если им удастся выжить, то после войны (а она когда-то непременно должна окончиться) сыграть настоящую веселую свадьбу с золотыми кольцами, музыкой, пышными тостами, искренними пожеланиями и непременными танцами. Но на той лагерной свадьбе кольца все-таки были. Их выточил из серебряной ложки приятель Иосифа — ювелир Марко. Кольца новобрачный оплатил пайками хлеба, которые сэкономил, отказываясь от еды несколько дней подряд.

Когда свадьба близилась к концу, в барак нагрянули охранники с проверкой. Если бы они обнаружили Иосифа, он был бы немедленно расстрелян. От пули его спасли подруги Ребекки, которые закрыли его своими телами на нарах. К счастью, охранники не заметили Иосифа, и ему удалось вернуться в свой барак.

Много лет спустя эпизод этой лагерной свадьбы будет воссоздан в фильме режиссера Стивена Спилберга «Список Шиндлера».

Закон выживания

Иосиф БауСвоим освобождением из лагеря Иосиф обязан именно Шиндлеру. В его счастливый список имя Иосифа было внесено благодаря Ребекке (или Ривке — так нежно называл ее супруг). Она попросила вписать Иосифа вместо себя, потому что была уверена: она — сирота, привыкшая к невзгодам, — сумеет выжить в лагере, а вот он — авантюристичный и отчаянный — в любой момент мог получить пулю от охранников.

Таким образом Иосиф попал на знаменитый завод Шиндлера. Как-то раз сам Шиндлер пригласил его в кабинет и задал вопрос:

— Как вам удалось выжить в лагере?

Иосиф ответил:

— Выжить в концлагере мне помогли юмор и любовь к Ривке. У меня отличная память, которая хранила тысячи анекдотов из мирной жизни. Я рассказывал их вечером своим товарищам, и их смех приносил мне облегчение, снимал боль, тушил отчаяние и давал надежду. А еще я был уверен, что после войны меня и Ривку ждет счастливая семейная жизнь…

Благодаря заботам Шиндлера Иосиф сумел дожить до победы над фашизмом. Выжила и Ребекка. В июне 1945 года они встретились и сыграли свадьбу. Иосиф очень хотел, чтобы в семье хранились фотографии их лагерной свадьбы, а потому нарисовал себе и невесте на свадебном фото полосатую лагерную одежду.

Через полгода на прилавках книжных магазинов появилась книга прозы, которую Иосиф назвал «Годы убийства». В десятках новелл он описал ужасы лагерной жизни. Книга была проиллюстрирована рисунками автора. Также автор включил в книгу удостоверение личности своей мамы — Цили Бау, изготовленное им самим, и это была единственная вещь, оставшаяся от нее. Фашисты умертвили Цилю в газовой камере.

На презентации книги автор сказал:

— Моя книга — это горькая конфета в шоколадной оболочке. Она о философии жизни и о надежде на выживание. Хочу, чтобы молодое поколение, прочитав ее, узнало, как опасен и страшен фашизм!

Секретные задания

После окончания войны Иосиф доучился в Краковской школе пластических искусств, получил диплом скульптора, а в 1950 году семейство Бау уехало в Израиль. Там Ривка родила двух дочерей и посвятила себя их воспитанию, а Иосиф нашел работу в процветающей фирме, где занимался — и весьма успешно — рекламными проектами и промышленной графикой. Он работал в мастерской, но графика была лишь прикрытием другой — сугубо секретной работы Иосифа.

Сразу после приезда в Израиль он стал сотрудником разведки МОССАД и выполнял заказы этой спецслужбы. Так, он подготовил документы для спецбригады моссадовцев, которые выследили в Южной Америке и доставили в Израиль фашистского палача Эйхмана.

Искусство Иосифа помогло выполнять задания десяткам агентов МОССАДа, и совершенно заслуженно он стал главным художником этой секретной спецслужбы.

В свободное от работы время Иосиф Бау написал три книги прозы, издал три поэтических сборника, а еще стал первым мультипликатором в Израиле. Заслугой Иосифа было создание первого в стране профессионального места художника-мультипликатора. Он создал его, приобретая необходимые детали на блошиных рынках. Мультипликационные фильмы Иосифа имели большой зрительский успех. Появился Иосиф и на большом экране — он снялся в заключительной сцене фильма «Список Шиндлера». Камера запечатлела его возлагающим камень на могилу своего спасителя — Оскара Шиндлера.

Иосиф Бау трудился до последних дней и умер на рабочем месте 26 мая 2002 года. Журналист Менахем Мендель в статье, посвященной Иосифу Бау, писал: «Трудно представить, что этот невысокий скромный человек проявил мужество, решимость, самоотверженность и спас сотни жизней, при этом постоянно рискуя своей…»

Владимир ПЕТРОВ

  Рубрика: Версия судьбы 129 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

SQL запросов:44. Время генерации:0,206 сек. Потребление памяти:8.99 mb