Патриарх Никон: взлёт и падение

Автор: Maks Май 19, 2019

XVII столетие было для России временем серьезных испытаний, крупных социальных потрясений и масштабных реформ. В такие времена на авансцену истории всегда выходят яркие личности. Именно к их числу принадлежал патриарх Никон.

Крестьянский сын

Сегодня Никона назвали бы «селфмейдменом» человеком, который пришел к успеху благодаря недюжинным талантам и целеустремленности. Родился он 7 мая 1605 года в селе Вельдеманово, расположенном на территории современной Нижегородской области, и при крещении получил имя Никита. Его отец, Мина Минин, был лично свободным черносошным крестьянином, возможно — мордвином.

Детство Никиты было тяжелым. Мать умерла вскоре после рождения сына, а мачеха, пришедшая в дом, терпеть не могла мальчика, жестоко наказывала, избивая и моря голодом, а однажды даже пыталась убить.

Единственной отдушиной для ребенка стали учеба и церковь: отец рано отдал его в храм к сельскому священнику на обучение грамоте, письму и «святых книг чтению». Сюда же мальчик прибегал на каждую службу, и церковь постепенно становилась для него домом в большей степени, чем родной кров. Стоит ли удивляться, что в возрасте 12 лет Никита сбежал из деревни и нашел приют в стенах Макарьевского Желтоводского монастыря?

Никита ежедневно корпел над священными книгами, постепенно превращаясь в настоящего знатока Писания. В монастыре в полной мере проявился живой ум будущего патриарха, а также цепкая память и усидчивость, которые в будущем возвысят юношу на казавшуюся тогда недостижимой высоту.

Через несколько лет, по просьбе смертельно больного отца, Никита возвратился в деревню, женился и взвалил на себя ведение хозяйства. Однако его тянуло к церкви, и в 20-летнем возрасте Никита Минин добился для себя места сельского священника. Благодаря эрудиции, полной отдаче работе и внимательному обхождению с прихожанами он очень быстро стал известен далеко за пределами малой родины. Слухи о необычайно талантливом попе достигли Москвы, и столичное купечество обратилась с просьбой к иерархам содействовать переводу Никиты в один из московских храмов.

Встреча с монархом

В Москве он оказался на виду у влиятельных людей. Однако суетность столичной жизни тяготила Никиту Минина, да и в семье не все было благополучно. Трижды его супруга беременела, трижды младенец появлялся на свет, но вскоре умирал. Родители увидели в этом проявление божьей воли и после очередной смерти ребенка, посовещавшись, оба решили принять монашеский постриг.

В 1635 году Никита Минин отправился в далекий Соловецкий монастырь. Там он постригся в монахи под именем Никона. Через четыре года из-за ссоры с настоятелем Никон покинул обитель, но его карьера от этого лишь выиграла. На новом месте, в Кожеозерском монастыре, он добился такого уважения, что по единогласной просьбе братии стал игуменом.

Вскоре новоявленному игумену предстояло встретиться с царем.

14 июля 1645 года на престол взошел второй представитель династии Романовых — Алексей Михайлович. В Москву со всей страны потянулись люди, чтобы присягнуть на верность новому правителю. Никон как игумен крупного монастыря также отправился в столицу, где встретился с 17-летним царем и произвел на него сильное впечатление.

Происходя из совершенно разных слоев общества, эти два человека нашли общий язык, и царь решил оставить игумена в Москве, сделав его архимандритом Новоспасского монастыря.

Патриарх НиконМежду Никоном и Алексеем установились отношения, которые вполне можно назвать дружескими — насколько вообще возможна дружба между людьми со столь большой разницей в возрасте и положении.

Архимандрит быстро завоевал сердца жителей столицы и местного клира. Кроме того, Никон сблизился с членами кружка «ревнителей благочестия», занимавшимися исправлением церковных книг. В то время у Никона сложились вполне приятельские отношения с одним из самых активных участников кружка — протопопом Аввакумом, в будущем — главным идеологом старообрядцев и противником церковной реформы.

