«Космос кишит пришельцами»

Автор: Maks Ноя 8, 2020

Книги объявлены врагами человечества… Роботы порабощают людей… Словом, не цивилизация, а какой-то беспредел инопланетян и андроидов…

Все эти зловещие чудеса «творились» на Первом канале с 1979-го по 1990 год в программе «Этот фантастический мир», которую создавали сотрудники Редакции детских и юношеских программ ЦТ СССР.

Юные зрители программы «Этот фантастический мир» должны были угадать авторов антиутопий, вошедших в передачу, и послать ответы на Шаболовку. Ребята путали улицы и номера домов на конвертах, но письма все равно доходили. Ведь адресатом был известный всему миру человек — дважды Герой Советского Союза космонавт Георгий Гречко. Он же ведущий программы «Этот фантастический мир».

Прогнозы фантастов

Школьники 1970-х, которые и о Брэдбери то со Стругацкими только и услышали впервые в передаче, с тех пор «подросли», обзавелись внуками и взяли моду «умничать» и брюзжать. Дескать, спецэффекты были слабоваты даже и для застоя, а костюмчики инопланетян напоминали наряды из провинциальных ТЮЗов. Им возражали — да, это вам, конечно, не Голливуд. Зато были идеи, пророчества, наконец, сбывшиеся прогнозы фантастов-классиков! Например, не многие школьники тогда знали, что Герберт Уэллс предрек взрыв атомной бомбы за три десятка лет до Хиросимы, а Жюль Верн — полет на Луну — аж за сто лет!

Но все, кто спорит о достоинствах и недостатках «ЭФМ», враз смолкают при упоминании ведущего. Они дружно сходятся в том, что Гречко был главной находкой для того телешоу. С этим соглашался и Борис Стругацкий: «А вы не считаете, что все, что происходит в этой студии, уже фантастика? Ну начнем с того, что напротив меня сидит живой космонавт, герой фантастических романов моего детства…» Только вот остается вопрос, как вообще создателям программы (сценаристам Людмиле Ермилиной, Андрею Костенецкому и режиссеру Тамаре Павлюченко) удалось «заманить» на ТВ человека такого ранга. У Гречко день был расписан по минутам — подготовка новых космонавтов; руководство лабораторией Института физики атмосферы; постоянные поисковые экспедиции, а в 1985 году его третий космический полет. А тут еще в общем-то детская передачка, которая даже и в прайме не шла…

«Хочу сам увидеть инопланетян!»

Георгий ГречкоДело в том, что Георгий Гречко с детства увлекался идеями контакта с внеземными цивилизациями и мечтал, как сам говорил позже, «увидеть инопланетян». Уфология в 1970-е не так чтобы жестко преследовалась, но явно не поощрялась для широких масс населения. Людям объясняли, что НЛО не существуют, это, мол, вражеская пропаганда или просто чушь. Но в 1980-е мы даже, можно сказать, опередили Америку в вопросах демократии и гласности, а с экрана многие ведущие несли все подряд…

Но только не Гречко. Он «признался» ребятам-зрителям, что сам еще в школе в родном Ленинграде носился с идеей, что Тунгусский метеорит был не чем иным, как инопланетным кораблем. Пытался даже вычислить по карте, как попасть на место его падения… И ведь попал! Только лет 20 спустя. Денег на экспедицию дал сам Сергей Королев! «Мы буквально-таки заставили его поверить в катастрофу марсианского корабля, — рассказывал Гречко школьникам. — Сам я был в тайге шерпом — рабочей силой. У нас были вертолет и акваланги для погружения в таежное озеро в поисках обломков звездолета». Увы, тогда так ничего и не нашли в районе реки Подкаменная Тунгуска, но Гречко не сдался и продолжал верить, что «космос кишит пришельцами!».

Когда он рассказывал, как искал следы гуманоидов в песках Синая, в пирамидах Египта и Мексики и на Кольском полуострове, дети звали к телевизорам родителей. А те зависали у экранов, пытаясь понять, чем была примечательна надгробная плита с «астронавтом» из пирамиды майя в мексиканской Паленке. «Мы сегодня на корабле лежим в такой же позе, — объяснял Георгий Михайлович. — Если бы легли иначе, то во время перегрузки у нас кровь приливала бы к голове или, наоборот, отливала от нее. И поэтому кресла установлены под определенным углом. И на рисунке майя угол тот же самый! Переплетение труб и языки пламени внизу «ракеты» — это будто чертеж двигателя». Такие откровения от человека, говорящего от себя без ссылок на чужие мнения и цитаты, конечно же, были интересны и для детей, и для взрослых. Так передача стала модным в 1980-е «программным продуктом для семейного просмотра». И это было в ней главным.

