Мечтай, турист!

Автор: Maks Апр 5, 2021

ВАЗ-2121 «нива» — легенда советского автопрома, первый гражданский внедорожник потребительского класса, созданный в СССР, предмет вожделения для любителей дикого отдыха, рыбаков и охотников. «Нива» вышла ив цехов ВАЗа больше 40 лет назад, но до сих пор пользуется популярностью у автолюбителей.

История ВАЗа-2121 началась в 1970 году, когда председатель Совета министров СССР Алексей Косыгин обратился к ведущим автозаводам с заданием начать проектирование легкового автомобиля высокой проходимости. Лучше всего с задачей справился ВАЗ. Уже в 1972 году был создан и испытан прототип, через два года начались испытания предсерийных образцов, и в апреле 1977 года вышла в свет первая серийная «нива».

Королева бездорожья

Советский джип имел трехдверный кузов характерного, легко узнаваемого абриса. Пассажирам, сидящим сзади, было немного тесновато, а чтобы занять свои места, приходилось откидывать спинку переднего сиденья, но не избалованных комфортом советских охотников и рыбаков неудобства не смущали.

В целом же машина обладала совершенно прорывной схемой. Это сегодня компактный внедорожник с пружинной подвеской, постоянным полным приводом и несущим кузовом воспринимается как норма. А в 1970-х все это было открытием. Пропорции и геометрия делали «ниву» очень устойчивой. ВАЗ-2121 отлично вел себя в условиях плохих дорог или бездорожья и был достаточно комфортен. В СССР его называли «председательской машиной» и широко использовали как служебный транспорт в селах и колхозах, хотя для перевозки грузов она не очень подходила.

«Нива» стоила несколько дороже, чем «жигули» или «москвич», но советского потребителя соотношение цены и качества устраивало. Более того, вездеход из СССР заинтересовал и зарубежного покупателя. Практичный, надежный и достаточно бюджетный внедорожник покупали в Европе, Азии, Латинской Америке, Африке. Англичане приобретали «ниву» для полиции. Специально для Великобритании и Японии Волжский автозавод выпускал «нивы» с правым рулем. В странах соцлагеря даже занимали очередь на покупку популярного автомобиля.

По полям, по горам

ВАЗ 2121 «Нива»Кстати, модификации «нивы» выпускались не только для заграницы. Два проекта разрабатывались еще в 1970-х. Это были плавающий автомобиль-амфибия ВАЗ-2122 для военных и микрогрузовичок «капрал». К сожалению, обе разработки остановились на стадии экспериментального образца. До 1990-х «нива» доехала без изменений, потом появился ВАЗ-21215 Lada с дизельным двигателем, ВАЗ-21213 «тайга» и еще ряд модификаций с разным количеством дверок и разным размером кузова.

Репутацию «ниве» создавали и ее спортивные достижения. С начала 1980-х русские внедорожники участвовали в различных пробегах. Ралли «Алжир», ралли «Камерун», супермарафон «Париж — Дакар», ралли «Тунис», новозеландский триал «Вэлли»… Победы сыпались одна за другой. На ралли Фараонов «нивы» неоднократно занимали весь подиум. После побед на австралийских ралли-рейдах «Маквей-1000» и «Вин-сафари» поставки «нивы» в Австралию увеличились вдвое.

Были у «нив» и другие впечатляющие рекорды. В 1998 году автомобиль своим ходом поднялся на Эверест до базового лагеря на высоте 5200 метров, а годом позже на Тибетском плато в Гималаях покорил отметку 5726 метров. Англичане пытались побить рекорд на Эльбрусе, однако их «лендровер» сам до рекордной точки не добрался и был поднят туда тросами и лебедками.

Нельзя не упомянуть и покорение Северного полюса. В назначенную точку Арктики «ниву» сбросили на парашютах, она удачно приземлилась, завелась и дошла до макушки Земли. Другая «нива» прижилась в Антарктике. В 1990 году ее доставили на станцию «Беллинсгаузен» по просьбе российских полярников. Первый год на автомобиле работал заводской испытатель Николай Макеев, позже вездеход остался в распоряжении работников экспедиции и эксплуатируется по сей день.

И пусть кто-то брюзжит, что «Нива» морально устарела, назло критикам у этого автомобиля есть два важных качества: надежность и бойцовский характер. Быть может, потому советская «нива» до сих пор так любима простыми автовладельцами.

Евгений ЗИМИН

  Рубрика: Назад в СССР 513 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:44. Время генерации:0,282 сек. Потребление памяти:9.66 mb