Королева скорости

Автор: Maks Май 24, 2019

Небо, как известно, не слишком благосклонно к женщинам. В 30-е годы прошлого века пилотами за редкими исключениями были мужчины. Именно они ставили мировые рекорды скорости, высоты, дальности полетов. Но неожиданно в эту мужскую профессию ворвалась молодая амбициозная американка, которой удалось побить многие мужские рекорды. Недаром на родине ее называли не иначе как «королева скорости».

Джеки Кокран прожила долгую жизнь — она умерла в 1980 году. Однако исследователи и биографы предполагают, что история ее жизни не совсем такая, как представляла ее сама Джеки.

Тайна за многими печатями

Начнем с малого: хотя Кокран указывала свой год рождения как 1906-й, документальные следы отсылают нас не к конкретному году, а к промежутку с 1905-го по 1913 год. Свой день рождения она отмечала 11 мая. Возможно, хотя бы эта дата верна.

Официально она родилась в Маскоги (штат Флорида) в семье Айры Питмана и его жены Марии, но сама Джеки рассказывала, что она на самом деле сирота, а Питманы ее всего лишь удочерили. Кстати, и имя у Джеки было совсем другим — Бесси Ли.

В те годы семья Питман вела полукочевой образ жизни. Отец был отличным слесарем, и, поработав на очередной мельнице или лесопилке, он вместе с семьей снимался с места и отправлялся налаживать работу очередного предприятия. Дома — в стабильном смысле этого слова — у Питманов не было. Единственным способом вырваться из ада домашней рутины для Бесси было замужество. Бесси так и сделала. В возрасте не то 13, не то 14 лет она сбежала из дома и вышла замуж за молоденького авиамеханика с военно-морской базы в Пенсаколе — Роберта Кокрана. К дню свадьбы она была уже на пятом месяце беременности. Своего новорожденного сына она назвала так же, как отца — Робертом. Однако жизнь с Кокраном не сложилась.

Они переехали в Майами, который считался крупным городом, но через четыре года развелись, и Бесси вернулась на северо-запад Флориды, в родные места. Там-то и настигла ее беда: маленький Роберт, играя со спичками, поджег на себе одежду. Бесси этого не видела: она занималась делами в передней части дома, в то время как малыш возился на заднем дворе. Спасти сына ей не удалось. Вероятно, похоронив ребенка и оправившись от горя, она вычеркнула прошлое из своей памяти. И стала совершенно другой молодой женщиной, с другим именем.

В то время ей очень нравилось делать женщинам прически и улучшать при помощи косметики их внешность. Она решила сделать парикмахерское искусство и косметологию своей профессией — окончила парикмахерские курсы, немного поработала в Пенсаколе, а когда поняла, что готова покорить мир, — перебралась в Нью-Йорк. Удивительно, но ей удалось устроиться в очень престижный салон «Сакс» на Пятой авеню. И ее умение обходиться с клиентами, ее мастерство быстро оценили по достоинству. Клиенты были к ней щедры. Перед Бесси Кокран открылись безграничные возможности. Но к тому времени она уже перестала быть Бесси, а стала Жаклин Кокран, на французский манер, чтобы выглядеть еще престижнее. С тех пор и до конца жизни она называла себя Джеки. Имя, между прочим, она выбрала себе наугад, тыкнув пальцем в телефонную книгу.

Невидимые крылья

С деньгами у этой новой миссис Кокран все было отлично. Она вполне могла открыть собственное дело. Джеки так и собиралась поступить — запустить новую косметическую линию. Во время одной из поездок в Майами она познакомилась с преуспевающим бизнесменом, миллионером Флойдом Босуиком Одлумом. Хотя Одлум был намного старше, Джеки он очень понравился. А Одлум от нее совершенно потерял голову. Все ее идеи он горячо одобрял. Как-то зашел разговор о той самой новой косметической линии, и Одлум произнес знаковую фразу: «Чтобы постоянно быть на связи с клиентами, тебе понадобятся крылья». Он имел в виду, что Джеки придется постоянно быть в разъездах, но Джеки поняла ее иначе — придется стать пилотом.

