Крепость на колёсах

Автор: Maks Ноя 13, 2021

Бронепоезда времен Гражданской войны вошли в легенду — о них сочиняли книги и слагали песни. Но первый бронепоезд появился в России гораздо раньше.

КИТАЙСКИЙ ДЕБЮТ

Впервые артиллерию поставили на железнодорожные платформы северяне во время Гражданской войны в США. И сделал это русский эмигрант Иван Турчанинов. А настоящие бронепоезда сконструировали англичане, когда воевали с бурами. Железнодорожные составы, вооруженные пулеметами и перевозившие большие отряды солдат, позволяли эффективно бороться с бурскими партизанами.

Первый русский бронированный (тогда в ходу было и другое название — «блиндированный») поезд родился, как ни странно, в Китае, где русская армия занималась подавлением восстания ихэтуаней («боксеров»).

В конце мая 1900 года ихэтуани заняли китайскую часть города Тяньцзиня. Сопротивление восставшим могли оказывать лишь несколько десятков русских моряков, взвод казаков и иностранные волонтеры. Естественно, этого было мало для защиты европейской части Тяньцзиня.

Русское командование немедленно направило помощь — отряд полковника Анисимова. Это отряд занял порт Тангу и захватил там несколько поездов, которые начали спешно перебрасывать войска на помощь осажденным.

На следующий день в Тяньцзине насчитывалось уже 2500 европейских солдат. Но необходимо было обеспечить их связь со стоявшей на рейде эскадрой. Для этого спешно соорудили вооруженный поезд, на котором находились русские моряки.

Поезд курсировал по железнодорожной ветке вплоть до полного разгрома повстанцев под Тяньцзинем. Экипаж этого импровизированного бронепоезда насчитывал около 200 человек. Вагоны и паровоз были дополнительно обшиты листовым железом, которое надежно защищало от пуль и картечи. Вооружение составляли в основном амбразуры для стрелкового оружия, впрочем, имелось и два пулемета.

Ихэтуаням (большинство из них были застрявшими в Средневековье крестьянами) огромный, неуязвимый для пуль и пышущий дымом локомотив казался драконом из древних легенд, и они разбегались уже от одного слуха о его приближении. Впрочем, тогдашний бронепоезд предназначался в первую очередь для перевозки войск, а не для самостоятельного боя.

КОРОТКАЯ ЖИЗНЬ «ХУНХУЗА»

Хотя первый опыт применения бронепоездов оказался успешным, об этом изобретении в российской императорской армии благополучно позабыли. Вспомнить заставила только Первая мировая война. Тогда за создание бронепоездов принялись во многих воюющих странах — в Германии, Франции, Австро-Венгрии, Италии.

В России первый бронепоезд поставили на рельсы 1 сентября 1915 года. В память о китайских событиях он получил имя «Хунхуз» — так называли лихих бандитов и налетчиков в Маньчжурии.

Сердцем и мускулами бронепоезда стал закрытый броней российский паровоз серии «О». В отличие от стандартных локомотивов того времени он мог размещаться не только в начале, но и в середине состава.

Помимо паровоза, бронепоезд включал в себя две бронеплощадки. На каждой из них была установлена башня с 76-мм пушкой, а также пулеметный каземат с 12 пулеметами. Толщина брони «Хунхуза» на разных участках составляла от 12 до 16 мм.

Команда бронепоезда состояла из пулеметного, артиллерийского и технического взводов. Командир обычно размещался в специальной наблюдательной башенке на корпусе бронепаровоза. Оттуда он мог отдавать команды, используя рупор внутренней связи (как на корабле) или же особый электрический пульт (в этом случае включались в определенной последовательности разноцветные лампочки).

Бронепоезд «Хунхуз»Служба бронепоезда «Хунхуз» оказалась яркой, но недолгой. Он погиб во время боевой операции в районе железнодорожной станции Рудочка 24 сентября 1915 года. На этом участке фронта австро-венгерские войска то ли по небрежности, то ли от излишней самоуверенности не потрудились разрушить железнодорожную ветку, идущую от русских позиций прямо через передовую. Ранним утром в предрассветном тумане бронепоезд подкрался к линии австрийских окопов и открыл огонь из всех орудий.

«Хунхузу» удалось обратить в бегство первую линию обороны противника, но вскоре австрийцы обрушили на бронепоезд шквальный артиллерийский огонь. Снаряды разворотили железнодорожное полотно, и «Хунхуз» превратился в малоподвижную мишень. За час по нему было выпущено более 70 снарядов.

Первое успешное попадание разворотило головную бронеплощадку, где погибли командир артиллерийского взвода и четверо солдат. Затем была повреждена кормовая часть и, наконец, пробит котел паровоза, что окончательно вывело бронепоезд из строя.

