Монстр испанского короля

Автор: Maks Сен 13, 2022

В Мадриде, в музее Прадо, можно увидеть две довольно интересные работы художника Хуана Карреньо де Миранды, написанные во второй половине XVII столетия. Называются эти полотна «Монстр одетый» и «Монстр раздетый», вот только никаких чудовищ на них нет. Напротив, на картинах мастер изобразил очень полную, но довольно симпатичную девочку, а потому осталось разобраться: как же эта малышка вдруг стала «монстром».

Девочка, рожденная в церкви

Девчушку, изображенную на знаменитых полотнах Карреньо де Миранды, звали Евгения Мартинес Вальехо, и историю ее жизни трудно назвать счастливой. Известно, что пухлая малышка была дочерью очень бедных родителей, живших в маленькой испанской деревушке Мериндат-де-Монтия. Если верить некоторым историческим источникам, появилась девочка на свет в… церкви. Во время мессы у матери крохи отошли воды, после чего она разрешилась от бремени тут же, в божьем доме. Существует мнение, что именно поэтому малышка и получила свое имя — Евгения, в переводе с греческого «благородная, с хорошими генами».

Так или иначе, а младенец весьма порадовал родителей: Евгения была пухленьким ребенком с хорошим аппетитом и обещала вырасти крепкой. Стандарты красоты того времени требовали, чтобы девушки были упитанными, так как у полной красотки больше шансов найти хорошего жениха. Ведь пышные формы считались первым признаком плодовитости, а порою и богатства.

Однако с течением времени у отца и матери Евгении становилось все меньше поводов для радости. Аппетит девочки им начал внушать опасения, а сама малышка стремительно набирала вес. Так, когда ей исполнился год, Евгения весила уже 20 (!) килограммов, и с каждым месяцем эта цифра катастрофически увеличивалась. Что и говорить, даже при всем уважении к полноте в те далекие годы формы малышки вызывали у людей недобрые насмешки. Когда же девочке исполнилось шесть лет, ее вес стал просто пугающим — 70 килограммов. И тут родители пышнотелой дочери получили весьма интересное приглашение.

«Люди для удовольствия»

Однажды в дом, где жила семья Мартинес Вальехо, пришел королевский гонец, который передал родителям маленькой толстушки нарядное платье для дочери и приглашение во дворец его величества. Естественно, от такой чести отказываться было нельзя, и вскоре Евгения предстала перед Карлом II.

Осмотрев девочку со всех сторон, правитель сообщил ошарашенным родственникам девочки, что теперь он лично будет заботиться о малышке, так как берет ее на свое попечение. Однако не надо думать, что этот поступок был продиктован исключительно человеколюбием. Дело в том, что слава о тучности шестилетнего ребенка облетела всю округу и достигла королевских покоев. А монаршие особы и их вельможи любили окружать себя людьми с нестандартной внешностью: карликами, уродцами и даже психически больными. Известно, что батюшка Карла II, Филипп IV, держал во дворце более сотни лилипутов, на которых ввел моду в светских кругах. Именно с подачи этого владыки «нестандартные» подданные становились желанным подарком для любого вельможи или великосветской дамы. Причем у несчастных «игрушек» даже было свое название gente de placer, что можно перевести на русский язык как «люди для удовольствия».

Вот и несчастной Евгении пришлось развлекать его величество, а вскоре при дворе она и получила свое прозвище — Монстр. Хотя, справедливо будет заметить, эта кличка более подходила самому правителю испанского королевства. Ведь благодаря близкородственным бракам своих предков Карл II поражал подданных врожденными уродствами, а его внешность, мягко говоря, сложно было назвать привлекательной. Но отдавая дань моде, он все же ввел Евгению Мартинес в штат «людей для удовольствия», и теперь она была должна развлекать как самого короля, так и его приближенных.

