Личный вертолётчик Сталина

Автор: Maks Июл 21, 2021

Вертолеты ОКБ Миля стали визитной карточкой советской и российском авиации. Эти надежные и неприхотливые машины спасали жизни больным и травмированным на Крайнем Севере, доставляли в тайгу грузы и пожарных, а военные вертолеты служили залогом мира и наводили страх на врагов. И за каждой из этих машин стоял конструкторский гений Михаила Миля — человека, который посвятил винтокрылым созданиям всю свою жизнь.

Михаил Миль родился в 1909 году в Иркутске; мать была врачом-стоматологом, отец — железнодорожником. Миль с юности интересовался авиацией, в 17 лет поступил в Томский технологический институт, но был отчислен за «непролетарское происхождение». Год ему пришлось «зарабатывать» пролетарскую биографию в кожевенной мастерской, а затем он перевелся в Донской политехнический институт.

В Москву за мечтой

Выбор был обусловлен наличием в вузе аэродинамической трубы, в которой Миль испытал конструкции летательных аппаратов. В 20 лет Миль увлекся конструированием автожиров — легких аппаратов, использовавших в качестве подъемной силы винты, и занялся разработкой теории полета. Даже на практику Миль напросился в московский ЦАГИ — к еще одному знаменитому советскому конструктору Николаю Камову. На практике Миль помогал разрабатывать первый советский автожир КАСКР-1. Сюда же, в ЦАГИ, Миль пошел работать после выпуска, хотя распределили его совсем в другое место — в Таганрог.

В ЦАГИ Миль стал авиаконструктором и ученым-теоретиком и в 1945 году стал доктором технических наук. Во время войны участвовал в доработке штурмовика Ил-2, изучал сваливание самолетов в штопор, занимался испытаниями автожиров А-7, которые использовались в тылу.

Михаил МильБрать в руки оружие ему приходилось поневоле — однажды немцы прорвали линию фронта и возникла опасность, что автожиры попадут в руки к фашистам. Миль сумел предотвратить панику, организовал оборону и вывоз автожиров дальше в тыл. Винтокрылые машины немцам не достались.

Тяга к открытому небу

Только в 1947 году в СССР обратили внимание на разработку вертолетов — в США к этому времени геликоптеры уже получили большое распространение.

Оказалось, у Миля уже был готовый проект вертолета, который пустили в серию под названием Ми-1, на этой машине было поставлено 20 мировых рекордов. На годы вертолет стал основной учебной машиной для советских пилотов. Но главную славу Милю принесли средние и тяжелые вертолеты.

Уже в 1951 году лично Сталиным был одобрен проект десантного вертолета Ми-4, который пошел в серию, а конструкторское бюро Миля стало заниматься разработкой средних, тяжелых и сверхтяжелых машин.

Одной из самых замечательных разработок Миля стал вертолет Ми-6 массой в 42,5 тонны. Эта «вертушка» могла перевозить до 12 тонн груза и развивать скорость до 320 километров в час. На Ми-6 было поставлено 16 рекордов по подъему грузов на максимальную высоту, а однажды груз в пять тонн был поднят на высоту 5584 метра.

Но настоящим гигантом стал Ми-12, который 6 августа 1969 года поднял груз в 44,205 тонны на высоту 2255 метров, установив мировой рекорд, который и сейчас не побит. Этот вертолет предназначался для перевозки межконтинентальных ракет.

Самым массовым вертолетом Миля стал многоцелевой Ми-8, который эксплуатируется до сих пор. Его применяют в гражданской авиации и ВКС России.

До сих пор на вооружении состоит еще одна легенда русской авиации — ударный вертолет Ми-24, который прозвали «Крокодилом». Его модификации до сих пор покупают у России армии других стран.

Уже после смерти конструктора, которая произошла в 1970 году, в небо поднялись другие вертолеты, разработанные его КБ, — ударный Ми-28, многоцелевые вертолеты Ми-26 и Ми-38.

Сослуживцы отзывались о Миле как об очень ранимом человеке, который тяжело переживал неудачи. О том, что у Миля, создававшего внушающие страх машины, была чуткая душа художника, говорило и его хобби: конструктор увлекался живописью и любил писать нежные этюды акварелью.

Александр ЛАВРЕНТЬЕВ

Загадки истории » Гениальные изобретения » Личный вертолётчик Сталина

, , ,   Рубрика: Гениальные изобретения 104 раз просмотрели

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:35. Время генерации:1,613 сек. Потребление памяти:11 mb