Наш ответ «Аполлонам»

Автор: Maks Авг 27, 2021

В 1969 году участники советской космической программы болезненно переживали поражение в «лунной гонке». Всего за пять месяцев на Луне побывали четыре американских астронавта — экипажи кораблей «Аполлон-11» и «Аполлон-12». По признанию руководителя подготовки космонавтов Николая Каманина, его коллеги стали «тушеваться перед американскими успехами в космосе». Реванша СССР добился только в 1970 году, когда на грунт естественного спутника Земли выехал воспетый Владимиром Высоцким «любимый лунный трактор».

17 ноября 1970 года советские газеты вышли с огромными заголовками на первых полосах: «На Луне советский аппарат «Луноход-1″». Сообщалось, что в 6 часов 47 минут по московскому времени в Море Дождей совершила мягкую посадку автоматическая станция «Луна-17». А через два с половиной часа с посадочной ступени станции спустился по трапу аппарат «Луноход-1». Украшенный барельфом Ленина, луноход походил на металлическую черепаху или большую кастрюлю на колесах. Отъехав от станции на 20 метров, управляемый аппарат приступил к первым, как тогда писали, «небывалым экспериментам».

Технический прорыв

Блестящему полету «Луны-17» предшествовала многолетняя подготовка. Еще в 1958 году Сергей Королев в качестве одной из целей советской космической отрасли назвал доставку на Луну аппарата, управляемого с Земли. Великий конструктор всего месяц не дожил до успешного запуска станции «Луна-9», которая прилунилась 3 февраля 1966 года. Это был первый в истории космический беспилотный аппарат. В дальнейшем на Луну опустились аппараты «Луна-13» (в 1966 году) и «Луна-16» (в 1970 году). Но эти станции не могли послать на Землю ничего, кроме данных с места высадки. «Новым словом» в освоении Луны должен был стать движущийся луноход. Изготовить его поручили команде главного конструктора КБ им. Лавочкина Георгия Бабакина.

Задачу перед инженерами поставили так: «поменьше металла, побольше прочности, и притом побольше функций, которые может выполнять машина». Шасси лунохода решено было сделать из титанового сплава. Поначалу испытывался гусеничный принцип; но в итоге конструкторы отдали предпочтение колесам. Каждое из них снабдили пороховым зарядом, чтобы при застревании можно было взорвать валик моторного привода.

Запредельным для советской технической мысли стало и качество телерадиоаппаратуры лунохода. Ведь «лунному трактору» предстояло ловить команды на расстоянии 400 тысяч километров от Земли, а также передавать сигналы с шести телефотометрических камер, установленных спереди, сзади и сбоку корпуса.

Первый день

Запуск лунохода, как следует из дневников Николая Каманина, готовился еще в январе 1969 года. Но тогда «не срослось».

Только 10 ноября 1970 года с Земли стартовала ракета «Протон К/Д», которая вывела в космос «Луну-17» вместе с «Луноходом-1». Траектория полета пару раз корректировалась, и 15 ноября «Луна-17» вышла на орбиту естественного спутника Земли. Повращавшись больше суток, «Луна-17» пошла на снижение.

Но для советских граждан интереснее, конечно, были не подробности полета, а первые «шаги» «Лунохода-1». Сотрудники Центра дальней космической связи управляли лунной машиной почти как в компьютерной игре, правда, получая по одному кадру каждые 20 секунд.

«Это был странный способ управления, так как каждый раз на ВКУ [видеоконтрольном устройстве] появлялось изображение, которое не было похоже на предыдущее, — рассказывал водитель второй смены экипажа «Лунохода-1» Вячеслав Довгань. — Надо было хорошо вжиться в эту работу, чтобы ощущать движение лунохода как бы изнутри».

Как и предполагали ученые, лунный грунт по физическим свойствам оказался близок к земному вулканическому песку. «Ходить» по Луне оказалось даже проще, чем по лунодрому в Симферополе, на котором экипаж лунохода отрабатывал навыки управления.