Самолеты Джеки очень нравились, еще в начале 1930-х она прокатилась как-то с подругой на аэроплане и тут же записалась в аэроклуб на аэродроме на Лонг-Айленде. Буквально за три недели она полностью освоила самолет, а потом получила лицензию пилота. Так что, когда Одлум сказал о крыльях, она сразу же вспомнила, какую радость испытывала в полете. И наряду с развитием косметического бизнеса серьезно занялась авиацией. А новую линию косметики так и назвала — «Уинге», то есть «Крылья». В 1936 году она вышла замуж за Одлума, но фамилию мужа брать не стала, так и осталась Джеки Кокран. В историю авиации она вошла под этим именем.

Достижения бесстрашного летчика

Джеки Кокран

Джеки Кокран — первая женщина-пилот, преодолевшая скорость звука

Пилотом она оказалась превосходным. Еще в 1934 году вместе с Уэсли Смитом, вторым пилотом, она участвовала в престижной гонке MacRobertson Race — перелете из Лондона в Мельбурн. И у нее были шансы это соревнование выиграть, однако у ее самолета обнаружилась техническая неисправность (проблемы с закрылками), и Кокран сошла с дистанции.

Эту неудачу она переживала болезненно, но поклялась себе в следующем соревновании обязательно победить. Ей не повезло: перелет из Лос-Анджелеса в Кливленд в 1935 году тоже пришлось прервать и тоже из-за отказа техники. Двумя годами позже она участвовала в престижной гонке Bendix и была там, между прочим, единственной женщиной. В том же 1937 году она установила американский рекорд скорости, перелетев из Нью-Йорка в Майями за 4 часа 12 минут 27 секунд, и всемирный рекорд скорости среди женщин-пилотов — 328 км/ч. На следующий год она выиграла гонку Bendix, опередив участников-мужчин, и поставила транснациональный рекорд не только по скорости, но и по высоте полета. За это она была признана пилотом года и получила приз Хармона — самую престижную международную награду среди авиаторов.

В годы войны она тут же вступила во вспомогательную ассоциацию женщин-пилотов, которые не участвовали в боевых действиях, но перегоняли самолеты на военные аэродромы. Джеки была первой женщиной, которая в 1941-м перелетела на бомбардировщике через Атлантический океан. Начав в середине 1930-х годов вместе со знаменитой летчицей Амелией Эрхарт бороться за права женщин-пилотов, она в конце войны возглавила ассоциацию летчиц, а в 1958 году стала президентом Международной федерации аэронавтики. После войны, между прочим, она вышла в отставку в звании подполковника.

В послевоенные годы, когда появились реактивные самолеты, Джеки тут же попробовала на них летать. Ей удалось разогнать канадский военный самолет F-86 Sabre до скорости в 1043,79 км/ч — так 18 мая 1953 года над калифорнийским озером Роджерс Драй Джеки Кокран первой из женщин преодолела звуковой барьер. Первым из мужчин был пилот Чак Йегер, который это сделал в 1947 году. Кроме того, Джеки Кокран известна тем, что взлетала с авианосца и совершала на него посадку, а также проводила полет и посадку «вслепую», то есть ориентируясь только на показания приборов. Она первая — не только среди женщин, но и среди мужчин, — поднялась на самолете на высоту 6096 метров с кислородной маской. За свою жизнь Кокран участвовала во множестве соревнований и завоевала не один, а пять призов Хармона.

В начале 1960-х, когда Кокран было уже за 50, она приняла участие в программе «Меркурий-13», очень надеясь, что американские женщины смогут первыми в мире полететь и в космос. Сама она, конечно, пилотировать космический корабль не могла, но финансировала проект из собственного кармана. Однако, когда именно такой рекорд поставила советская женщина Валентина Терешкова, интерес Джеки к программе сразу иссяк. Впрочем, надо отдать Кокран должное — то, что это был именно Советский Союз, опередивший США, Джеки совершенно не волновало. Она считала летчиков особой кастой, международным небесным братством, не делила их по принадлежности к государствам. И у нее было множество друзей среди летчиков и конструкторов самолетов, в том числе и Андрей Туполев. Все они были для Кокран родной семьей.

А ее собственная родня? Тут сложнее. Хотя она относилась к родным хорошо и даже поселила их на собственном ранчо, она запрещала им рассказывать как о своей юности, так и том, что долгие годы они провели врозь.

Умерла она 9 августа 1980 года в своем доме в Индио (Калифорния). Местный аэропорт, которым она постоянно пользовалась, получил тут же ее имя — аэропорт Жаклин Кокран.

Николай КОТОМКИН



, ,   Рубрика: Женщина в истории

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:59. Время генерации:0,516 сек. Потребление памяти:8.42 mb