Очередь в рай

Автор: Maks Янв 27, 2021

Непременным атрибутом западной жизни, помимо кока-колы, кассетника «Сони» и автомобиля «Мерседес», советские граждане считали ресторан McDonald’s. Неудивительно, что его появление в Москве стало событием в жизни огромной страны.

Что могло быть такого притягательного в американских бутербродах бигмаках и сладкой газировке, чтобы за ними простоять трехчасовую очередь, да еще заплатить приличную сумму, эквивалентную ужину в ресторане вроде «Арагви»?! Впрочем, даже в «Арагви» не было такого уровня обслуживания, что удивил первых посетителей McDonald’s в январе 1990 года.

Лучшие из лучших

Несмотря на то что советские граждане благоволили к американским продуктам еще со времен ленд-лиза, переговоры по открытию ресторана McDonald’s в СССР были сложными. Впервые американцы предложили Москве открыть свое заведение еще в 1976 году, когда советское руководство побывало на Олимпиаде в Монреале. Но получили отказ, как и «Кока-Кола», а пробиться на советский рынок смогла только «Пепсико Инк».

В годы перестройки тема открытия McDonald’s в СССР вновь напоминала о себе, и 29 апреля 1988 года между канадским представительством McDonald’s и Главным управлением общественного питания Мосгорисполкома был подписан договор о создании совместного предприятия «Москва -McDonald’s».

Уже 3 мая 1989 года был дан старт строительству ресторана на Пушкинской площади в Москве, а в газете «Московский комсомолец» было опубликовано объявление о наборе молодых сотрудников в московский McDonald’s.

«Учитывая интенсивный труд, оплата будет высокой — два-два с половиной рубля в час», — указывалось в объявлении. Неудивительно, что организаторам СП пришло более 25 тысяч резюме. С таким выбором требования к кандидатам были куда выше, чем при приеме в комсомол. Выяснилось, что при отборе девушки модельной внешности заведомо обречены на провал, ибо политика фирмы такова, чтобы клиент не отвлекался на флирт с персоналом. Другой серьезный минус — опыт работы в советском общепите. Таких тоже отсеивали, едва замечали в их резюме строчку с упоминанием подобного опыта. Считалось, что такие люди уже впитали хамское и пренебрежительное отношение к клиенту, вывести которое очень сложно.

В итоге в McDonald’s попали лучшие из лучших: студенты престижных московских вузов, отлично владевшие английским и с навыками работы на ЭВМ. Все они прошли обучение по корпоративным стандартам, важным элементом которых были правила этикета и основы психологии. Интересно, что когда первые посетители увидели натянутые улыбки персонала, как того требовали американские стандарты, то почувствовали себя неуютно. В русской традиции, особенно в те времена, когда сотрудник магазина или столовой улыбался, человек имел основания думать, что стал жертвой обсчета или обвеса. Да и приветствие «добрый день» и «спасибо за заказ» стали культурным шоком, и клиенты смущались и терялись. Обратив на это внимание, руководство McDonald’s выяснило, что такое поведение кассиров не только не способствует продажам, но и сбивает покупателей с толку. Поэтому в московском ресторане разрешили не улыбаться или, по крайней мере, использовать легкую полуулыбку — одними уголками рта.

Прикоснуться к мечте

Открытие первой закусочной McDonald's в СССРИнформация о том, что утром 31 января 1990 года McDonald’s впервые распахнет свои двери в Москве, стала притчей во языцех задолго до указанной даты. Неудивительно, что первые посетители заняли очередь еще ночью. А к утру у ресторана стояла вереница в пять тысяч человек! Такая очередь не снилась даже Ильичу в Мавзолее.

Когда двери все-таки распахнулись, покупатели, привычные к тому, что качественное обслуживание можно получить только в валютных магазинах, увидели на входе табличку: «Обслуживание ведется за советские рубли».

В этот день московский ресторан McDonald’s установил рекорд первого рабочего дня в истории компании. Его клиентами стали более 30 тысяч человек. До этого рекорд принадлежал ресторану в Будапеште — 9100 посетителей. Считалось, что в Москве, где площадь американской закусочной имела внушительную цифру в 2200 квадратных метров и рассчитывалась на одновременный прием до 900 посетителей, не будет сложностей. Но все планы организаторов рухнули в первый же день. Попробовать американские бигмаки желали тысячи людей, но чтобы сделать это, им приходилось стоять несколько часов на морозе. Впрочем, привычные к очередям, советские люди терпеливо ждали, пока их впустят отведать американскую мечту. А чтобы ожидание происходило спокойно, на Пушкинской площади были усилены милицейские патрули.

