Красный «Геракл»

Автор: Maks Окт 18, 2022

Наше общество привыкло к мысли, что самые лучшие технологии — продукт Запада, и даже не допускает мысли о том, что все может быть иначе. Но история говорит о том, что Запад не чурается и копировать, и красть технологии по всему миру. В лихие 90-е США «позаимствовали» у СССР массу секретных разработок, но воплотить их в тот результат, что задумали советские конструкторы, янки не удалось.

11 июля 2021 года американский корабль VSS Unity впервые облетел Землю с четырьмя людьми на борту. Уникальность полета заключалась в том, что американцы создали ракетоноситель для Unity на основе советского триплана «Геракл».

Американский «плагиат»

Имя американского миллиардера Ричарда Брэнсона известно не так широко, как Илона Маска, но в сфере космических разработок этот человек сделал немало. Свои капиталы он направил на разработку технологий для туристических полетов на околоземной орбите. В итоге в июле 2021 года миллионер на аппарате VSS Unity совершил первый суборбитальный полет. Его космолет долетел до границы с космосом, а пассажиры увидели Землю с высоты 86 километров.

Презентация успеха частного полета в космос обошла все мировые СМИ. Возможно, поэтому на волне этого успеха американцы запланировали отправлять к верхним слоям атмосферы всех желающих. Правда, за это придется немало заплатить — примерно 250 тысяч долларов за час полета. Позднее такса была увеличена до полумиллиона долларов. Тем не менее компания Брэнсона уже продала несколько сотен билетов по цене от 100 тысяч до 10 миллионов «зеленых». Возможно, возымело эффект и рекламное видео, где сам Брэнсон и члены экипажа наслаждаются невесомостью.

Полет на орбиту происходил по классической схеме: ракетоноситель выводил на орбиту модуль с астронавтами, а затем происходила отстыковка. Ракетоноситель, который доставил ракетоплан на высоту 15 тысяч метров, Брэнсон назвал в честь своей матери — Eve. После набора высоты от него отделился модуль Unity с людьми на борту и самостоятельно полетел к границе с космосом. Впрочем, по мнению российских специалистов, американская капсула только приблизилась к границе космоса, не переходя в него. И все же на Западе это достижение было представлено как прорыв в технологиях освоения космоса. Также американцы забыли упомянуть, что двухфюзеляжный самолет-носитель Eve был создан американцами не с нуля, а на основе советских разработок прошлого века.

«VMS Eve от компании Ричарда Брэнсона — это попытка скопировать самолеты советских ученых. Он значительно отличается от наших типов самолетов — грубо говоря, как комар от птеродактиля», — прокомментировала аппарат российский физик Анна Белова.

Мог поднять 500 тонн!

Американский VMS-EveВ СССР самолеты с огромной грузоподъемностью впервые стали конструировать в КБ Туполева вскоре после Великой Отечественной войны. Именно такая конструкция обеспечивала дальность полетов и высокую грузоподъемность. Проще говоря, в Кремле не исключали вероятность войны с США, и нужен был летательный аппарат, способный доставить различные грузы — от пяти танков и батальона солдат до ядерной бомбы.

В 1960-е разработку «самолета-тяжеловеса» передали в бюро Владимира Мясищева. Талантливый авиаконструктор подошел к заданию творчески, решив спарить два фюзеляжа бомбардировщика ЗМ. Для увеличения грузоподъемности самолет укомплектовали восемью моторами, а в центре решили установить крепление для космического корабля или атомной боеголовки. Правда, в это время военные отдавали предпочтение ракетам, и разработка уникального самолета шла не так быстро.

К середине 1970-х, когда необычный летательный аппарат был почти готов. Советский Союз достиг ряда договоренностей с США о смягчении напряженности. Тому способствовали встречи Леонида Брежнева с президентом США Джеральдом Фордом, после которых советский лидер приказал «заморозить» разработку ряда оборонных проектов. Среди них был и самолет Мясищева. К сожалению, конструктор так и не увидел свое детище в полной красе, в 1978 году он скончался.