«Возьмешь в руки  -маешь вещь»

Георгий Гречко говорил: «Передача делалась на чистом энтузиазме — денег на нее практически не давали, камеру и студию предоставляли, только когда они никому не были нужны. Тем не менее нам удавалось привлекать превосходных актеров — у нас были и Смоктуновский, и Богатырев, и Каюров, и Яковлев, и Марцевич… Платили им немного, но за счет того, что мы отбирали для экранизаций очень хорошие рассказы, они соглашались…» Эпизоды из антиутопий «451 градус по Фаренгейту» Брэдбери и «Уровень шума» Джоунса снимали не в студии, а… за ее дверью в помещениях «Останкино», «загримированными» художниками-постановщиками под американские интерьеры. Командного пункта космического корабля из антиутопий бывали аппаратные технического центра со множеством больших и малых экранов, осциллографов, светящихся кнопочек, рычажков и проводов с кабелями. Экономия очевидна!

Но важнее было другое. Например, чего стоил рассказ Гречко о разговоре со вторым из землян, вступивших на Луну, астронавтом Базом Олдрином. Это вообще произвело фурор средь зрителей. При встрече Георгий Михайлович отвел американца в сторону и спросил: «Теперь, Баз, раскалывайся. Когда вы сели на Луну, вы сказали: «А они уже здесь!» Кто это «они»?» Американец отрицал: «Да нет, сказали: «Мы уже здесь!». «А еще там с вами разговаривали не то какие-то огненные шары, которые катались по Луне, не то ангелы. И вы на чистом английском с ними общались». Он на меня так подозрительно посмотрел, — вспоминал Гречко, — и даже сделал шаг назад: «Да нет, этого не было…»»

Кстати, версии о том, что высадка американцев на Луне — инсценировка и фальсификация, Георгий Михайлович отрицал. «Наши радисты приняли их телесигнал оттуда, а не из Голливуда, передали его на Шаболовку, а мы, космонавты, уже сидели в студии и наблюдали прямой телерепортаж с земного спутника…» — говорил он обычно. Пустые слухи Георгий Михайлович вообще не любил. Так и по поводу собственных полетов и светящих точек непонятного происхождения, которые «двигались среди звезд и даже вроде бы совершали маневры», домыслов не допускал. Ведь это могли быть и пылинки, отставшие от обшивки советского корабля, и бак мусора с МКС, еще не сгоревший в атмосфере…

«Я русский человек, — говорил Гречко. — Мне надо убедиться самому: пощупать руками, разобрать, заглянуть внутрь. Как говорят на Украине: «Визьмешь в руки — маешь вещь»». До самой своей смерти в 85 лет этот энтузиаст повторял: «И еще я убежден, что они вернутся… «Боги» прилетят и приблизят нас к себе или, наоборот, устроят нам потоп в противном для них случае». Но, мечтая «дожить до контакта с другими цивилизациями», Гречко всегда оставался бескомпромиссным и до скрупулезности точным в отборе фактов. Редкая смесь романтики и прагматизма — ценное качество для человека и бесценное для телеведущего. Может, потому он и вел «Этот фантастический мир» целых 11 лет. Хотел влиять На новое поколение, подготовить своих зрителей к новым реалиям и убедить, что не надо расставаться с мечтами. Они ведь иногда и сбываются…

Людмила МАКАРОВА

 

ШЕКЛИ ЗА ВОДКУ

«Многие нам помогали абсолютно бесплатно», вспоминала режиссер-постановщик Тамара Павлюченко. Чтобы изобразить погружение под воду по рассказу «Мятеж шлюпки» Шекли, попросили барокамеру у медицинского НИИ, а корабль — у института океанологии. После съемок в Феодосии расплатились с некоторыми тремя бутылками водки.

Загадки истории » Искусство и телевидение » «Космос кишит пришельцами»

, , , ,   Рубрика: Искусство и телевидение 14 раз просмотрели

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:27. Время генерации:0,663 сек. Потребление памяти:8.71 mb