Вот как вспоминал свое посещение один первых счастливчиков: «И вот, мы внутри. Непривычное оформление, непривычные очереди — не одна большая, а много маленьких к каждой кассе. За прилавком — суета. Что купить? Ну конечно же бигмак! И коктейль, и непременно картошку фри. А потом мы наслаждались необычной едой. Хорошо, что столик заняли заранее!»

Интересно, что половину выручки владельцы ресторана перевели в Советский детский фонд. А в последующие дни рекорд посещаемости был неоднократно побит.

При этом ценник в советском McDonald’s был далеко не гуманным. В 1990 году гамбургер стоил 1,5 рубля, а бигмак — 3,75 рубля, при средней зарплате в стране 150-200 рублей. Для сравнения: проездной билет на автобус на месяц тогда стоил 3 рубля. В общем, в переводе на современные деньги стоит прибавить к указанной сумме пару нулей, и все встанет на свои места. Но тогда считалось нормальным отвалить кучу денег за возможность прикоснуться к западному образу жизни. Ведь покупали же виниловые пластинки «из-за бугра» за 50, а джинсы «Левайс» за 150-300 рублей.

Упаковка как фетиш

Открытие первого ресторана McDonald’s в СССР стало таким событием, что о нем сделали репортажи сразу несколько молодежных и подростковых передач, вроде «Марафона-15» и «Взгляда». А длиннющая очередь, превышавшая очередь в Мавзолей, и не думала уменьшаться несколько месяцев.

Советские люди, попав в ресторан, впервые ощущали странные чувства, никогда ранее не испытываемые. «Я помню, как мы три часа стояли в очереди с родителями. Была то ли осень, тали зима… А когда зашли внутрь — как другой мир: яркий свет, на стенах кажется море, декоративные железные пальмы. Отведали свои гамбургеры и чизбургеры и, как водится, пустые коробочки домой забрали… Эх, жаль, не сохранились».

Желание забрать с собой одноразовую посуду тоже стала неожиданностью для американских боссов. На вопросы, зачем им этот хлам, все находили разумное объяснение. Одни утверждали, что заплатили немало денег за иностранную еду и, так как одноразовая посуда была ими оплачена, имели право забрать ее с собой. Например, чтобы использовать ее дома еще раз. А что?! Ведь в советские времена даже целлофановые пакеты мыли влажной тряпкой с порошком и использовали вторично. Не пропадать же добру! Другие думали, что красочная упаковка станет хорошим и приятным воспоминанием об этом событии, ведь посетить McDonald’s было не так-то просто и дешево!

Вообще, для американского руководства отношение русского человека к их забегаловке быстрого и дешевого фастфуда тоже стало некоторым культурным шоком.

«Еще помню, как однажды, тоже вскоре после открытия, зашли туда с приятелем именно перекусить, так как торопились, а так как было очень холодно, то были мы в тулупах и валенках… и вот входим мы в бигмачную, а там люди в костюмах, дамы в вечерних платьях. Смотрели на нас весьма косо… В ресторан и в валенках».

Статьи о McDonald’s в советских газетах на удивление не были приятно-однотипными. Несмотря на оптимистичный слоган: «Наша продукция доступна всем», это было совсем не так. Да и в глаза бросался диссонанс между яркими плакатами ресторана и серым фоном московской слякоти и угрюмостью лиц москвичей. Все это вызывало какое-то неуемное сожаление за свою страну, оказавшуюся в незавидном положении. «McDonald’s не накормит страну. Он лишь подает пример, как надо кормить», — грустно резюмировал журнал «Юный техник». И с этим трудно было не согласиться.

Прохор ЕЖОВ

ГОДЫ И ЦЕНЫ

В начале 2020 года стало известно, что ресторан McDonald’s На Пушкинской площади в Москве 31 января планирует предложить посетителям отдельные блюда из меню по ценам 1990 года в честъ 30-летия открытия первого российского ресторана сети. Однако из-за коронавируса акция была отменена.

  Рубрика: Назад в СССР 314 просмотров


https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:44. Время генерации:0,323 сек. Потребление памяти:9.66 mb