После смерти руководителя конструкторское бюро Мясищева передали в ведение НПО «Молния» — крупнейшего предприятия космической отрасли. В то время конструкторы «Молнии» были заняты разработкой проекта многоразового космического корабля «Буран». Готовые разработки «тяжеловеса» из КБ Мясищева пришлись очень кстати. Новый вариант назвали «Молния-1000», а самый его грузоподъемный вариант получил говорящее имя «Геракл». У него была фантастическая грузоподъемность в 500 тонн. Несмотря на то что в «Молнии» опирались на разработки предшественников, группа конструкторов под руководством Глеба Лозино-Лозинского привнесла и много нового.

Так, новый самолет «Геракл» имел новаторскую двухбалочную схему триплана с подвеской груза между фюзеляжем под центропланом. Использование несущих качеств всех плоскостей триплана распределяло нагрузки на конструкцию и обеспечивало уменьшение габаритов и массы самолета по сравнению с традиционными схемами. «Геракл» мог транспортировать на внешней подвеске и крупногабаритные грузы (до 500 тонн), и пассажирские модули вместимостью до 1200 человек. Также предполагалось, что «Геракл» может стать носителем для запуска орбитальных ступеней авиационно-космических систем, таких как МАКС.

Интересно, что при сравнимых габаритах грузоподъемность «Геракла» в полтора раза выше, чем у известного Ан-225 «Мрия» из КБ Антонова. К тому же на «Геракле» имелась система подъема и опускания грузов, которая серьезно упрощала операции погрузки и разгрузки без использования подъездных кранов. Самолет-силач мог взлетать с аэродромов 1 -го класса с доработанными рулежными дорожками и даже внеклассных аэродромов. При использовании пневматиков низкого давления «Геракл» мог садиться и на подготовленные грунтовые аэродромы.

Не хватило денег

В отличие от «Мрии», являющейся самым большим и грузоподъемным самолетом за всю историю мировой авиации, «Геракл» в производство так и не пошел. Причиной тому стали негативные процессы в СССР. Банально на уникальный триплан у государства не хватило денег. А ведь на нем можно было еще и заработать. Как считают эксперты, в случае если бы «Геракл» пошел в производство, ракетоноситель для «Бурана» — «Энергия», стоившая стране миллиарды рублей, — не понадобился бы. «Геракл» мог бы вывести по весу пять «Буранов» одновременно.

Как говорится, если где-то убыло, то где-то прибыло. Если присмотреться, ракетоноситель Брэнсона VMS Eve очень смахивает на «Геракл», но в сильно урезанном виде. Зато другая американская разработка, двухфюзеляжный самолет Stratolaunch Model 351, представленный в мае 2017 года для запуска ракеты «Пегас», на «Молнию-1000» походит гораздо сильнее. Высота запуска, масса полезной нагрузки, тип грузов — от одной до трех средних ракет — все очень близко. При этом полет с максимальной массой полезной нагрузки у Stratolaunch составляет 3500 километров, в то время как «Молния-1000» могла пролететь 3100 километров. Но надо учитывать, что между двумя разработками прошло 30 лет, а технологии не стоят на месте. А вот по грузоподъемности «Геракл» так и остался недосягаем — его «потолок» равнялся 500 тоннам, в то время как у американцев он составляет 340 тонн.

Пентагон планирует использовать Stratolaunch в качестве носителя гиперзвуковых летательных аппаратов. Впрочем, все цели нового воздушного силача янки не озвучивают, хотя экспертам они и так понятны. Разработки в России новых самолетов на базе этого уникального аппарата тоже ведутся, но в связи с секретностью оглашать эти данные власти пока не торопятся.

Алексей АНИКИН

  Рубрика: Война и политика 355 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:44. Время генерации:7,796 сек. Потребление памяти:9.69 mb