Лавируя меж камней и кратеров, к 24 ноября луноход прошел первые 197 метров. Затем последовал перерыв на «лунную ночь». Хотя температура поверхности Луны упала до минус 150 градусов, механизмам и электросхемам ничего не грозило. На луноходе имелась особая атомная «печь», обогревавшая приборы теплом радиоактивных изотопов. Снаружи от перепадов температуры машину защищала экранно-вакуумная изоляция.

«Свой транспорт на Луне»

«Луноход-1»Буря восторгов вокруг лунохода поднялась почти такая же, как после полета Юрия Гагарина. «В пику» американцам советская пропаганда подчеркивала, что «автоматический лунный самоходный аппарат ведет исследования, не подвергая риску человеческую жизнь». Не назывались даже имена членов экипажа лунохода. «Главным героем» статей и телепередач стал сам «Луноход» — механический «представитель» всего советского народа.

«Мы теперь имеем на Луне свой транспорт, правда, не очень быстроходный, но все-таки на восьми колесах», — в шутку заявил Леонид Брежнев, выступая перед трудящимися Еревана 29 ноября 1970 года.

«Властители дум», приняв заказ партии, с энтузиазмом славили триумф советской техники. Характерны, например, строки поэта Анатолия Титова: «Робот, удивительно послушный, ходит по Луне, как человек». Но нашлись и скептики. Например, писатель Варлам Шаламов, узнав громкую новость, оставил в бумагах такую запись: «Луноход. Пятьдесят лет назад нам обещали гораздо большее».

Безжизненные лунные панорамы, снятые «Луноходом-1», действительно недолго восхищали советского обывателя. Да и сегодня куда интересней читать истории о том, как экипаж увидел на Луне камень, похожий на кирпич, или о том, как на 8 Марта колеса лунохода прочертили на реголите восьмерку.

И все-таки «лунный трактор» поработал не зря. Собранные им данные многое рассказали науке. Химический состав грунта подтвердил, что Море Дождей сформировано излияниями базальтовой лавы. На основе данных телеметрии исследователи составили топографические планы кратеров. Рентгеновский телескоп позволил увидеть излучения Вселенной, недоступные на Земле. А с помощью французского уголкового отражателя для лазерной локации было измерено точное расстояние от Луны до Земли.

Последний сигнал

Эпопею советского лунохода несколько «смазали» американцы, которые после полуторалетнего перерыва продолжили полеты на Луну. 5-6 февраля 1971 года по спутнику Земли «прогулялся» экипаж «Аполлона-14», состоявший из Алана Шепарда и Эдгара Митчелла. Увидеть луноход астронавты никак не могли, так как приземлились в кратере Фра Мауро в Море Познанном. Намного ближе к луноходу, на противоположной стороне Моря Дождей, 29 июля высадились Дэвид Скотт и Джеймс Ирвин, которые провели на Луне трое суток.

Тем временем гарантийные ресурсы аппаратуры лунохода иссякли. Погасла одна из телекамер. С марта уменьшился приток энергии от солнечной батареи, в июне начала «сдавать» аккумуляторная батарея.

14 сентября 1971 года связь с «Луноходом-1» установили в последний раз. Ожидалось, что аппарат «переживет» очередную лунную ночь и опять заработает. Но этого не случилось.

Когда 30 сентября Земля подала команду на включение систем, луноход «не проснулся».

«По всей вероятности, причиной прекращения работы систем «Лунохода-1» является израсходование ресурса изотопного источника обогрева в системе терморегулирования и уменьшение зарядной емкости аккумуляторной батареи», — отмечал академик Валерий Барсуков в книге «Передвижная лаборатория на Луне «Луноход-1».

«Луноход-1» навсегда остался на Луне, по поверхности которой он прошел почти 10 километров.

Остается добавить, что работающие ныне на Красной планете марсоходы «Кьюриосити», «Персеверанс» и «Чжужун», а также марсианский вертолет Ingenuity — прямые «потомки» первого советского лунохода.

Тимур САГДИЕВ

Загадки истории » Гениальные изобретения » Наш ответ «Аполлонам»

, , ,   Рубрика: Гениальные изобретения 122 раз просмотрели

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐



Best-Hoster.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:34. Время генерации:0,173 сек. Потребление памяти:9.07 mb