Церковный раскол

В 1652 году старый патриарх Иосиф ушел в мир иной, и на повестку дня встал вопрос о выборе нового предстоятеля. Личные качества и горячая царская поддержка привели к тому, что церковные иерархи склонились в пользу кандидатуры Никона, которого торжественно возвели в сан патриарха.

Судя по всему, уже тогда он задумывался о церковной реформе. Как человек, прекрасно разбиравшийся в богослужебной литературе, патриарх не мог не видеть в ней уйму противоречий, источником которых было закрепление местных обычаев в повседневной практике богослужения.

В отличие от «ревнителей благочестия», Никон считал, что недостаточно искать истину только в русских книгах. Нужно сличать их с греко-византийскими, поскольку именно из Константинополя православие некогда пришло на Русь.

Мысли предстоятеля удачно совпали с политической целесообразностью. В 1653 году Алексей Михайлович решил принять в подданство запорожцев. Возникла проблема религиозного единства страны: украинское казачество исповедовало православие на греческий манер. Попытка «перекрестить» его в соответствии с московскими представлениями была бы не лучшим решением, поскольку недавно казаки по схожей причине восстали против Польши. Так что проще было реформировать московское православие.

Патриарх с одобрения царя начал церковную реформу. Главным новшеством стало введение трехперстного крестного знамения. С одной стороны, преобразования Никона сблизили Москву с другими православными церквями. С другой — вызвали раскол, появление старообрядцев, гонения на них и полыхание костров, на которых горели признанные еретиками люди.

Какая власть главнее?

1650-е годы — это время максимального возвышения патриарха. Он настолько сблизился с царем, что Алексей Михайлович, отлучаясь из Москвы, поручал управление государством главе церкви. Никона стали именовать «великим государем» — невиданная честь для патриарха. По сути, он сделался правой рукой царя.

Почести распалили в патриархе гордыню. Никон превратился во властного и авторитарного человека, нетерпимого к чужому мнению. Это начало раздражать как представителей духовенства, так и аристократию. Придворные делали все возможное, чтобы ухудшить отношения между царем и патриархом. В конце концов это им удалось.

Бывшие друзья — Алексей Михайлович и Никон — все чаще ссорились, особенно из-за теории патриарха о первенстве духовной власти над светской. Царь убедительно доказал, какая власть на самом деле главная.

После одного из конфликтов Никон, обидевшись, уехал из Москвы. Он считал, что царь вынужден будет искать примирения. Однако Никон ошибся в оценке личности повзрослевшего правителя.

Прозванный Тишайшим за спокойный нрав, Алексей Михайлович тем не менее был способен на жесткие поступки. Решив поставить патриарха на место, он начал дело по отлучению Никона от сана. Царь пригласил в Москву глав двух древних восточных патриархий — Паисия Александрийского и Макария Антиохийского. Опираясь на их авторитет, Алексей Михайлович добился решения о низвержении Никона, которого в качестве простого монаха отправили в Ферапонтов Белозерский монастырь.

15 лет бывший патриарх провел в монастырских стенах в тяжелом труде и строгом посту. Лишь после смерти Алексея Михайловича его сын Федор задумался о прекращении опалы. Однако прощение даровали слишком поздно: 76-летний Никон заболел и скончался по пути в столицу.

В Москве толпы людей вышли на улицы, чтобы проститься с Никоном. Федор Алексеевич приказал отпеть и похоронить его со всеми почестями, подобающими патриарху. Впоследствии, по ходатайству царя Федора, все четыре древние восточные патриархии — Константинопольская, Антиохийская, Иерусалимская и Александрийская — прислали грамоты, которые позволили отменить решение о низвержении Никона из патриаршества и открыто почитать его как одного из предстоятелей Русской православной церкви.

Антон ШПИНЕВ



  Рубрика: Легенды прошлых лет

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:61. Время генерации:0,322 сек. Потребление памяти:10.65 mb