Раненый командир «Хунхуза» поручик Крапивников отдал приказ бросить состав. Уцелевшим солдатам и офицерам с большим трудом и с потерями удалось пробиться к своим. А подбитый бронепоезд остался на нейтральной полосе. Его вернули летом 1916 года во время наступления Юго-Западного фронта. Но выяснилось, что восстановить бронепоезд невозможно, и он пошел на слом.

«ГЕНЕРАЛ АННЕЦКОВ» ПРОТИВ АВСТРИЙЦЕВ

«Хунхуз» погиб не напрасно. Первый опыт боевого применения бронепоезда был учтен при строительстве следующих составов.

Бронепоезд «Генерал Анненков», созданный по проекту штабс-капитана Пилсудского, был снабжен более толстой броней — до 20 мм, а также особым амортизирующим подбоем из пробки и войлока. В качестве основного вооружения служило трофейное 78-мм австрийское орудие, которое благодаря системе зубчатых передач могло поворачиваться на 360 градусов силами одного человека. Кроме того, в башнях и амбразурах находилось 8 пулеметов.

На бронепоезд стали смотреть, как на морской корабль: он должен иметь возможность действовать автономно. Поэтому «Генерал Анненков» располагал внушительным складом боеприпасов, а также запасом провизии и воды на несколько дней.

Еще одним новшеством этого бронепоезда стали специальные проходы между корпусом и броней. В случае необходимости команда могла, не выбираясь наружу под огонь противника, свободно передвигаться по всему составу. Экипаж бронепоезда составляли трое офицеров и 50 солдат.

В первый бой «Генерал Анненков» вступил летом 1916 года. 19 июля командир бронепоезда получил приказ поддержать наступление 75-го Севастопольского пехотного полка. Подойдя на максимально близкое расстояние к позициям австро-венгерской пехоты, «Генерал Анненков» открыл убийственный огонь из пушек и пулеметов.

Менее чем за 40 минут бронепоезд израсходовал 283 снаряда и около 15 тысяч патронов. Первые линии австрийских окопов на участке обстрела были буквально сметены. Благодаря огневой поддержке бронепоезда 75-й Севастопольский пехотный полк прорвал австро-венгерские позиции и продвинулся вперед. Это была первая из многих успешных операций «Генерала Анненкова».

ФИНСКАЯ ЛОВУШКА

Осенью 1917 года на станции Бологое бронепоезд «Генерал Анненков» перешел в руки революционных матросов под командованием большевика Федора Раскольникова и продолжил службу уже под красным знаменем. При этом командир матросов без ложной скромности переименовал бронепоезд в свою честь.

В 1918 году бронепоезд РККА «Имени Федора Раскольникова» был направлен на помощь красным в Финляндии. Но 24 апреля белофинны устроили ему засаду, заманив в тупиковую ветку и взорвав пути позади состава. Противник специально выбрал это место, где мог занять позиции на возвышенностях, куда пушки бронепоезда не добивали, а пулеметам не хватало угла подъема.

Экипаж отбивался до последнего патрона и был вынужден сдаться только под угрозой подрыва вагонов с помощью взрывчатки. Бронепоезд «Имени Федора Раскольникова» (бывший «Генерал Анненков») так и остался на вооружении финской армии.

Перевооруженные и модернизированные вагоны служили финнам вплоть до 1944 года. Сегодня единственный сохранившийся броневагон можно увидеть в музее бронетехники города Парола.

Подводя итоги, можно сказать, что первые бронепоезда были настоящими крепостями на колесах. Многотонные стальные монстры обладали огромной по тем временам боевой мощью. Но было у них и множество недостатков. Передвигались они не так быстро (около 50 км/ч), как хотелось бы военным. Кроме того, из-за больших размеров и огромных клубов паровозного дыма бронепоезда были слишком заметны для противника. А привязка к железнодорожным путям делала их слишком уязвимыми для артиллерийского огня или диверсий.

В условиях позиционной войны бронепоезда не смогли проявить себя лучшим образом. Совсем другое дело, когда им приходилось сталкиваться с неорганизованными частями противника, у которых не было мощной артиллерии и не имелось четкой слаженности действий. А именно так и происходило в ходе Гражданской войны в России. Тогда-то «стальные драконы» и показали всю свою мощь. Нередко одним своим появлением они меняли ситуацию на многокилометровых участках фронта. Но это уже совсем другая история.

Дмитрий ШУХМАН

Загадки истории » История оружия » Крепость на колёсах

, , ,   Рубрика: История оружия 104 раз просмотрели

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:35. Время генерации:0,755 сек. Потребление памяти:12.79 mb