Придворный живописец

Евгения Мартинес Вальехо. Монстр раздетыйСудя по всему, пухленькая девочка быстро стала любимицей Карла II, не случайно он в 1671 году заказал у своего придворного художника Хуана Карреньо де Миранды сразу два ее портрета. Однако прежде всего здесь следует рассказать немного о судьбе этого живописца.

Известно, что происходил дон Хуан из знатной дворянской семьи, жившей в городе Авилесе (провинция Астурия). Когда мальчику исполнилось 11 лет, его отец овдовел, после чего перебрался с сыном в Мадрид. Здесь юный Хуан против воли своего родителя (труд художника тогда считался для дворян неприличным) решил заняться живописью и поступил учеником в мастерскую прославленного мастера Педро де Лас Куэваса. Окончив обучение, Карреньо де Миранда стал писать картины преимущественно на религиозные темы, так как именно этот жанр тогда был в приоритете в Испании.

Спустя еще несколько лет живописцу стали поступать заказы от знатных вельмож, и в 1669 году он стал придворным художником. Карл II очень уважал Хуана, сохранилось немало портретов короля и его близких, написанных Карреньо де Мирандой. А потому не удивительно, что кроме своих парадных изображений его величество частенько заказывал живописцу и портреты любимцев — «людей для удовольствия».

Перед началом работы по указу правителя Евгении сшили особое богатое платье из пурпурной парчи с серебряными пуговицами, в котором девочка красуется на первой картине. А вот для второго портрета ребенку пришлось полностью раздеться, чтобы, по воле короля, изображать Бахуса, античного бога виноделия. Увы, сегодня эти изображения кажутся настоящим издевательством над несчастной крохой, однако в те далекие годы подобные полотна не шокировали ни зрителей, ни саму модель.

Тяжелая работа

Как бы там ни было, а жизнь Евгении во дворце нельзя было назвать счастливой. Трудно поверить, но за развлечение его величества королевский Монстр не получал ни гроша, хотя ее работа была нелегкой. Известно, что пухленькая девчушка являлась обязательной гостьей придворных вечеринок, где над ней жестоко подшучивали благородные дамы, да и мужчины не упускали случая высмеять несчастную малышку. Конечно, Евгению хорошо кормили и наряжали в дорогие платья, но бедный ребенок прекрасно понимал, что ее в любой момент могут выгнать на улицу, не заплатив ни копейки за ее нелегкий и унизительный труд. Но, судя по всему, этого не случилось. Известно, что скончалась Евгения Мартинес Вальехо в 1699 году, когда ей было чуть больше 20 лет. А спустя еще год умер и ее «благодетель» Карл II.

Сегодня некоторые специалисты считают, что бедная девочка страдала синдромом Прадера-Вилли — генетическим заболеванием, которое в конце концов и свело ее в могилу. Увы, в то время врачи еще не умели диагностировать эту болезнь и уж тем более лечить тех, кто ею страдал. Вот так и пришлось несчастной Евгении большую часть своей жизни «работать» королевским Монстром и развлекать высокородных кавалеров и дам, терпя от них всевозможные унижения.

Однако благодаря картинам Хуана Карреньо де Миранды история сохранила ее имя, и не только… В 1997 году, руководство города Авиласа, родины придворного живописца Карла II, заказало испанскому скульптору Амадо Гонсалесу Хевиа (также известному как Февила) бронзовую статую Евгении. Причем эта скульптура — копия ее изображения на портрете «Монстр одетый». Правда, эту свою работу скульптор дополнил изваянием маленькой мышки, которая пробегает у ног Евгении. Удивительно, но этот необычный памятник быстро стал очень популярным у туристов, его даже пытались несколько раз… украсть. Однако администрация города позаботилась о безопасности Евгении Мартинес Вальехо, и сегодня ее знаменитое изваяние можно назвать одной из главных достопримечательностей Авиласа.

Елена ТАНИНА

  Рубрика: Власть 170 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

SQL запросов:49. Время генерации:0,226 сек. Потребление памяти:9.35 mb