Последние гастроли

Автор: Maks Янв 21, 2020

Никто из посетителей детских кинотеатров, тиров и баров, обустроенных в самолетах Ан-1о, не подозревал, что эти машины были списаны в результате трагедии.

А случилась она 18 мая 1972 года в 24 километрах от аэропорта Харькова…

Конструкция самолета Ан-10 была такова, что при необходимости (например, в случае войны) его можно было без проблем превратить в грузовой самолет. История создания этой машины удивительна для бюрократической системы СССР, где все новое утверждалось и согласовывалось годами. Но эта быстрота, возможно, и привела к трагедии.

Галопом по Европе

Созданию самолета Ан-10, вероятно, поспособствовало стремление партийного руководства Украины перегнать московские КБ Туполева и Ильюшина. По воспоминаниям бывшего инструктора по идеологии ЦК КПУ Кондратенко, именно ЦК настоятельно рекомендовал Олегу Антонову присвоить самолету имя «Украина». Разработка проекта была завершена в конце 1955 года в соответствии с постановлением правительства от 30 ноября 1955 года. Заданием предусматривалось применение двигателей НК-4 или ТВ-20 (АИ-20). В мае 1956 года уже состоялась защита эскизного проекта. А через пять месяцев утвердили и макет самолета.

Первый полет опытный Ан-10, получивший собственное имя «Украина», совершил 7 марта 1957 года с аэродрома Киевского авиазавода в Святошино. Посадку самолет произвел на военном аэродроме в Борисполе.

А в июле 1957 года в аэропорту Внуково состоялась демонстрация самолета советскому руководству. Машина понравилась, и к концу года выпустили первый серийный экземпляр. А в ноябре 1958 года начались эксплуатационные испытания первых серийных машин, поступивших в Украинское территориальное управление ГВФ — им пришлось возить грузы и почту.

Ан-10По итогам государственных испытаний, завершившихся в июне 1959 года, машину допустили к перевозке пассажиров.

27 апреля 1959 года Ан-10 выполнил свой первый технический рейс, а ровно через месяц состоялся рекламный полет по маршруту Киев-Москва-Тбилиси-Адлер-Харьков-Киев.

22 июля 1959 года началась эксплуатация самолета на трассе Москва-Симферополь. Согласно расчетам, Ан-10 в те годы был в числе самых рентабельных машин: стоимость перевозки одного пассажира была значительно ниже, чем на Ту-104А, главным образом, из-за большей пассажировместимости.

К 1971 году самолеты Ан-10 перевезли свыше 35 миллионов пассажиров и 1,2 миллиона тонн грузов. Тем самым они вышли на первое место в СССР по пассажирообороту. За время эксплуатации по разным причинам произошло 12 аварий и катастроф, в которых погибли 370 человек.

Но тут наступил «черный» май 1972 года. «Черный» не только для погибших в авиакатастрофе людей и их родственников, но и для самого авиалайнера.

Тринадцатое место

Утром 18 мая 1972 года знаменитый пародист Виктор Чистяков проспал. Приехал во Внуково, когда самолет уже должен был взлететь. Но вылет задержали по техническим причинам. В аэропорту он снова опоздал — трап уже отогнали от самолета. Но когда экипаж узнал, что опаздывающий — артист Чистяков, трап снова подогнали. В результате Виктор успел на рейс. Его место было под номером 13. Через 1 час и 13 минут после взлета лайнер разрушился в воздухе над Харьковом.

После авиакатастрофы Ан-10А с бортовым №11215 полеты машин, принадлежащих компании «Аэрофлот», были тут же прекращены до результатов расследования. Для расследования причин и обстоятельств катастрофы, а также оценки всей программы производства и эксплуатации Ан 10 была создана Госкомиссия во главе с зампредом военно-промышленной комиссии при Совете министров Николаем Строевым.

Комиссия пришла к выводу, что причиной аварии стало разрушение центроплана в результате усталости металла, что также подтверждается критическим отношением к машине со стороны одного из создателей — Елизаветы Шахатуни. Она занималась в КБ вопросами прочности и заявила, что самолет не был доведен до необходимого уровня надежности, так как все тестирование на прочность фюзеляжа проводилось в СибНИИА. И не было более тщательного тестирования в ЦАГИ, занятом испытаниями моделей КБ Ильюшина и Туполева.

27 августа 1972 года по приказу №032 Министерства гражданской авиации были списаны 40 из 67 самолетов Ан-10 (еще 11 эксплуатировалось ВВС СССР).

Остальные машины были переданы Министерству авиационной промышленности, что означало отказ продолжать эксплуатацию Ан-10 в «Аэрофлоте».

Приказ Министерства авиационной промышленности №410 от 5 ноября 1972 года передавал 25 самолетов в эксплуатацию производственным предприятиям для грузовых перевозок после необходимых конструкционных изменений.

В 1973 году такие изменения были произведены лишь для 3 самолетов, и в 1974 году полеты всех Ан-10 в МАП прекратились. Один из последних полетов совершил борт СССР-11213, когда 14 января 1976 года его перегнали в музей авиации в Монино. Большинство самолетов ранее было утилизировано.

Марк РАППОРТ



,   Рубрика: Катастрофы и катаклизмы

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:62. Время генерации:0,171 сек. Потребление памяти:8.44 mb